Вчера в Гималаях на границе между Индией и Китаем произошёл серьёзный пограничный конфликт: в стычках в долине Галван погибли 20 индийских солдат. Это самые большие потери индийской армии за последние годы. Дели брошен серьёзный вызов.

Обе страны располагают ядерным оружием, которое, к слову, и сдерживает дальнейшую эскалацию конфликта. Обе стороны понимают, что военные действия в спорном районе могут вовлечь две страны в масштабную войну. И дело может дойти до применения ядерного оружия.

В район конфликта срочно прибыли высокопоставленные военные с двух сторон, которые вступили в переговоры. Китайская сторона пока не заявляет о своих потерях. Военные должны разобраться, что произошло на месте. И от этих контактов зависит дальнейшее развитие ситуации: пойдет ли она на обострение или стороны конфликта сумеют найти общий язык и предупредить начало широкомасштабных военных действий .

Китай пока обвиняет «некоторых индийских солдат» в том, что они дважды пересекли демаркационную линию, серьезно нарушив прежние договоренности. Дело в том, что в этом районе Индия и Китай не договорились о четырех тысячах километров общей границы. Китайские военные признают, что открыли огонь по индийским военным, которые, по его мнению, незаконно пересекли государственную границу КНР. Конфликт случился в ночь с 15 на 16 июня. Территориальные споры между КНР и Индией уже привели к китайско-индийской пограничной войне 1962 года.

Стычки на границе в последнее время становятся все чаще. Однако столь больших жертв не было ни с одной стороны. В начале мая в долине Галван, потом в районе озера Пангонг Цо, а также на границе Сиккима уже происходили столкновения между индийскими и китайскими солдатами. Но, как правило, пограничники и солдаты дрались с палками и на кулаках. Оружие не применялось. Однако обе стороны усилили свое военное присутствие в спорных районах, что и привело к гибели 20 индийских солдат. Пришлось снова сесть за стол переговоров, чтобы привести к деэскалации конфликта. Пока военным удалось найти компромисс: войска Индии и Китая провели взаимный отвод сил после столкновений на линии контроля в Ладакхе.

Год назад дело также чуть не дошло до военного конфликта из-за Бутана, который находится под протекторатом Индии. Китай также не признает общую границу к востоку от Бутана и называет нынешний индийский штат Аруначал, который включает в себя важный тибетский монастырь Таванг, своей территорией. Особую напряженность вызывает тот факт, что Индия предоставила убежище для 100 000 жителей китайского Тибета, которые бежали из Китая. Более того: из этих тибетцев созданы подразделения в индийской армии, а на территории Индии действует самопровозглашенное Тибетское правительство в изгнании. Так что поводов для конфликта и споров между двумя странами более чем достаточно. Но особенно острой складывается ситуация вокруг Кашмира. Эту территорию у Индии оспаривает и Пакистан. Выходит, что три ядерны державы — Индия, Пакистан и Китай — в любой момент могут схлестнуться в войне за эту спорную территорию. Все это превращает этот район в пороховую бочку мира, где может разразиться ядерный конфликт.

Иннокентий Вишневский