26 августа было опубликовано исследование R45178 Исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service. CRS) «Искусственный интеллект и национальная безопасность». Во введении в документе утверждается, что искусственный интеллект (ИИ) — это быстрорастущая область технологий, привлекающая внимание коммерческих инвесторов, военных аналитиков, политиков и международных конкурентов США. По мнению CRS, об этом свидетельствует ряд “недавних инициатив”.

Так рассказывается, что еще 20 июля 2017 года правительство Китая опубликовал стратегию, в которой подробно изложило свой план стать лидером в области ИИ к 2030 году. Менее чем через два месяца Владимир Путин публично объявил о намерении России развивать технологии ИИ, заявив: «Россия станет лидером в этой области и будет править миром». Тут американски аналитики немного “соврамши”. На самом деле президент России сказал совсем другое: «Искусственный интеллект — это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира. И очень бы не хотелось, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то конкретных руках, поэтому мы, если мы будем лидерами в этой сфере, также будем делиться этими технологиями со всем миром, как мы сегодня делимся атомными технологиями, ядерными технологиями». В самих США выпущенная в январе 2018 года Национальная оборонная стратегия определила ИИ как одну из ключевых технологий будущего. В ней сказано: это будет «гарантировать <Соединенным Штатам>, что они смогут сражаться и побеждать в войнах будущего».

Объять весь полет мысли аналитиков CRS невозможно, прежде всего, из-за разницы ментальности образования. Они как все американские выпускники колледжей слишком сильно «заточены» на узконаправленных проблемах. Наш российский подход наоборот системный. Он дает возможность оценить картину не изнутри, а хотя бы отойдя от того, что рисуют “народные американские художники”, на несколько шагов. Чтобы понять, в том числе, что и почем в этой “модной истории”. Вот основные мысли проведенной CRS аналитической работы и наши выводы из них.

1. Базовая история — это как ИИ дефенирован в сознании чиновников Госдепа и генералов Минобороны США. В разделе 238 «Закона о полномочиях национальной обороны на 2019 финансовый год» (NDAA) он определяется так:
1. Любая искусственная система, которая выполняет задачи в изменчивых и непредсказуемых условиях, обстоятельства без значительного человеческого надзора, или которые могут извлечь уроки из опыта и повышение производительности при работе с наборами данных.
2. Искусственная система, разработанная в компьютерном программном обеспечении, физическом оборудовании или другом контекст, который решает задачи, требующие человеческого восприятия, познания, планирования, обучение, общение или физическое действие.
3. Искусственная система, созданная, чтобы думать или действовать как человек, включая когнитивные архитектуры и нейронные сети.
4. Набор методов, включая машинное обучение, которые предназначены для приближения познавательная задача.
5. Искусственная система, разработанная для рациональных действий, включая интеллектуальное программное обеспечение. агент или воплощенный робот, который достигает целей, используя восприятие, планирование, рассуждения, обучение, общение, принятие решений и действия.

2. Многие задаются вопросом, когда тема ИИ завладела сознанием глобалистов-неоконов и почему это произошло. Отчет CRS рассказывает и об этом: «Всплеск интереса к ИИ начался примерно в 2010 году. благодаря слиянию трех благоприятных событий». Вот они:
• доступность источников «больших данных»;
• усовершенствования подходов к машинному обучению;
• увеличение мощности компьютерной обработки.

Однако активные вложения в ИИ начались только с 2016 года и это тоже косвенно проглядывается в документе CRS. В нем указываются конкретные цифры. Несекретные инвестиции Министерства обороны США в ИИ выросли с чуть более $600 млн в 2016 финансовом году до $2,5 млрд в 2021 финансовом году. «Эти деньги направлены на более 600 активных проектов в этой области», — подчеркивается в отчете. Если принять за основу посыл, что именно ИИ должен управлять «Интернетом вещей» (Internet of Things), то разу становится очевидным именно его «двойное назначение», одни и те же технологии могут использоваться как для решения задач национальной безопасности, так и в гражданском секторе. Причем часто они непосредственно пересекаются, и о чем в бумаге CRS не сказано, что именно это непосредственно нарушает права граждан.

3. Интересно, что именно в 2018 году Министерство обороны США опубликовало «секретную стратегию ИИ», согласно которой под руководством Пентагона в соответствие с законом NDAA на 2019 финансовый год было профинансировано:
• создание Объединенного центра искусственного интеллекта (JAIC), который «Координировал бы усилия по развитию, созреванию и переходу в оперативное использование» МО технологий искусственного интеллекта;
• принятие Стратегической дорожной карты для разработки и внедрения ИИ, а также Руководства по «надлежащей этической, правовой и другой политике управления разработкой и использованием систем с поддержкой искусственного интеллекта и технологии в оперативных интересах»;
• создание Комиссии национальной безопасности по искусственному интеллекту для проведения всесторонней оценки актуальных в военном отношении технологий ИИ и предоставления рекомендаций по усилению конкурентоспособности США в этой области.

4. Соответственно только 6-летний бюджет JAIC составляет с 2018 года $1,75 млрд, а 80 основных проектов в области ИИ, которые ведет пресловутая DARPA, составляют $2 млрд. Интересно, что вопросы с дополнительным финансированием решаются с помощью государственно-частного партнерства. Однако при этом американцы выделяют основную юридическую проблему — потенциальную потерю прав интеллектуальной собственности частными разработчиками. По мнению исследователей из CRS, для решения этого вопроса необходима пилотная программа по оценке и защите частной интеллектуальной собственности в процессе государственных закупок. История как всегда имеет двойное назначение. Так как госзакупки производятся обычно у “доверенных компаний”, то деньги, полученные по этой программе, будут частично использованы для поддержания этого самого доверия, как это происходило, например, с ЧВК Эрих Принса в Афганистане некоторое время назад. Там, правда, речь шла о сопровождении охраняемых объектов и логистике без участия современного ИИ. Таким образом, в тему четко встраивается коррупционная составляющая.

5. Согласно исследовании, оказывается, в настоящее время проводить НИОКРы в области ИИ могут только DARPA и IARPA — Агентство перспективных исследований разведывательных проектов и отдельные службы в недрах Пентагона. Тут есть еще один экономический “цимес” – согласования с JAIC требуют только работы стоимостью больше $15 млн. Для пытливых умов американских чиновников это тоже отличная лазейка немного заработать.

В этом материале описаны действительно основные дефиниции ИИ – что он такое и сколько будет стоить США. Право, такое соотношение цена-качество может устроить только две стороны.

Первая из них очевидна – это лоббисты частных компаний в Пентагоне, Национальной разведке и Министерстве внутренней безопасности. На проталкивании в тему ИИ близких кампаний они заработают миллионы долларов. А вторая – это российский ВПК, получающий фору по времени, отнятое в США “распилом” выделенных на искусственный интеллект денег. Вот только непонятно, успеет ли Россия ей воспользоваться? Ведь и у нас хватает умельцев по освоению госбюджета.

Дмитрий Светин, специально для РИА «Катюша»