В начале недели случилось страшное… Тут надо сказать, что, как водится, когда случается нечто по-настоящему важное, никакие официальные СМИ на это не обращают внимания так долго, пока это возможно. Так что в данном случае о том, что страшное случилось, знали лишь немногие посвящённые, да ещё авторы малоизвестных телеграм-каналов, которые пишут для тех, кто хочет быть посвящённым. Ну что, достаточно заинтриговал? Тогда продолжаю.

В начале недели, повторяю, случилось страшное для «либеральной» и «непотопляемой» части правительства России. Следователи Главного управления МВД России по Московской области проводили обыски в офисах и квартирах фигурантов уголовного дела компании «Фармстандарт». Как, вы не знаете, при чём здесь «непотопляемые», «неприкасаемые» и «вечные» в российском правительстве? Вы напрасно этого не знаете!

За кем пришли в «Фармстандарт»?

«Фармстандарт» – крупнейший российский производитель лекарств, к тому же очень быстро растущий. С 2003 года эта компания активно скупала производителей лекарственных средств и медицинского оборудования, причём не только в России, но и за рубежом. Среди приобретений «Фармстандарта» – например, Томский завод медицинского оборудования и инструментов, украинская компания «Биолек», сингапурская Bever pharmaceutical PTE Ltd. А среди достижений – например, российское производство безусловно необходимого больным диабетом инсулина.

Прибыль компании измеряется в десятках миллиардов рублей, причём постоянно растёт (например, в 2013 году она составляла 55 миллиардов рублей). «Фармстандарт» известен также как одна из немногих российских кампаний, не только поставляющих лекарства на внутренний рынок, но и экспортирующих их. Конечно, объём экспорта сильно меньше внутреннего спроса, но тоже исчисляется в миллиардах.

ФармстандартЗдание предприятия ОАО «Фармстандарт-Лексредства». Фото: Илья Питалев/ТАСС

Самые известные продукты компании – это знаменитые на российском и, отчасти, на мировом рынке лекарственные бренды: «Милдронат» (помните олимпийский скандал?), эксклюзивным продвижением которого занимается «Фармстандарт», «Афобазол», «Имудон», «Амиксин» и «Арбидол». Эти препараты можно купить без рецепта, они активно рекламируются и массово покупаются в аптеках.

Вот в «Арбидоле»-то всё и дело. Дело в том, что владельцем «Фармстандарта» и, по некоторым данным, фигурантом уголовного дела (о котором почти ничего неизвестно, кроме самого факта проведения обысков) является Виктор Харитонин, бизнесмен, биография которого тесно связана с биографией и бизнесом одного из самых публичных российских богачей Романа Абрамовича. А вот теневым выгодополучателем «Фармстандарта» молва упорно называет Татьяну Голикову, сейчас заместителя председателя правительства России, отвечающую за большую часть социального блока, а до того, с 2007 по 2012 год, занимавшую пост министра здравоохранения.

С «Арбидолом» наперевес

С деятельностью Татьяны Голиковой на этом посту и «Фармстандартом» связаны два крупных скандала, в каждом из которых фигурировало слово «лоббирование».

Первый из них случился после приобретения «Фармстандартом» в 2003-2004 годах производственных мощностей компании ICN, на которых производились популярные кодеинсодержащие противокашлевые и болеутоляющие препараты («Коделак», «Пенталгин» и «Терпинкод»). Вскоре после этого эти лекарства были разрешены в России к безрецептурной продаже, хотя они являются прекурсорами наркотика дезоморфина. Проще говоря, из них наркоманы делали так называемый «крокодил» – страшный наркотик, который уносил тысячи жизней, пока свободную продажу кодеинсодержащих в России не прикрыли окончательно. Конечно, обвинять фармацевтическую компанию в том, что она производит и дёшево продаёт лекарства, которые кто-то где-то может использовать во вред себе, довольно сложно.

Легальных потребителей этих лекарств насчитывалось до 40 миллионов человек, наркоманов выявлялось несколько десятков тысяч. Понятно и то, что прекращение свободной продажи части болеутоляющих – достаточно сложное решение, которое не могло быть принято мгновенно. Однако в ходе долгой борьбы за запрет свободной продажи кодеинсодержащих лекарств возникали, в том числе, и подозрения в том, что Минздрав каким-то образом не заинтересован в прекращении этой торговли. Юлия Латынина на «Эхе Москвы» прямо говорила о «фантастической бизнес-нише – легальных продажах прекурсора наркотика». Обвинение осталось чисто медийным, но министр здравоохранения несла за происходившее как минимум моральную ответственность, тем более, что семь лет, которые понадобились на принятие совершенно необходимого решения – это явно чересчур.

Так или иначе, после 2012 года предмет разговора исчез – в свободной продаже этих лекарств не стало, не стало и наркотического скандала.

арбидолКонтроль над качеством лекарственных препаратов на предприятии ОАО «Фармстандарт-Лексредства». Фото: Илья Питалев/ТАСС

Не то «Арбидол». Сам по себе это как минимум совершенно безвредный, как максимум небесполезный антивирусный препарат, разработанный советскими фармацевтами ещё во второй половине 70-х годов XX века для борьбы, что характерно, в том числе и с коронавирусами. В 2020 году выяснилось, что советские фармацевты очень неплохо знали своё дело – китайские врачи использовали «Арбидол» в одной из схем лечения пациентов с COVID-19 и опубликовали статью об этом в авторитетнейшем международном медицинском журнале «Ланцет». Однако история «Арбидола» гораздо длиннее и медицинская общественность неоднократно указывала на то, что эффективность препарата не доказана и частично базируется на исследованиях, которые не могут быть приняты в современной системе здравоохранения.

Этот спор отнюдь не является теоретическим, так как «Арбидол» остаётся одним из самых продаваемых в России лекарств вообще, безрецептурных и противовирусных в частности. И – как минимум с 2007 года – является абсолютным лидером рекламы и, по мнению многих экспертов, лидером по административной поддержке. А Татьяна Голикова в определённых кругах получила прозвище «мадам «Арбидол»», так как общественное мнение уверено, что именно она стоит за усилиями по сохранению этого препарата не только в аптеках, но и среди рекомендуемых при лечении всех подряд простудных заболеваний.

Если уголовка против менеджеров «Фармстандарта» – это всерьёз, вполне вероятно, что Татьяна Голикова выпадет из списка «вечных» и пополнит собой список «бывших» в российском правительстве и политической элите. И многие в системе здравоохранения вздохнут с облегчением.

Автор:
Марк Андреев