Рекордное количество валидола было выпито 12 октября в московских отделах кадров – и всё из-за халатности айтишников.

Не рассчитали нагрузку

В большую и дурно пахнущую лужу сели московские власти 12 октября 2020 года от Рождества Христова.

Сервис подачи заявлений о сотрудниках, переведённых на удалённый режим, просто не выдержал потока обращений. Десятки тысяч кадровиков столкнулись с невозможностью передать данные – и, надо заметить, изрядно помотали себе нервы, поскольку опоздание грозит организации нешуточными штрафами.

Сервер попросту не выдержал числа обращений – сотрудники IT-департамента мэрии поленились заранее провести тестирование его под повышенными нагрузками. Бывает, не в первый раз – взятые по знакомству мальчики-племяннички, «увлекающиеся компьютерами» вообще редко становятся профессионалами. От компьютерных сбоев не застрахован почти никто, хотя, конечно, печально, когда это происходит на таком уровне. Самое печальное в этой истории – не сам сбой, а реакция на него со стороны мэрии, озвученная, в частности, в издании РБК.

Не продумали оправдания

Первое – виноваты сами работодатели, которые дотянули до последнего дня сдачи данных. При этом в распоряжении мэрии чётко говорится – передавать информацию по понедельникам, какой тут может быть последний день?

Второе – работодатели всё неправильно поняли, и первые списки надо было подавать 19 октября. Напомним, речь идёт об исполнении указа мэра от 1 октября 2020 года № 96-УМ, где сказано о переводе на удалённую работу с 5 октября, и об уточнениях в указе от 6 октября №97-УМ, где есть формулировка:

…представление еженедельно (в понедельник, начиная с 12 октября 2020 г.) в электронном виде с использованием личного кабинета юридического лица, индивидуального предпринимателя на официальном сайте мэра и правительства Москвы сведений о работниках…

Где вы видите здесь хотя бы намёк на то, что, как нам говорят сейчас, с 12 октября только начинается отсчёт, а первые отчёты надо было сдавать 19-го? Документ однозначно называет дату сдачи сведений, и это именно 12 октября! Честно говоря, от группы граждан, ворочающих триллионами рублей, хотелось бы видеть более изящные трюки.

Ещё 12 октября, признавая наличие некоторых проблем, московские власти даже не упоминали 19 октября. Они уже виляли и изворачивались, говорили о том, что сервис был запущен 9-го, «у работодателей было несколько дней» (ага, вечер пятницы, суббота и воскресенье), но обещали всего лишь учесть факты сбоев при проверках.

Плохой народ достался

У сильного всегда бессильный виноват – поставьте уже у мэрии, рядом с Долгоруким, памятник Ивану Крылову. Во всех бедах мэрия неизменно винит москвичей. За десять лет работы Сергея Собянина на его нынешнем посту мы многократно убеждались в том, что его люди решительно не умеют признавать собственные ошибки. И в таких ситуациях они ведут себя, как нашкодившие школьники, упорно твердящие: «Это не я», – даже тогда, когда их проступок видели десятки глаз.

Первый громкий звонок прозвенел битыми бамперами в 2013 году, когда Северянинский мост в заморозки полили моющим средством, превратившим трассу в каток. Виновными в столкновении более чем 30 машин в итоге признали водителей, «не соблюдавших скоростной режим», хотя ехать там было невозможно в принципе. На распоряжении об абсурдном поливе стояла подпись вице-мэра Петра Бирюкова, но при поиске виновных никто не принял это во внимание.

В полный рост проблемы встали во время коронавирусных ограничений, когда все сбои наспех накарябанных систем контроля передвижения граждан по умолчанию считались проблемой самих граждан. Очень возможно, что нам вновь предстоят эти прекрасные моменты получения штрафов за сам факт своего существования.

Цифра не про вас

И Бог бы с ними, видали мы губернаторов и похлеще, но смущают грандиозные планы мэрии на дивное новое москвоустройство: эти люди постоянно и настойчиво говорят нам о цифровизации жизни. Они тратят на эту цифровизацию огромные деньги, но не умеют наладить работу элементарной службы приёма данных, которую соорудит на коленке любой вменяемый программист, после чего воспользуется одним из сервисов нагрузочного тестирования.

Чего ждать от их электронной школы – того, что из-за очередного IT-грамотея детей заставят писать «учавствующий», как это уже принято в Сбербанке? Сбой алгоритма приведёт к описанию эпической схватки Батыя с Колумбом в трюмах Непобедимой армады? Скорость света, по одному чудо-министру, превысит 400 тысяч км/с?

Один из немногих плюсов цифровизации – она не терпит кумовства и разгильдяйства. Абы как построенный дом простоит лет десять (а там или шах, или падишах), плохо спроектированную дорогу жители будут ругать, но терпеть, бессмысленные правила будут не оспаривать, но игнорировать… А вот ошибки в IT-системах вылезают наружу очень быстро.

И когда-нибудь они перестанут оставаться безнаказанными.

Автор:
Михаил Мельников