В Пензенской области Иван Белозерцев, судя по всему, выиграет выборы в первом туре и останется губернатором региона ещё на один срок. Его будущая победа – пример того, как человек остаётся руководителем региона просто потому, что не нашлось никого получше.

Ещё во времена моей юности… и даже позже, уже в начале нынешнего века в Поволжье было принято говорить с характерным оканьем – «толстопяты пензюки». Никакого особенного смысла в это на моей памяти уже не вкладывали: ну, в Самаре живут «айдатики», потому что «айда» говорят вместо «пошли» и «начали», а пензюки вот толстопяты. Кто мерил толщину пяток, когда? Что имел в виду? То ли, что жители Пензенской губернии особенно ленивы по сравнению с соседями, то ли, что более терпеливы?

Танкист, политрук, региональный начальник. Фото: официальный портал правительства Пензенской области/pnzreg.ru

Как бы то ни было, Пензенская область – не из числа тех субъектов Федерации, которые постоянно упоминаются в федеральных СМИ. Громкие скандалы бывают, но редко, громкие победы, увы, ещё реже, массовых протестов не ожидается… Отличный, комфортный для Москвы регион – если вы профессионально занимаетесь российской внутренней политикой, о нём можно долго не вспоминать. Ну разве что выборы там случатся.

Ну вот, они в очередной раз случились. 13 сентября население области придёт на избирательные участки и, вероятно, даст возможность ещё один срок рулить регионом Ивану Белозерцеву, впервые избранному губернатором в 2015 году. По разным данным, опубликованным в конце августа – начале сентября, г-н Белозерцев может получить не менее 53 и не более 63% голосов избирателей. Сравнительно честным путём, то есть протестов проигрывающих кандидатов и их сторонников не предвидится.

Скандалы, интриги, расследования

Это – что он выигрывает выборы и что протестов не будет – в общем-то странно. Губернатор Белозерцев достаточно долго находился в группе риска. Весной 2020-го ковидного года практически все эксперты, «близкие к башням Кремля», полагали, что на второй срок ему идти не разрешат – никаких значимых успехов в управлении регионом нет, существенной поддержки населения тоже нет, скандалы в окружении губернатора, напротив, есть, – значит, будут снимать.

Скандалы в самом деле были для тихого и провинциального во всех смыслах региона нешуточные. В феврале 2020 года вице-губернатор региона Валерий Беспалов попался ГИБДД пьяным за рулём и «со спутницей», как вежливо писали местные газеты. И нет, чтобы вести себя тихо (лишение прав, эка невидаль) – попытался «качать права». Попал в телеграм-каналы. Чуть позже глава администрации Пензенского района области напал на журналиста после заседания районного собрания в селе Кондоль. Несколько раньше был арестован министр здравоохранения Пензенской области. Не по обвинению в коррупции, что для российской провинции, к сожалению, привычно, но по обвинению в изнасиловании, что, конечно, из ряда вон и может означать только одно –  люди Белозерцева считали себя полностью неприкосновенными, заведомо безнаказанными хозяевами региона.

В феврале 2020 года вице-губернатор региона Валерий Беспалов попался ГИБДД пьяным за рулём и «со спутницей», как вежливо писали местные газеты. Фото: официальный портал правительства Пензенской области/pnzreg.ru

Когда люди из команды губернатора ведут себя по-хамски – это само по себе плохо. Но когда это происходит на фоне нерешаемых социальных проблем и тлеющих конфликтов, вопрос о компетентности главы региона встаёт в полный рост.

Главный конфликт, который в регионе не смогли как следует потушить, – экологический или попросту «мусорный». В 2019 году прокуратура указала губернатору более чем на 100 нарушений в этой сфере. По мнению местных общественников, губернатор относится к проблеме в лучшем случае формально. Недовольство населения постепенно растёт.

Но и этого мало. Пензенская область – это ведь тот регион, в котором расположена печально известная на всю Россию Чемодановка, где случился межнациональный конфликт, русские против цыган. Губернатор Белозерцев при разрешении конфликта оказался не на высоте – вместо серьёзного разговора о ситуации в селе сообщил городу и миру о том, что во всем виноват Госдеп США. Госдеп, конечно, строит России козни, но поверить в то, что там слышали о селе Чемодановка, общественному мнению было сложновато. А в то, что у губернатора, кроме ругательств в адрес Госдепа, не нашлось объяснений происшествию, поверить можно – но стоит ли такому человеку оставаться губернатором?

Не выше сапога?

То, что Белозерцев в Чемодановке не нашёл другого слова, кроме «Госдеп» (хотя, казалось бы, чего проще: ну, скажи, что люди живут трудно и от этого бывают раздражены, скажи, что цыганская община, видимо, не соблюдает правила общежития, но драка – это не метод, самосуд недопустим, полиция должна работать лучше – и этого уже будет достаточно!), объясняется, очевидно, характером и кругозором губернатора. Дело в том, что товарищ Белозерцев – советский человек, советский военный, советский политрук и советский военком. Больше никакой биографии у него нет. Судите сами:

1980–1981 – командир взвода учебно-боевых танков; 1981–1984 – секретарь комитета ВЛКСМ батальона курсантов; 1984–1986 – помощник начальника политотдела по комсомольской работе Ульяновского высшего танкового командного училища; 1986–1987 – заместитель командира батальона учебно-боевого вооружения и техники в/ч 61642; 1987–1989 – секретарь партийного комитета полка. В сентябре 1989 года поступил в Военно-политическую академию им. В. И. Ленина в Москве. Академию по приказу Ельцина переименовали, и летом 1992 года в возрасте 34 лет Белозерцев окончил Гуманитарную академию Вооружённых сил РФ по специальности «Социальный педагог». В 1992 году Белозерцева направили в Пензу, назначив в военный комиссариат Пензенской области заместителем военного комиссара по работе с личным составом. В 1999 году он был назначен начальником отдела кадров и учёта офицеров запаса Пензенской области. Занимал должность до 2004 года. С 2000 года избирался депутатом Пензенской городской думы, с 2004 – председатель этой Думы.

Всё. Танкист, политрук, региональный начальник. Из городской думы в областную, оттуда в губернаторы. Мне кажется, это тот случай, когда можно сказать, что все решения губернатора предсказуемы и продиктованы его жизненным опытом.

Незаменимый? Можно и так сказать

Проблема, однако, в том, что Белозерцеву не смогли найти замены. Правда, на кремлёвских совещаниях называли некоторые фамилии возможных выдвиженцев на губернаторский пост. Самым известным среди них был бывший мэр «атомного» города Заречный Пензенской области, затем вице-губернатор Севастополя и ныне Ставропольского края Вячеслав Гладков. Логика в таком назначении просматривалась простая и прямая: у Гладкова огромный управленческий опыт, с ситуацией в Пензе он знаком не понаслышке, к тому же он «росатомовский», то есть по определению находится в «горячем резерве» заместителя руководителя Администрации президента Сергея Кириенко. Однако то ли Гладков недостаточно хорошо проявил себя на Старополье, то ли, наоборот, его сочли незаменимым на нынешнем посту, но «оставили в прежнем качестве». На замену Белозерцеву не направили. И никого другого не направили тоже. Пенза оказалась одной из тех территорий, для которых в Москве не так-то просто найти желающих поруководить.

Так что Белозерцев получил разрешение пойти на второй срок – а там как избиратели решат. Некоторое время оставалась надежда, что избиратели найдут ему замену из числа представителей системной оппозиции.

Ещё в июне – июле часть российских политологов предполагали, что ему «светит» второй тур, то есть гарантированное поражение (если глава региона оказывается во втором туре, против него объединяются все, кто не проголосовал за него в первом, – то есть гарантированное большинство.

Однако в последнюю неделю августа были опубликованы исследования, согласно которым губернатор набирает всяко больше 50%, причём, видимо, без подтасовок. А если учесть, что открепительные удостоверения для участия в выборах губернатора получили 18 тысяч избирателей (всего на выборы за три дня придёт примерно 400 тысяч человек), а выборы проводиться будут, как и по всей России, целых три дня, с учётом административного ресурса Белозерцев вполне может набрать и 65%.

Конечно, это будет не показателем его популярности, а всего лишь отсутствия активности оппонентов – в выборах губернатора Пензенской области участвуют, кроме губернатора-единоросса, Анна Очкина («Справедливая Россия»), Пётр Чугай («Партия пенсионеров»), Александр Васильев (ЛДПР) и Олег Шаляпин (КПРФ) – и ни один из них, по предположениям социологов, не получит больше 12% голосов.

Впрочем, выборы в российских регионах – это такая штука, что на них иногда возможны чудеса. Достаточно вспомнить, как оказались на своих постах нынешние губернаторы Владимирской области и Хакасии, недавний губернатор Хабаровского края. Тут ведь не то что «в их победу никто не верил», а «они не собирались побеждать». Считались безопасными и удобными соперниками. Однако же избиратели сказали: полно ребячиться, идите-ка управлять. И деваться стало некуда. Так что – ждём результата, может, пензюки не так и толстопяты.