В предыдущем материалео тактике новоделов я начал рассказ про этих удивительных людей. К тому, что у нас что-то делают, лично я привык. Но одно дело, когда за исторической такой работой стоят огромные силы типа юридической системы «Гарант» (этой системе мы обязаны появлением Музея отечественной военной истории в Падикове) или УГМК, Уральской горно-металлургической компании, которой принадлежит честь создания музея в Верхней Пышме.

Это люди. Это деньги. Это другие ресурсы, хотя бы те же помещения, станки и инструменты, транспорт.

А если этого всего нет?

Вот перед вами именно такой случай. Спонсоров в виде крупных компаний за спиной нет. Производственный цех… Впрочем, сами все увидите.

Беседовали мы с Александром Шептаевым, большим любителем танков. Его страсть к этой технике ничем не отличается от страсти ребят из Падикова или Верхней Пышмы, единственное отличие: за ним только его танковая рота и военно-исторический клуб.

Я предлагаю вам просто ознакомиться с нашей беседой, в которой я попросил Александра рассказать, как можно докатиться до такой жизни, когда во дворе только бронетехника. Два бронеавтомобиля, две САУ и 4 танка. И пушка еще.

Слово Александру.

— Заниматься постройкой техники мы начали лет десять назад. Первоначально это был я с братом Михаилом и в качестве наставника наш отец, Шептаев Валерий Пантелеймонович.

Начали, как водится, с легковых машин. Первенцем был ГАЗ-67. Следующим был грузовик ГАЗ-ММ. Он сейчас стоит в музее в Верхней Пышме.

Потом замахнулись на бронеавтомобили, сделали БА-64. Три штуки. Броневички уехали по коллекциям, в Питер. В КБ Смирнова.

Вообще, мы техникой мы с детства увлекаемся, мопеды, мотоциклы…

И так вот мы втянулись в реконструкцию, начали кататься по России. Воронеж, естественно, Саров, Курск, Белгород… В общем, все окрестности объехали.

Мы даже в фильме успели сняться. «Ладога: дорога жизни», мини-сериал. Там как раз зенитная установка на полуторке была. И мы с нее самолет сбивали. Полуторка наша была, и мы с Михаилом на ней воевали с самолетами. Здорово было, мороз минус 30, пурга, машину завести – целая история…

В общем, условия очень сильно приближенные к тем… Впечатлений надолго хватанули.

И в расстрельной команде были еще. В эпизоде.

Наша техника не часто, но в кадры попадает. В основном в малометражных фильмах, но мы особо не спешим. Будут еще большие фильмы, снимемся.

— Расскажи о самом процессе создания техники.

— Тут главное — понять, что ты хочешь построить, и к этому желанию подобрать агрегатную базу. Все начинается именно с этого. Узлы, агрегаты, металл…

— Где берете все это?

— А где найдем. Списанные вездеходы военные очень выручают. Ну и тракторы, мы с них двигатели берем. Вообще, по всей России ищем доноров.

Корпуса варим по чертежам. Стараемся максимально приблизиться к оригиналу, насколько рук хватает.

— Как вообще вы взаимодействуете с военными, властями?

— У нас клуб. Белгородская региональная общественная организация «Прохоровский рубеж». Поэтому все, что тут происходит, совершенно официально и под полным контролем властей. Даже иногда под излишне пристальным контролем, но тут либо ты понимаешь, что у них свои обязанности, либо нервы мотаешь себе и им. Мы предпочитаем нервы не тратить попусту.

«Прохоровский рубеж» — это молодое образование, ему два года всего. В нем пока три человека: я, брат Михаил и его сын Александр. Работает с техникой больше людей. Вот Павла вы видели, он у нас многостаночник, и маляр, и сварщик, и техник. Сергей, моторист, сейчас в отпуске.

Вот так и работаем.

Можем сделать все, что двигается и имеет отношение ко Второй мировой войне. Были бы чертежи-схемы – сделаем любую машину.

Вот недавно расширили ассортимент – пушку времен Первой мировой сделали. 1902 года пушечка. Интересная работа была.

Нам интересно, а когда интересно – все получается так, как должно было бы быть.

— Эту пушку вы под заказ делали, или?..

— Это не на заказ, это себе. Просто к нам попали чертежи, мы посмотрели… и сделали. Она не сложная, зато как говорится, харизматичная.

— И вы теперь еще и артиллерийский расчет?

— Нет, мы эту пушку будем возить на реконструкции тем, кто по Первой мировой устраивает… Они редко, но бывают, и с техникой там совсем печально (подтверждаю, на «Поле боя» наблюдал эту печаль. – Прим. Р.С.). Вот пусть те реконструкторы расчеты и составляют, а мы обучим.

Мы же сами на своих танках ездим. За механиков-водителей.

Вот в Сарове должна была быть большая реконструкция. Но ее отменили по коронавирусу. Сказали сделать в формате кино. И мы снимали кино, с 11 до 18 где-то. То есть шла как бы реконструкция, но на камеры и без зрителей.

Танки ехали, пехота бежала, все стреляли, взрывалась пиротехника… Все как обычно, только вместо зрителей операторы.

Я туда один ездил с двумя танками. Местных мехводов было достаточно, вообще, в Сарове организация очень серьезная. Красиво все было, пиротехники звери, жаль, что зрителей не допустили, это надо было видеть.

— Как сейчас, в нынешних условиях ограничений, есть интерес к технике у коллекционеров?

Нет, сейчас тихо и глухо. Все замерло, реконструкции не проводят, от коллекционеров тоже тишина, у всех кризис. Мы работаем как бы на завтра, на будущее. Рано или поздно все это закончится…

— Где берете чертежи для работы?

— По музеям. Много в Кубинке при старом руководстве сняли. Все просто: планшет, транспортир, рулетка – и пошел обмерять и рисовать. За пару дней можно все спокойно сделать. С точностью до 97%.

У Задорожного часто бываем, у него тоже есть что посмотреть. Дружим.

— Как в обычные дни у вас с посещаемостью?

— А у нас нормально. Приезжают люди. Договариваются по телефону, берут что есть и приезжают. Тут поле, тут лес, есть где спокойно посидеть, шашлык пожарить…

— А в плане нестандартного отдыха?

— А тоже полный порядок. У нас и форма есть, и СХП (безопасное оружие под стрельбу холостыми патронами. – Прим. Р.С.), так что в плане фотосессий тут полное раздолье. Можем и технику в поле выкатить, все можно.

Самое главное – здесь все на 100% исторично смотрится. Все танки и самоходки, что у нас есть, они все здесь воевали. Тут же бои шли какие…

— А если самому сесть за рычаги?

— Это отдельный, совсем отдельный вопрос, тут все в умении и праве на управление. К нам приезжают люди такие, с подготовкой. Просто это хоть и копия, но все-таки гусеничная машина, так что, конечно, «левого» не пустим.

Но у нас были прецеденты, приехали из Москвы ребята, хотели короткометражку снять. Привезли мехвода, и вон там, по-над краем леса весь день снимали.

Так что тут все вопросы обсуждаемые, все можно решить. Но, вообще говоря, свои танки мы сами водим в основном. Это не джип, габариты другие, ходовые характеристики… Так спокойнее всем.

— Последний вопрос на сегодня: то, что вы делаете, как вы сами оцениваете в плане полезности?

— Да полезное это дело. Это история. Глупостей наделали, когда все танки порезали, теперь вот по дальним странам собираем. А из оружия, которое мы за бешеные деньги покупаем, ступеньки льют для церкви. Глупо.

Еще лет десять, и все, танки будут по компьютерной игре изучать. И сейчас молодые изучают — по «Танчикам». А ведь рисунок – это только рисунок. Ты вот подойди, представь, как это – гранатой из окопа в него попасть. Когда пулеметы лупят по тебе.

Еще немного – и только так и будем трогать и щупать. Но хоть так. Хотя бы в таких вот музеях. Лучше, чем никак.

Вот такая экскурсия, вот такое интервью. Но мы не прощаемся, потому что вместе с Александром и Михаилом мы сделаем несколько материалов об оружии того времени. Так сказать, из фондов «Прохоровского рубежа» и других клубов Белгородчины.

Так что мы в Архангельское вернемся в самое ближайшее время, несмотря на погоду.

Автор выражает огромную признательность Елене Кирилловой (ВИК «Сорокопятка», Воронеж) за то, что эта встреча состоялась.

Автор:
Роман Скоморохов