Так отзывались современники об Александре Ханжонкове, подчёркивая не только предпринимательские способности отца отечественного кинопроизводства, но и его отменный вкус. Именно Ханжонков, 143-летие со дня рождения которого отмечает 8 августа кинематографическая общественность, установил эталон «качественной русской фильмы» и открыл самоучек, которые благодаря ему  стали   первыми русскими кинозвёздами. Главное же его детище – кинопроизводственная  база в Ялте. А ещё одна заслуга – заложенные  основы отечественного научно-популярного кино.  За всё это и вошёл в отечественную историю как благодетель и просветитель, продюсер, режиссёр, сценарист.

На звание родины знаменито­сти  долгое время претендовала Ростовская область.  Пока не обнаружилась запись о его крещении на донецкой земле. Восстановила родословную русского киномагната его внучка Ирина Орлова, посвятившая деду документальную повесть, основанную на воспоминаниях его современников. Ирина Александровна утверждает, что история рода началась приблизительно с XIII века и ведёт отсчёт от половецкого хана Жёнкова. Отсюда и приставка «хан». Потом потомки половецкого хана подались в казаки, а букву «ё» сменила «о».  Известно, что прадеду Александра Алексе­евича, казачьему старшине Василию Ханжонкову, за добросовестную службу были пожалованы дворянское звание, 15000 гектаров земли и 15 крестьянских семей. Да только обогатиться он не успел – отменили крепостное право. Поиски новых источников доходов привели предка Ханжонкова к освоению угольных копей на Донецкой земле. Там и появился на свет Александр. А в Ростове-на-Дону он учился в Андреевской гимназии. Окончив Новочеркасское казачье юнкерское училище, служил в Донецком казачьем полку, расквартированном в Москве. Здесь обзавёлся семьёй, женившись  на дочери владельца магазина швейных машинок «Зингер» Антонине Николаевне Баторовской.

Александр Ханжонков

Александр Ханжонков

Возможно, так остался бы военным, если бы не случай, перевернувший его уже  привычную размеренную жизнь. Произошёл он  в 1905 году, когда Александр совершенно случайно увидел легендарный люмьеровский ролик «Прибытие поезда».  Восторгу не было предела: «опьянён», «пленён», «поражён» – такими словами он выразил свои впечатления. В ту пору синематограф был всего лишь балаганным аттракционом, ленты приобретались у зарубежных производителей, проката как такового не было. Но прибыль от этого дела была вполне реальной, и предприимчивые люди, имевшие финансы, охотно им занялись. Решил не упускать такую возможность и Ханжонков, ушёл в отставку, получил  реверс в пять тысяч рублей, которые присоединил  к денежному   «пособию» от небедного тестя.

С самого начала в новом деле ему сопутствовал успех: удалось договориться с  лондонской фирмой «Гепфорт» на поставку фильмов без предварительной оплаты. Благодаря этому заработал приличную сумму и вложил её в Торговый дом «А. Ханжонков и Ко». Одним из основных компаньонов стала супруга – Антонина Николаевна, особа волевая и предприимчивая.

Памятник Ханжонкову в Ростове-на-Дону

Памятник Ханжонкову в Ростове-на-Дону

Постепенно из компании, занимавшейся только продажей проекционных аппаратов и прокатом импортных фильмов, киноателье Ханжонкова превратилось в крупнейшую российскую «фабрику грёз» с выразительной эмблемой – Пегасом. Мечта снимать собственные фильмы не оставляла его. Начал поиски талантливых творческих людей, способных воспринять и воплотить его идеи. Первыми его помощниками в этом стали Владимир Сиверсен – оператор первой панорамы в отечественном игровом кино «Драма в подмосковном таборе»; Василий Гончаров, бывший железнодорожник, написавший основу первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя». Малоизвестный актёр и режиссёр маленькой теат­ральной труппы Пётр Чардынин стал благодаря Ханжонкову одним из ведущих режиссёров раннего русского кино. А никому не известный провинциальный паренёк Ваня Мозжухин вошёл в историю как «король русского экрана». Под руководством Ханжонкова  режиссёр немого кино, художник и сценарист  Евгений Бауэр поднял салонную мелодраму до уровня искусства, статистка Вера Холодная превратилась в первую русскую кинодиву. Приглашённый Ханжонковым чиновник из Вильно Владислав Старевич изобрёл объёмную анимацию,  которую впервые увидели в  его фильме «Прекрасная Люканида», имевшем небывалый для того времени успех.

Кинотеатр Ханжонкова на Триумфальной площади в Москве 1920 год

Кинотеатр Ханжонкова на Триумфальной площади в Москве 1920 год

Ханжонков стал отцом не только русского кинемато­графа, но и продюсерства, умело соединяя новаторские идеи, приглашая к сотрудничеству специалистов в экономике, биржевом, предпринимательском деле, он первым создал постоянную труппу актёров и режиссёров, организовал отдел научного кино. Шёл к главной цели – созданию кинофабрики и прокатной сети не только в столице, но и по всей стране.

Продюсером он был успешным.  Яркий пример: продвижение довольно слабой в художественном отношении пафосной первой русской полнометражной игровой  картины «Оборона Севастополя». Понимая, что вернуть выделенные  государством  40 тысяч рублей  не так-то просто, Александр Алексеевич  придумывает, как сейчас бы выразились, пиар-ход. Первым шагом был показ картины императорской семье. Представил фильм  так,   что Николай II, относившийся к кинематографу как к «вредному развлечению», был растроган, как утверждали очевидцы события, и режиссёру была вручена высочайшая награда императора  – бриллиантовый перстень. После этого Ханжонков с полным на то основанием начал рекламировать картину как «удостоенную счастья быть представленной Государю Императору», устроив шумное премьерное шоу в Большом зале Московской консерватории. А потом мудрый продюсер передал владельцам прокатных контор права на демонстрацию картины в губерниях, уездах и городах. Расплачивались наличными, но по цене обработанной плёнки. Схема эта ломала традиционную систему проката, благодаря чему были не только покрыты расходы, но и получена прибыль.

Первой мировой был оборван короткий «золотой век» русского кино. На новые фильмы денег не было, и в поисках выхода из положения  Ханжонков отправился вместе с верным Евгением Бауэром и небольшой  группой преданных людей в Ялту, оставив московский бизнес супруге. Он решил построить в курортном городе киноателье и снимать здесь фильмы. События не благоприятствовали Александру Алексеевичу. Предвестником несчастий стала гибель во время киноэкспедиции  Бауэра. Но Ханжонков не опустил рук, построил на купленном в 1916 году участке на улице Аутской небольшой павильон с раздвижными окнами – киноателье, о котором мечтал, и  которое станет основой  ставшей известной на весь мир Ялтинской киностудии.

Кинопавильон Ханжонкова в Ялте. 1919 год

Кинопавильон Ханжонкова в Ялте. 1919 год

После революционного переворота Ялта переходила то к  красным, то  к  белым. С трудом добравшаяся с детьми до Ялты супруга  убедила больного, передвигающегося на костылях или в инвалидной коляске муже покинуть Россию. В ноябре 1920 года они покинули родину вместе с последними беженцами.

И в эмиграции тяжелобольной Ханжонков с фанатичным отчаянием открывал прокатные конторы, студии, гонялся за эмигрировавшими мхатовцами по всей Европе, финансировал первые попытки озвучить кино. И, конечно, пытался наладить собственное кинопроизводство. Но, увы,  не получалось. И по первому зову российской власти, которой нужны были специалисты разных отраслей, отправился на родину, не задумываясь о последствиях. Осмотрительная Антонина Николаевна осталась с детьми в Германии.

Всего лишь девять месяцев Ханжонкову удалось поработать директором кинофабрики «Пролеткино», потом он был арестован по сфабрикованному делу о казнокрадстве. Показательно приговорённого к шести месяцам тюремного заключения, его так же показательно амнистировали в зале суда, лишив при этом всех гражданских прав. Александр Алексеевич отправился с новой  уже женой в Ялту, где влачил жалкое существование.  И только в 1934 году после его письма председателю кинофотоуправления Борису Шумяцкомому  Ханжонков был реабилитирован и получил персональную пенсию – 350 рублей.  Последние годы писал мемуары, часть которых вышла в книге 1937 года издания «Первые годы русской кинематографии».

…Оккупировавшие Ялту немцы попытались использовать известное в просвещённом мире имя в своих целях. Предоставили две комнаты в бывшем ханжонковском особняке вместо коморки, в которой  жила семья.  В статье «Отец русской кинематографии», напечатанной в местной  нацистской  газете «Голос Крыма» утверждалось, что с приходом нацистов «Ханжонков, хотя и прикованный к креслу, бодро смотрит в будущее и уверен, что он сможет поработать в любимой области…».

…68-летний Александр Алексеевич тихо отошёл в мир иной  26 сентября 1945 года. Упокоился он на старом Ливадийском погосте, позже прах перенесли на мемориальное кладбище на Поликуровском холме.

В Крыму Ханжонковым сняты картины «Лорд Дернелей», «Бог», «В стране любви», «Голгофа женщины», «Король Парижа», «Легенда чёрных скал», «Звезда моря», «Сумерки души», «Сказка синего моря», «Великий Аспид».

Памятники Ханжонову установлены в Макеевке, в Ростове-на- Дону и в Ялте.

Памятник А. Ханжонову в Ялте

Памятник А. Ханжонову в Ялте

О первом русском киномагнате напомнил фильм Никиты Михалкова «Раба любви» – Ханжонков стал прообразом режиссёра Южакова.

В украинские времена в Крыму символ отечественного кинопроизводства был доведен до полного упадка. Попавшую в руки предпринимателей, не имевших ничего общего с кинематографом, Ялтинскую киностудию несколько лет «украшала» табличка  «Частная территория». И только в декабре 2018  года после долгой тяжбы  с нерадивыми «хозяевами»  она вернулась в государственную собственность. И обе территории – историческая в самом центре города на улице Севастопольской и построенные на Поликуровском холме павильоны для съёмок были переданы в декабре прошлого года  в оперативное управление «Киномедиацентру» министерства культуры республики.

«Ялтинская киностудия вошла в наш отдел содействия кинопроизводству,   рассказывает директор «Киномедиацентра» Светлана Косарич.   Работа предстоит большая по восстановлению загубленного объекта истории и культурыНа это выделяются  бюджетные деньгиЧастникикоторым киностудия принадлежалав студию ничего не вкладывалиИсторические помещения использовали в своих коммерческих целях  сдавали в аренду людям и предприятиямничего общего с кино не имеющимЗдания ветшали на глазах.  Теперь этому положен конец».

Восстановление началось со здания, где Александр Ханжонков начинал кинопроизводство. В нём будет открыт музей истории Ялтинской киностудии, в который внучка Александра Ханжонкова Ирина Александровна Орлова готова передать мемориальные вещи. На территории киностудии открыт кинотеатр под открытым небом для детей и взрослых. Любители экранного искусства  знакомятся здесь с лучшими отечественными кинолентами, встречаются с ветеранами студии, с режиссёрами и актёрами, приезжающими в Крым на кинофестивали.

«Основной задачей остаётсякак и преждеоказание услуг съёмочным группам отмечает Светлана Дмитриевна Наши специалисты  помогают  им буквально во всёмот размещения людей и техникиаренды оборудования и аппаратуры в случае необходимости до подбора местных специалистов и актёров.  Через  созданную некоммерческую организацию «Крымская кинокомиссия»будет осуществляться возврат части денегзатраченных на производство картинЭто огромная поддержка кинематографистамо которой они давно мечтают и которая им жизненно необходимаВсё это направлено на выполнение  поставленной перед нами государственной задачи  содействие кинопроизводствуразвитию и пропаганде отечественного киноНам активно помогают ветераны студиичлены  Союза кинематографистов РоссииПрофессионалами  экскурсионного дела разработаны  маршруты по кинематографической ЯлтеВ планах  создание «Кинопарка» развлечений с аттракционамиинтерактивными площадками».

Восстановление Ялтинской киностудии – ещё один пример справедливости изречения: «Всё возвращается на круги своя».

На заглавном фото. Открытие памятника Ханжонкову в Макеевке, ДНР

Людмила ОБУХОВСКАЯ