В июле исполнилось 311 лет со дня Полтавской битвы, в которой Пётр I разгромил шведских оккупантов, а 16 числа Швеция устами вице-министра Роберта Ридберга на заседании Постоянного комитета ОБСЕ объявила, что на период её председательства в этой организации в 2021 году приоритетом для Стокгольма будет Украина, в частности война на Донбассе и защита суверенитета и территориальной целостности самостийной державы.

Данная ситуация – практическое проявление принципа геополитики «география – это судьба». Как 311 лет назад, так и сегодня Швеция хочет усилить своё влияние на куске земли в Восточной Европе под названием Украина. Развал СССР был для Швеции геополитическим подарком. Осуществилось то, что не смогли сделать шведский король Карл XII и перебежчик Мазепа в 1709 году, – отколоть Малороссию от России. Госпереворот 2014 года в Киеве шведы считают ещё одним подарком, так как евромайданная Украина не просто отколота от России, а вступает с ней в открытую вражду.

Нюансы шведской политики в Восточной Европе нужно оценивать с учётом позиции Польши. Стокгольм и Варшава – союзники, они реализуют общий план по развороту основных трендов экономического и политического развития Европы с традиционного вектора Запад – Восток на Север – Юг. Польше это нужно для того, чтобы снизить влияние Германии в Европе, которая как раз находится на западе от Польши, и таким образом усилить здесь присутствие США.

Берлин – конкурент Вашингтона в Европе, и хотя немцы ещё сильно зависят от американцев в вопросах внешней политики, сегодня они позволяют себе больше, чем каких-нибудь 20-30 лет назад. Нежелание Берлина подчиняться давлению США в деле российско-германского газопровода «Северный поток — 2» тому доказательство.

Сдвинув политические и экономические вопросы с вектора Запад – Восток на Север – Юг, Польша оставит за собой исключительное право выступать главным контрактным лицом между Европой и странами за её восточной границей, потому что «география – это судьба», а Польша граничит на востоке с Украиной и прочими бывшими советскими республиками.

Швеция поддерживает план проекта 275-км газопровода Baltic Pipe («Балтийская труба») из Норвегии в Польшу и дала согласие на его прокладку в своих территориальных водах. По нему норвежский газ пойдёт в Польшу и снизит потребность поляков в российском голубом топливе. Полностью покрыть нужду Польши в газе за счёт Норвегии не получится, поэтому Польша завозит американский сжиженный газ, который на 30% дороже российского. В совокупности импорт газа из США и Норвегии должен по замыслу Стокгольма и Варшавы вытеснить «Газпром» из Европы.

Швеции этот план даёт не только экономические, но и политические выгоды. Шведы считают Прибалтику зоной своего влияния. Контроль над Латвией, Литвой и Эстонией, их враждебные отношения с Россией позволяют Швеции чувствовать себя хозяйкой в Балтийском море, а союз с Польшей, которая тоже имеет выход в Балтику и расположена напротив Швеции по оси север-юг, укрепляет это чувство в шведах. Неудивительно, что Стокгольм решил «обеспокоиться» территориальной целостностью Украины, которая отделяет Россию от Польши как шведского союзника. Основной ущерб от спровоцированного Западом противостояния с Россией на «восточном фланге НАТО» (показателен сам факт возникновения такого термина в политической речи западных дипломатов) понесёт Украина, а Швеции и Польше достанутся политические выгоды.

Стокгольм весьма своеобразно трактует понятия территориальной целостности и государственного суверенитета. Например, поддерживает оккупацию американцами Ирака и держит в этой стране своих вояк, несмотря на планы США отколоть от Ирака Курдистан. Тут Швеция про иракский суверенитет и территориальную целостность Ирака даже не вспоминает. Никаких возмущений в Стокгольме не вызывали ни натовские бомбёжки Югославии в 1990-х, ни бомбёжки НАТО Ливии в 2011 году, ни оккупация американцами Сирии с 2014 года.

Очевидно, что подход Швеции к украинской тематике чисто инструментальный. Интересы Украины как таковой ей не интересны. Наверняка Швеция в роли председателя ОБСЕ попытается придать второе дыхание программе «Восточное партнёрство» (ВП). Эту программу Швеция запустила совместно с Польшей в 2009 г. Прошло одиннадцать лет, в странах-участницах программы (Украина, Молдавия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия) политики периодически заявляют, что надо бы программу оживить, потому что никакой реальной пользы от неё, дескать, нет.

И не будет, потому что программа ВП запущена не для облагодетельствования постсоветских стран, а для замораживания ситуации, когда они ни в ЕС не вошли, ни к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) не присоединились. На Швецию приходится всего 1,1% торгового оборота Украины с ЕС, но при этом Стокгольм убеждает Киев, что лучше дружить и торговать со Швецией, чем с Россией – одним из крупнейших экономических партнёров Киева!

Армения и Белоруссия всё-таки в ЕАЭС вошли, понимая экономическую бесперспективность программы ВП. Украина упорно продолжает делать вид, будто её ждут в ЕС, и Швеция поддерживает в ней эту иллюзию.

70% экспорта Швеции на Украину составляют товары с высокой добавленной стоимостью (механизмы, машины, электроника). Украина поставляет Швеции дешёвые фрукты и сырьё. Невыгодный для Украины перекос в пользу Швеции очевиден, но украинские СМИ каждый раз весело рапортуют об увеличении партии фруктов, проданных в Швецию, как будто это большое достижение.

В рамках принятой Швецией Стратегии сотрудничества по реализации реформ в Восточной Европе, Западных Балканах и Турции 2014-2020 гг. Киев – лидер по объёму шведской денежной помощи (€175 млн.), а шведский Фонд экспертно-аналитических центров (Think Tank Fund) реализует программы для украинского экспертного сообщества. Вот почему украинские эксперты говорят не то, что выгодно для Украины, а то, что выгодно Швеции, ЕС, США и НАТО. То есть попросту за шведские деньги дурачат украинского обывателя.

Валентин ЛЕСНИК