Глобальный кризис, спровоцированный пандемией коронавирусной инфекции, тяжёлым катком прошёлся по экономике стран мира. Конечно, коснулось это и различных российских сфер, в том числе и туристической отрасли, потери которой специалисты оценивают как минимум в полтора триллиона рублей.

Целых полгода турагентства и туроператоры вынужденно бездельничали из-за закрытых границ и падения доходов населения. Однако после того как ограничительные меры были сняты, невысокая платежеспособность клиентов, как выясняется, ничуть не волнует участников туристического рынка: им необходимо вернуть потерянное за время вынужденного простоя.

Душа и тело рвутся на отдых, но кошелёк возражает?

Курорты Крыма и Краснодарского края сообщили о том, что официально открыли сезон отдыха и теперь не будут отправлять в обсервации прибывающих гостей. Измученное карантином и различной степени изоляцией российское население радостно вздохнуло: наконец-то можно отправиться на долгожданный отдых к морю. Но не тут-то было.

Спрос на южные направления настолько повысился, что даже номер в отеле заказать стало довольно сложно. Туристы хотят к морю, поэтому готовы бронировать путёвки как на ближайшие даты, так и на оставшиеся летние месяцы, вплоть до сентября.

На фоне повышенного интереса к перелётам граждан к черноморскому побережью подняли цены и авиаперевозчики. Тем не менее билеты всё равно раскупаются, а самолёты летят полными. Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

На фоне такого ажиотажного спроса ежедневно растут цены. Опоздал с подтверждением выбора, а за это время, подчас всего за сутки, стоимость номера в отеле стала дороже на 10–20 тысяч. И уже нет времени на размышления и выбор, как это было год назад. Теперь надо хватать сразу то, что предложили.

Спрос огромный, ведь едут не только невыездные туристы, как в прошлые сезоны, но и те, кто раньше не планировал отдыхать в Крыму. Самолёты летят полными.

– рассказал одному из российских изданий менеджер турагентства Friends Travel Дмитрий Денгольц.

Сейчас, если вы захотите отдохнуть с семьёй из 4 человек на одном из крымских курортов, вам придётся выложить за десятидневный тур 150–160 тысяч. И это ещё, можно сказать, «дешёвый отдых». В Сочи – ещё дороже, где в целом цены выросли примерно в пять раз. Конечно, речь идёт о размещении в хорошем отеле. Однако соответствует ли уровень сервиса предлагаемым ценам – большой вопрос. Одновременно с подорожанием самого отдыха растёт и стоимость авиаперелётов, минимальный скачок  цен – 4–5 тысяч.

Тема поездки к морю – в Сочи, Анапу или в Крым – живо обсуждается в соцсетях. Пользователи просто ошарашены ценами. «На выбранные даты за неделю отдыха в Крыму придётся заплатить 125 тысяч на семью. Просто даром же! Из чего складывается эта цена? Ведь и услуги ЖКХ, и зарплаты персоналу заметно ниже, чем в Европе, да и налоги там высокие. Что происходит?» – удивляется Ольга Д.

Однако, как выясняется, не всё так плохо. По словам Лары К., выбравшей отдых не на топовом курорте, а в небольшой Учкуевке, что недалеко от Севастополя, пятнадцатидневный отдых для трёх человек обошёлся в 50 тысяч рублей. Конечно, жила семья отдыхающих не в пятизвёздочном отеле, но условия были вполне достойные – и номера отличные, и мебель вся новая. «Просто надо немного поискать и не рваться в Ялту», – считает она.

Главное – выжать с клиента максимально?

Между тем ещё месяц назад представители отрасли предупреждали: цены на путёвки подскочат не меньше чем на 30%. Правда, ответа на вопрос, смогут ли потенциальные клиенты, которые из-за пандемии тоже понесли финансовые потери, купить дорогие туры, компании не имеют. Эксперты тогда предположили, что при отсутствии интереса к недешёвому отдыху спрос на услуги туристического сектора может катастрофически упасть.

Как видим, пока  всё происходит наоборот: туры расхватывают, несмотря на завышенные цены. При этом исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе утверждает, что по сравнению с прошлым годом количество туров, которые забронировали граждане, снизилось в 10 раз.

Конечно, тут можно увидеть проявление жадности туроператоров, желание «наверстать упущенное» любой ценой. Получается, что перспектива потерять клиентов вообще их не слишком заботит, надеются максимально выжать с тех, кто всё-таки решит воспользоваться их услугами?

Это не значит, что стоимость авиаперелётов, проживания и питания отдыхающих в отелях резко подорожала. Это ценовой манёвр, по сути, рассчитанный на клиентов, которые всегда при деньгах, не привыкших отказывать себе в роскоши комфортного отдыха на престижных направлениях,

– сказал в беседе с «МК» топ-менеджер ИАЦ «Альпари» Андрей Лобода.

Жадность представителей туристической сферы кажется ещё более откровенной на фоне того, что правительство решило поддержать отрасль, которую считает «очень перспективной». Среди мер поддержки стоит отметить льготные условия возврата полученных ранее кредитов и общее расширение поддержки со стороны государства. Конечно, можно было бы предположить, что хотя бы часть полученной за укороченный сезон прибыли будет вложено в развитие, но это пока представляется сомнительным.

Спрос на южные направления настолько повысился, что даже номер в отеле заказать стало довольно сложно. Одновременно стали расти и цены на отдых. Туристы хотят к морю, поэтому готовы бронировать путёвки и номера в гостиницах как на ближайшие даты, так и на оставшиеся летние месяцы, вплоть до сентября. Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

С мнением, что турбизнес повышает цены для того, чтобы «вернуть упущенную выгоду», не согласен вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Александр Курносов. По его мнению, на цены серьёзно влияет повышение спроса именно на российские курорты. При этом самих санаториев и гостиниц меньше, чем требуется, а туристический сезон явно короче из-за эпидемии коронавируса.

Мнение представителя отрасли

По мнению исполнительного директора НТК «Интурист» Сергея Толчина, стоимость отдыха всё-таки совершенно разная, однако совсем «космических цен» он сам не видел. К тому же в ряде случаев объекты размещения брони с апреля, мая и июня сейчас переносят на июль и август без повышения стоимости для туристов. Благодаря этому номерной фонд по большей части заполняется.

Многие отели имеют системы автоматического и динамического ценообразования, когда система, исходя из загрузки, автоматически регулирует стоимость. Последний номер продается по самой высокой цене. Поэтому здесь, с одной стороны, искусственно создана повышенная загрузка на июль-август за счёт перенесения уже оплаченной клиентами брони с апреля, мая, июня. С другой стороны, соответственно, последний номер продаётся по максимальной цене, как это происходит и в любой авиакомпании, и в отеле, да и везде в мире,

– рассказал Толчин в беседе с Царьградом, добавив, что если эпидемиологическая обстановка не помешает, то туротрасль к концу летнего сезона сможет выйти по выручке на показатели примерно в 60–70% от сезона-2019.

Понизить цены сможет конкуренция?

Ситуацию во внутреннем туризме могло бы также как-то регулировать правительство, раз уж оно решило поддержать отрасль. По мнению ряда экспертов, можно было бы определить какие-то рамки, которые при этом не мешали конкуренции внутри самого сектора. Сейчас для туристов главное – отдохнуть за вменяемые деньги, получив пусть не шикарный, но достойный сервис.

С идеей искусственно регулировать цены не согласился Сергей Толчин: по его мнению, такие действия чаще всего приводят к проблемам дальнейшего развития инфраструктуры и так далее.

Лучший способ регулирования цен в сторону повышения их доступности – это развитие инфраструктуры, софинансирование или льготы на строительство нового номерного фонда, отсутствие налоговых платежей в какой-то период времени, государственные субсидии. Необходимо добиться того, чтобы номерной фонд был и в достаточном количестве, чтобы он был современным. Необходима конкуренция: чем выше она будет, тем ниже будут цены в итоге,

– сказал Толчин.

Что касается нераспределённой прибыли, которую смогут получить отели и частные предприниматели, размещающие у себя туристов, то инвесторы распределяют её на дальнейшее развитие своего бизнеса. Вопрос только в том, насколько серьёзной по объёмам будет эта прибыль, скорее сейчас речь идёт о том, как минимизировать убытки, понесённые за период с марта по июнь, когда потока отдыхающих не было вовсе. Так что о перераспределении прибыли на будущие инвестиции говорить пока сложно, заключил Сергей Толчин.

Автор:
Аля Самитова