У кого есть дети школьного возраста, тот знает, что на них больно смотреть в период экзаменов. Сейчас экзамены проходят в форме тестирования, но ничего не поменялось в том смысле, что дети – на стрёме, они переживают, плохо спят, волнуются. Есть много нареканий по части самой этой системы, которая, как кажется многим специалистам и с чем согласны многие родители и сами дети, даёт фрагментарные знания. Не столько даже знания, сколько угадывание правильного ответа.

Интересно, что я помню это по своей школе – и сейчас, вижу, умножилась, усугубилась эта проблема – дети говорят так примерно: физичка нам даёт столько физики, как будто мы только физику учим. А химичка вообще не делает скидки на то, что у нас куча физики – она даёт нам столько химии, будто бы мы одну только химию учим. Соответственно, и англичанка, и историк, и математик дают нам столько по своему предмету, как будто мы учим только это одно. То есть увеличивается объём знаний, критически способный или уже не способный вместиться в сознание молодого человека.

И возникает интересная вещь: вроде бы мы должны повышать грамотность в этом технологичном, сложном мире, а она падает, потому что люди не вмещают этого и на каком-то этапе говорят: «да ладно», и учат только те, кто на золотую медаль идёт и кто вообще из всех жил вылазит, чтобы добиться всех пятерок в аттестате. Остальные просто не могут, на каком-то этапе бросают это всё, и уже невосполнимые дырки образуются в сознании. Они этого всего не выучивают.

Сегодня по результатам ЕГЭ поднялся такой шум: например, по химии детям дали вопросы, соответствующие второму-третьему курсу института, то есть сильно превышающие уровень их возможных знаний, полученных по итогам среднего образования. То есть им даётся такой объём, который в принципе мало подъёмен для сознания человека. Повторюсь, есть какая-то родовая болезнь учительской профессии: каждый живёт в своём предмете, прекрасно разбирается в нём, но не делает скидки на то, что другие люди не живут в его предмете, что люди живут одновременно в десяти предметах, и в каждом – огромный объём информации.

Драконовская мера для замученных учителей

Кроме этого, возникла ещё такая тема с ЕГЭ: по его результатам преподавателям, которые «не справились», то есть их ученики получили тройки и двойки, нужно снижать некий общий коэффициент их полезности, процентность их успехов в трансляции знаний. То есть предполагается аттестовать их по результатам ЕГЭ. И это такая драконовская мера, которая ещё больше запугает нашего бедного учителя.

Потому что учитель – вообще униженный человек. Учитель – писатель сегодняшний, сегодня все писатели, об этом надо говорить со всех трибун. Гаишник приезжает на ДТП – пять минут осматривает место аварии, а потом 15 минут пишет. Доктор приезжает к больному – пять минут осматривает его, а потом 15-20 минут пишет. Все писатели. Преподаватели – это вообще львы толстые своего времени, они пишут постоянно. Они все завалены отчётностью, боятся всех, они занимаются бумагами больше, чем детьми.

И вот этим замученным преподавателям предлагается ещё некая устрашающая мера оценки: возможно, это будет какое-то понижение в зарплате, если человек «не справляется».

Правда, в Минобре сказали, что нельзя этого делать, что это, в общем-то, не показатель, что человек, который плохо сдал ЕГЭ, никак не должен своей оценкой повлиять на имидж квалифицированного преподавателя в наших глазах – и прочее. Но вопросы эти остаются.

Конечно, эта система тестируется уже много лет, она уже прижилась и такое впечатление, что никуда мы от неё не денемся. Хотя, повторяю, в целом к этой системе тестирования, к ЕГЭ есть очень много вопросов. Мы наблюдаем падение желания учиться – даже не столько уровня знаний. То ли гаджеты мешают, то ли человеку стало доступно слишком много ярких картинок, мелькающих перед глазами, то ли просто люди стали разболтаны и несконцентрированы. Но уровень усвоения знаний и уровень заинтересованности в получении знаний оставляет большие вопросы.

Самое главное, как я понимаю, для преподавателя – это влюбить ученика в свой предмет. Надо так его любить, летать в нём, как птица, или плавать в этом научном потоке, как рыбка, чтобы ты заразил этой любовью ученика. Именно это редкое явление ещё больше уменьшается с этими бездушными методами аттестации и тестирования, потому что здесь удалён сам творческий процесс – все эти сочинения, творческие работы. Сейчас просто попал пальцем в правильный ответ – как сдача билета в ГАИ для получения прав на вождение.

В общем, мы, конечно, хотим, чтобы наши дети были грамотными, умелыми, успешными, чтобы красота знаний открылась перед ними в своей роскоши. Но пока этого не происходит. Пока они устают, замучиваются и на полпути опускают руки. Что-то надо с этим делать. Будем думать вместе.

Автор:
Андрей Ткачёв