Ситуация в небольшой приморской постъюгославской республике, одном из исторических сербских государств, с каждым месяцем всё больше напоминает эпоху гонений на христиан: за церковные службы и крёстные ходы арестовываются епископы, иереи и миряне; сносятся церковные постройки; а верные с крестами и молитвами выходят против новых янычаров за право быть православными. Никого пока не убивают, но (не дай Бог!) складывается ощущение, что черногорский режим делает всё, чтобы дело дошло и до этого.

Новые янычары

Они явились рано утром – на нескольких бронированных автобусах, в чёрной форме, вооружённые, в полной выкладке. Вслед за ними пыхтели тяжеловесные экскаваторы и прочая строительная техника. Оцепили территорию. Пожилой алтарник заметил их издалека и начал бить в колокол. Прибежали сёстры и стали читать молитвы – какая ещё может быть защита у монахинь, кроме упования на Бога? Один из экскаваторщиков вылез из кабины и сказал, мол, всё, баста, я не сделаю ничего против Божьего места. Впоследствии он рассказывал, что не знал, на что его подрядили, хотя не мог не знать. На этой поросшей густым лесом горе над черногорским городом Улцинем не было ничего такого, что можно было бы сломать при помощи строительной техники, кроме древней церкви, превращённой в монастырь в честь святителя Василия Острожского. Видимо, терзался мыслями всю дорогу, а как приехал на место – перекрестился и пошёл вон. Но, к сожалению, другие сомнениями не терзались.

К полудню всё было кончено: келейный дом монастыря разрушен до фундамента, а пришельцы, которые на деле оказались представителями Управления полиции Черногории, пригрозили снести немногие оставшиеся здания. Мол, незаконные строения возводились в те времена, когда никто ни с кем ничего не согласовывал. Но если к виллам богатеев у морских побережий претензий нет, то тут случай особый. И знали же, что именно над Улцинем, где более 70% населения составляют албанцы, преимущественно мусульмане, а немногие христиане из них – католики, у них всё пройдёт как по маслу. И защитить святыни будет некому. Несколько прибежавших на звук колокола служащих в монастыре священников помешать вандализму не смогли.

Епископский совет СПЦ принял решение возобновить протестные литии. Фото: PPI/Keystone Press Agency/Globallookpress

Подобные эпизоды в сегодняшней Черногории происходят с периодичностью один-два раза в неделю. Причём особенно «кучно» именно в последнее время, словно репрессивный маховик разогревался, раскручивался, а теперь начал работать, набирая обороты. Например, в расположенном на северо-западе страны, у границ с Сербией, городке Плевле на минувшей неделе тоже было неспокойно – у храма Святого Георгия в Гуках всю ночь дежурили сотни верующих, а на следующее утро уже тысячи потянулись к приграничному полицейскому участку – там решалась судьба любимого плевлянами батюшки, ставрофорного протоирея Саши Янича. Сербский священник родом из Боснии и Герцеговины, в одночасье лишившийся большой родины, нашёл свой дом именно в этом живописном черногорском городке, где служил последние двадцать лет. Восстановил много заброшенных и порушенных в годы коммунистического правления церквей, построил новые. Здесь у него родились две дочери, здесь же он похоронил умершего в детском возрасте сына…

После того как в декабре прошлого года президент, а на деле бессменный диктатор Черногории, правящий страной с 1991 года, Мило Джуканович подписал дискриминирующий Сербскую православную церковь закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин» (позволяющий государству изымать монастыри и храмы у канонической СПЦ в пользу раскольничьей и не признанной православным миром общественной организации «Черногорская православная церковь»), батюшка, как и все остальные иереи СПЦ в Черногории, принял участие в протестных литиях – молебнах и крёстных ходах, которые с благословения Епископского совета СПЦ в Черногории регулярно проходили по четвергам и воскресеньям, собирая десятки тысяч людей по всей стране. И не просто принял, а стал одним из организаторов. Возле храма Святого Георгия прихожане даже растянули 200-метровый сербский флаг, ставший символом протеста против беззакония местечкового режима, а также духовного и цивилизационного единства с Сербией.

Бессменный диктатор Черногории, правящий страной с 1991 года, Мило Джуканович подписал дискриминирующий Сербскую православную церковь закон «О свободе вероисповедания…». Фото: Nemanja Cabric/Xinhua/Globallookpress

Так всё и продолжалось до тех пор, пока руководству Черногории, слегка подрастерявшемуся от масштабов церковного протеста, не сыграл на руку коронавирус, который проник в эту страну уже в последнюю очередь, успев поразить все остальные страны Европы.

Вирус на службе режима

До 17 марта словно молитвенный щит крёстных ходов защищал маленькое государство от «ковидной» напасти, поразившей всю землю. И когда два первых случая заболевания были зафиксированы в стране, народ заговорил о том, что это режим Джукановича намеренно завёз заразу, чтобы обуздать православных… Впрочем, оставим конспирологию и продолжим нашу историю: в конце марта Подгорица приняла карантинные меры, запрещающие в том числе и публичные массовые мероприятия, и церковь, чтобы не провоцировать напряжение в обществе, подчинилась им. Но режим словно нарочито искал повод, чтобы нанести ответный удар, и пандемия для этого пришлась как нельзя кстати.

Буквально через несколько дней после объявления карантина был вызван в девять вечера на допрос в полицию настоятель храма Святителя Николая в Которе протоиерей Момчило Кривокапич, популярный в народе проповедник, вскоре скончавшийся после этих событий. В конце марта полиция «за нарушение санитарных правил» арестовала священника и десять прихожан, молившихся в монастыре Режевичи возле Будвы. Поскольку обитель находится на существенном отдалении от города, можно сделать вывод, что за ней банально следили.

На праздник Входа Господня в Иерусалим, 12 апреля, в столице Подгорице задержали уже самого митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, молившегося в удалённом монастыре. Владыке пришлось писать объяснение, почему в нарушение карантинных норм ему целуют руку… В тот же праздничный день были задержаны священник и десять прихожан в Колашине.

Ситуация повторялась на все почитаемые сербами православные праздники. Так, 6 мая, в праздник святого Георгия Победоносца (Джурджевдан), братия монастыря Джурджеви-Ступови после службы прошла традиционным крёстным ходом по центральной улице города Беране. Соблюдая дистанцию, к ней присоединились и верующие, за что против монахов возбудили уголовные дела. Через неделю, 12 мая, в праздник святителя Василия Острожского, аналогичная ситуация произошла в Никшиче – пока епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий с священством молились в храме, верующие ждали на улице, когда же они вышли для традиционного крёстного хода, те присоединились к ним. В тот же момент к собору подъехала полиция, чтобы арестовать владыку, однако люди не пустили слуг режима к нему. Епископ Иоанникий пообещал, что сам явится со священниками для дачи показаний, и своё слово сдержал. После чего владыку и ещё восемь священников арестовали на 72 часа, возбудив уголовные дела.

Люди принимают участие в акции протеста против спорного закона, требующего от религиозных учреждений доказать право на свою собственность. Фото: PPI/Keystone Press Agency/Globallookpress

Известие о том, что епископ и священство за решёткой, всколыхнуло православную Черногорию, люди массово стали выходить на улицы, перекрывали трассы, вступали в противостояние с полицией. И снова аресты, а также дубинки и слезоточивый газ. Досталось даже пришедшим вместе с родителями детям и подросткам. Зато, когда владыка Иоанникий и священство выходили из тюрьмы, восторженные люди встречали их как героев.

Время шло, 13 мая в стране отменили комендантский час и карантин, открыли пляжи и рестораны, а 21 мая отгуляли День независимости – массово, с автопробегами, стрельбой в воздух, а кое-где и с драками стенка на стенку. В начале июня страна и вовсе заявила, что одолела COVID-19, и начала открывать границы, но «совершенно случайно» только не с Сербией, мотивируя это тем, что у сербов высокий процент заболеваемости. Всё это время храмы оставались полузакрытыми, а на проведение крёстных ходов продолжало действовать ограничение – не более 200 человек, что для набожной Черногории просто не число. В итоге Епископский совет СПЦ принял решение возобновить протестные литии, тем более что, согласно высказываниям Мило Джукановича и компании, те не желают отступать от своих намерений и собираются при помощи нового закона отобрать у церкви её древних храмы и обители, чтобы передать в пользу раскольников.

Литии будут служиться во всех храмах черногорских городов с Недели всех святых, 14 июня этого года, пройдут по тем улицам, на которых мы видели в эти дни другие массовые собрания – политические протесты, государственные торжества и обычные прогулки граждан… Мы сделаем всё возможное, чтобы соблюдать юридические положения об общественных собраниях,

– было сказано в заявлении Епископского совета.

Крёстные ходы состоялись, правда, не с тем размахом, что до карантина, и только в Подгорице и Даниловграде. И как в прошлый раз, без арестов не обошлось: власти взяли отца Мирчету Шливанчанина из Подгорицы и отца Желько Чалича из Даниловграда. Обоих арестовали на 72 часа за «нарушение норм Национального координационного органа по инфекционным заболеваниям», однако благодаря своевременному вмешательству адвокатов выпустили уже через день. Но тем не менее уголовные дела в отношении священников заведены.

Антикрестовый поход

Ну а что наш батюшка Саша Янич? А ему просто заявили, что он не гражданин соседнего государства, у него нет официальной регистрации в Черногории и разрешения на работу. И вынесли ему предписание покинуть страну в течение ближайшей недели. Правда, оставили возможность подать апелляцию, результат которой, впрочем, представить нетрудно.

Я использую право на обжалование, – прокомментировал батюшка решение черногорских властей. – Мне предстоит не просто битва за себя, но и за церковь в Черногории, потому что в подобной ситуации могут оказаться как минимум 11-12 моих коллег – священников из этого района, которым также грозит депортация…

Практически в те же дни, когда отцу Саше Яничу предъявили решение о депортации, в Никшиче должно было состояться первое заседание по делу владыки Иоанникия и священников, которое, впрочем, перенесли по причине болезни одного из подсудимых. Судья вот только поинтересовался финансовым положением епископа: мол, сможет ли он уплатить штраф, если ему назначат эту меру.

Невежливо интересоваться у монаха его финансовым положением, у монаха не может быть личной собственности, у него и так есть всё, что нужно,

– с достоинством ответил владыка.

Если, согласно инкриминируемой главе Будимлянско-Никшичской епархии статье, его и священников признают виновными, то им грозят если не штрафы, то заключение сроком до одного года.

И так в этой стране везде, причём бьют там не только священство и мирян, непосредственно вставших на защиту церкви, но даже тех, кто исповедует Христа правильно, по-православному. Так, мэр Будвы Марко Царевич никогда не скрывал, что он серб и чадо СПЦ, а когда начались протестные литии в родном городе, рядом со священством встал во главе колонны. У диктатора Мило Джукановича к будванскому градоначальнику давние счёты: во-первых, он активист просербского, пророссийского и антинатовского «Демократического фронта»; во-вторых, поднял город из нищеты, превратив в курортную столицу страны, своими силами, не залезая в госбюджет, а значит, ничего не должен властям. К тому же горожане любят своего мэра и называют Бата (Батя). Что делать с таким? Правильно, отстранить. Что и было сделано при помощи властной фракции и местных националистов в муниципальном собрании. Отрешения от должности избранный горожанами мэр не признал, пришёл со своей командой на работу, как и положено. Туда же одновременно явились засланные Подгорицей штрейкбрехеры, а также сотни полицейских и тысячи пришедших на помощь Бате горожан. Не помогло: полиция била стёкла, закидывала муниципалитет шумовыми и газовыми гранатами, вязала мэра и его людей, не стесняясь в мерах воздействия. Горожан оттеснили. Впоследствии один из полицейских, как и вышеупомянутый экскаваторщик, снял каску, отбросил щит и уволился из её рядов, потому что не может идти против собственного народа.

Видя всё это, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий сказал, что властям не запугать церковь и протестные литии продолжатся. Но тут, словно по волшебству, выяснилось, что победу над коронавирусом объявить поспешили – откуда ни возьмись 13 новых случаев. И власти заявили о возможном возобновлении карантина. Конспирология?

Над Черногорией сгущается антихристова мгла. Над древними храмами и обителями, которые хотят «по закону» передать раскольникам, над монастырём в Улцине, который не успели доломать, но чьи строения признали незаконными, над крестильней монастыря Святого Архангела Михаила в окрестностях Тивата, которую также признали незаконной… Над владыкой Иоанникием и другими священниками, находящимися под судом, над отцом Сашей Яничем и прочими священниками, кому грозит депортация… Практически одолев сербского орла (оторвав свой край от Сербии, признав Косово, придумав «черногорский язык», войдя в НАТО), Мило Джуканович теперь ополчился на крест. Чтобы более ничего не связывало его страну с Востоком во имя интересов Запада. Много их было, таких, со времён Первого пришествия. Но Черногорию всегда называли сербской Спартой – духа тамошним людям не занимать, а значит, ещё ничего не кончено, будет тяжело, но мгла рано или поздно рассеется.

P.S. Пока готовился материал, стало известно о том, что в минувшее воскресенье в крупных городах Черногории прошли протестные литии, причём в столице Подгорице крёстный ход возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. На следующий день владыка был вызван в полицию, где на протяжении шести часов давал объяснения, после чего его отпустили. Также на допросы были вызваны священники в Никшиче, Беране, Биело-Поле, Мойковаце и Жабляке. В Плевле полиция допросила сразу восьмерых членов приходского совета церкви Святой Петки (Параскевы Сербской). Священников и мирян обвиняют по уголовной статье «Несоблюдение мер по борьбе с инфекционными заболеваниями». Также уведомление о депортации было вручено игумену монастыря Златеш в окрестностях Томашева отцу Николаю (Стаматовичу).

Автор:
Алексей Топоров