В Крыму к Александру Грину отношение особоене землякно свой человекнастолько полюбивший этот крайчто сделал его своим последним пристанищемПостичь мир писателя помогают музеиОдин из них  на Галерейной улице в Феодосиигде писатель провёл счастливые вдохновенные дниОткрывшийся пятьдесят лет назад, он стал одним из наиболее известных и посещаемых литературных музеев.

Образ корабля-музея придумали московский художник и архитектор Савва Бродский и историк-музеевед Геннадий Золотухин, который долгие годы собирал вещи, имеющие отношение к писателю, посещал места, где он бывал. Музей-корабль возник из самой сути жизни и творчества писателя-романтика. Его яркими приметами стали фонари, канаты, якорь у входа, барельеф бригантины.

Александр Степанович Грин

Александр Степанович Грин

В одном из ин­тервью Савва Григорьевич Бродский отметил: «Это не академический музейв основе его не жизнь писателяне его биографияа творчествомир его героевВ нашей стране ещё таких музеев не былода и в мировой практике немного отыщется аналоговразве что музей великого сказочника Андерсена».

Слова эти перекликаются с впечатлением от посещения музея писательницы Анастасии Цветаевой: «В любимой Грином Феодосиив домегде он жилоткрыт волшебный музей его имениего портретыего книги о кораблях и кораблекрушенияхмужественных и суровых людяхбегущей по волнам Фрези ГрантМузей парусников и шхунгде из угла выступает нос кораблягде живут морские фонари и канатыи подзорные трубыунося с собой посетителей в карту Гринландиис новыми мысами и проливамис городами ГельГьюЛиссЗурбаган».

— В Феодосии для Грина наступила поистине золотая творческая пора свидетельствует заместитель директора музея по научной работе Алла Ненада.  За шесть с половиной феодосийских лет (с1924 по 1930-й годбыли написаны романы «Золотая цепь»«Бегущая по волнам»«Джесси и Моргиана»«Дорога никуда»более сорока рассказовсреди которых  удивительный цикл художественных очерков о собственной жизнио детстве и юностисоставивших последнюю книгу писателя,  «Автобиографическая повесть»Делались наброски будущих произведенийзадуманы романы «Таинственная кузница»«Жизнь игрока»«Мотылёк медной иглы»Но самым сокровенным произведением и лучшимпо признанию самого авторадолжен был стать роман «Недотрога»сюжет которого Грин вынашивал вплоть до последних дней в Старом Крымукуда он переехал из Феодосии в ноябре тридцатого годаЗакончить его он не успел.

Гриновский дом, как теперь называют постройку 1981 года в самом центре Феодосии рядом с особняком прославленного художника Ивана Айвазовского, – ровесник Серебряного века.

 Работа по созданию литературномемориального музея писателя началась в 1996 году продолжает рассказ Алла Алексеевна Наверноесам Грин «призвал» для рождения музея романтики талантливых людейГеннадия Золотухина и Нелли Браницкую  неутомимых подвижников отечественной культурык которым присоединился блистательный автор книжной графики москвич Савва Бродский (лучший иллюстратор Грина!). Воплотить архитектурнообразное решение «Бригантины» в жизнь Савве Бродскому помогали молодые художники Александр Бродский (сын мастераи Илья УткинИзготовление гипсовых форм и монтаж осуществили сотрудники Московского художественнопромышленного комбината имени Евгения Вучетича.

Город невозможно теперь представить без музея-парусника, по волнам времени переносящего нас в счастливые для писателя дни упоения творчеством. Открытие уникального музея в июле 1970 года стало праздником для давно мечтавших о музее любимого писателя и наконец-то переступивших порог помолодевшего старинного дома. Позже возник целый «Гриновский квартал», в который вошли близлежащие строения. Доминанта его – живописное скульптурное панно на боковом фасаде музея, ставшее символом города моряков, художников, поэтов.

Гриновский квартал в центре Феодосии

Гриновский квартал в центре Феодосии

Созданный Грином образ-символ моря, олицетворяющий не только силу природы, но и беспредельную мощь человеческого духа, легко прочитывается в музейном «Трюме фрегата», где внимательно смотрит на посетителей с портрета писатель. Стены «трюма» покрыты вантами из сизальского каната, над которыми парят силуэты парусников. Неяркий свет корабельных фонарей создаёт иллюзию погружения в пространство между палубой и днищем корабля.

Волнующее ощущение испытываешь в кабинете при виде подлинных вещей, служивших писателю.

 Мне эта комната представляется слепком жизни Грина призналась одна из первых экскурсоводов по музею Людмила Варламова Это святая святыхкуда даже сотрудники не решаются заходить без особой надобностичтобы не нарушить особую ауруЗдесь всё соответствует описанию кабинетакоторое дала в воспоминаниях жена писателя Нина Грин: «У наружной стены  небольшой старенький ломберный стол… На столе  квадратная гранёная стеклянная чернильница с медной крышкойЭлектрическая лампа со светлозелёным шёлковым абажуром на бронзовом подсвечникепростая ручкакоторой Александр Степанович всегда писалкрасное мраморное пресспапьещёточка для перьев и пачка рукописей… На стене над столом  фотография его отца… Старинная немецкая цветная литография «Кухня ведьмы» под стеклом и несколько старых литографий… В стенеслева от стола шкафТам лежат книги… Под книжными полками  узенькая дешёвая кушеткаУ стола с одной стороны  полукруглое рабочее креслос другойу окна клеёнчатоемягкоеНа окне  белые полотняные портьеры…»

Одна из самых романтичных комнат – «Каюта странствий» с моделью парусника, шарманкой. Экспозиция рассказывает о детстве и юности будущего писателя, сочетая строгую документальность с романтической возвышенностью. Всё здесь помогает вникнуть в сложный внутренний мир мальчика Саши с «живой душой», который в шестнадцать лет окончил городское училище и впервые покинул дом, стремясь «проникнуть за золотые ворота моря». На карте в «Каюте странствий» красной чертой обозначен путь парохода «Цесаревич», на который летом 1897 года он устроился матросом и отправился в Александрию. Рядом – фотографии городов, мимо которых проплывал Грин. Несколько очень живописных видов Александрии – единственного заграничного порта, где Александр Гриневский сошёл на берег. Есть в «Каюте странствий» и журнальная страница с опубликованным очерком «Урал», в котором Грин рассказывает о работе на Шуваловских золотоно­сных приисках.

В центре «Клиперной» – корабль с белоснежными парусами. Это макет той самой «Авроры», с борта которой сошёл на берег экзотического острова матрос Тарт, герой первого романтиче­ского рассказа Грина «Остров Рено». Бушприт «Авроры» устремлён к далёким туманным берегам, где сверкает «таинственный чудный олень вечной охоты».

На тех, кто попадает в музей Грина впервые, неизгладимое впечатление производит свободно парящая в замкнутом пространстве следующего музейного зала – «Ростральной» – носовая часть парусного корабля почти в натуральную величину. С бушприта ростры свисает корабельный фонарь, за которым распахиваются алые паруса – образ ослепительной гриновской феерии: «Из заросли поднялся корабльон всплыл и остановился по самой середине зариИз этой дали он был виден яснокак облакаРазбрасывая весельеон плылКак винорозакровьустаалый бархат и пунцовый огонь».

Главный экспонат Ростральной

Главный экспонат Ростральной

 Эта экспозиция повествует о временикогда Грин воспевал в своих произведениях людейприносящих счастье другима не герояодиночкуищущего счастья для себякак было в ранних произведениях, — отмечает Людмила Варламова.  Началось всё с рассказа «Корабли в Лиссе»написанного в 1918 годуВ экспозиции  страницы журналав котором он был опубликован под названием «БиттБойприносящий счастье»Рядом книга «Белый огонь»где рассказ был впервые напечатанНа стене  гравюра ОстроумовойЛебедевой «Парус» и рукопись «Кораблей в Лиссе»Современные издания повести  этокак правилопрекрасно оформленные книги с интересными иллюстрациямиИ теперь только в музее можно увидеть скромную книжечку в мягкой обложке  первое издание повестифеерии «Алые паруса»вышедшее в 1923 году.

Именно в этом году Грин, получив гонорар за публикацию в журнале «Красная нива» романа «Блистающий мир», отправился в Крым. После посещения Ялты, Алупки, Балаклавы и Севастополя решил поселиться на полуостров. А местом жительства он выбрал Феодосию, которую запомнил с юности. Небольшой старинный город привлёк писателя тишиной, возможностью сосредоточиться и, конечно, морем.

Феодосийский дом Александра Грина стал настоящим культурным центром региона, уникальным явлением. Его коллектив не только собирает, хранит и реставрирует бесценные предметы, но и занимается целенаправленной культурно-просветительной работой. Слава о литературно-музыкальных вечерах, презентациях книг и литературно-поэтических сборников, о выставках разнеслась по всему постсоветскому пространству, и многие люди стремятся летом отдохнуть именно в Феодосии, чтобы приобщиться к удивительному миру, созданному в музее. Контакты с теми, кто любит Грина, истинное искусство постоянно расширяются. Неизменным успехом пользуются литературные гостиные «Встречи в Доме Грина», международный фестиваль искусств «Встречи в Зурбагане» – яркий, карнавальный, романтический, он стал украшением города.

А главное, конечно, – традиционные ежегодные вечера, посвящённые дню рождения писателя (23 августа) и дню памяти (8 июля). Они привлекают широкий круг поклонников яркого и светозарного таланта Александра Грина.

Традицией стало и проведение конкурсов детского творчества «По следам героев Грина», «Мой Грин». Ребята присылают сочинения, эссе, стихи, рисунки, музыкальные произведения. Подведение итогов конкурсов становится праздниками, где награды получают не только победители, но и все участники. Много лет работает лекторий для младших школьников «Прочитаем Грина вместе». На международном фестивале «Воздушное братство» экспонируются детские работы юных талантов из разных стран.

Музейная Каюта капитана

Музейная Каюта капитана

Фонды музея постоянно пополняются. Целая плеяда живописцев и графиков создала свой «гриновский мир». Украшением художественной коллекции стали работы Саввы Бродского, Виктора Прокофьева, Владимира Адеева, Нади Рушевой, Татьяны Толстой, Павла Тараненко, Андрея Харшака, Александра Худченко. Выставки привлекают посетителей, знакомят с одарёнными людьми.

Немаловажная деятельность музея – издательская. Вместе с издательским домом «Коктебель» научные сотрудники подготовили и выпустили воспоминания Нины Грин. Книга была отмечена на международной книжной ярмарке. с издательством «Сонат» издан путеводитель «Путешествие в страну Гринландию». Составлена хронология жизненного пути писателя, которая легла в основу книги «Александр Грин: хроника жизни и творчества». В серии «Классика» вышли книги: «Дикая роза. Алые паруса. Недотрога», «Встречи и приключения» – двенадцать рассказов, написанных в Феодосии, а также неоконченная повесть о Карадаге – «Хар-Датаг». Увидело свет издание: «А. Грин. Из памятной книжки сыщика. Детективные истории», приоткрывшее ещё одну грань творчества писателя. Иллюстрации Нади Рушевой, графика которой хранится в музейной коллекции, сделала уникальной издание «А. Грин. Бегущая по волнам».

 

Один из постоянных посетителей музея оставил запись в книге отзывов: «Грина отвергнуть нельзя, он живёт творческим романтическим содержанием произведений и великой целеустремлённостью в будущее». И музей писателя нацелен на открытия в бесконечном гриновском мире.