Скрытый конфликт между «глубинным народом» и политической элитой РФ (частью которой с некоторых пор является и церковная верхушка) выходит на новый уровень.

По сообщениям СМИ, екатеринбургские полицейские намерены привлечь к уголовной ответственности одного из чтимых православным народом священников, духовника Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» схиигумена Сергия (Романова), который ранее выступил против лиц, закрывающих храмы, и был за это отправлен под запрет местным церковным начальством.

Как пишет екатеринбургское издание «Накануне», Центр «Э» ГУ МВД по Свердловской области по доносу некоего физлица изучил видеозаписи проповеди о. Сергия, усмотрел там признаки административного правонарушения и направил рапорт в прокуратуру Верхней Пышмы для принятия решения о возбуждении или отказа в возбуждении уголовного дела. По версии издания, полицейские усмотрели в проповедях батюшки некие призывы к свержению действующей властей и антисемитизм.

Ранее о. Сергий подвергся гонениям со стороны церковного начальства — митрополит Екатеринбургский Кирилл отправил схиигумена под запрет (т.е. запретил служить и проповедовать) до решения церковного суда, после того как о. Сергий выступил против лиц, требующих закрывать храмы под предлогом коронавируса, и обратился к священникам с призывом продолжать служить Богу.

Ранее, как уже сообщала «Катюша», тот же митрополит Кирилл пытался лишить о. Сергия возможности проповедовать.

С точки зрения аппаратной логики, опасения митрополита понятны: о. Сергий пользуется огромной поддержкой и любовью православных. Его проповеди на Ютубе набирают сотни тысяч просмотров, а Среднеуральский монастырь в последние годы превратился в своего рода лавру, куда приезжают паломники со всей России. Несмотря на некоторые ошибки о. Сергия и его экстравагантную манеру проповеди, которые активно используют его оппоненты и враги православия, чтобы маргинализовать старца, в главных вопросах о. Сергий абсолютно прав. Цифробесие российской элиты, угнетение русского народа в собственной стране, поругание святынь, навязывание русским людям содомских евроценностей — обо всем этом о. Сергий говорил открыто и дерзновенно, не взирая на чины и звания. А вот епископы и митрополиты об этом, к сожалению, говорят очень редко и вовсе не так убедительно (если бы это было не так, мы бы давно имели другую страну). Поэтому не удивительно, что для многих тысяч верующих людей уральский старец стал, сам того, может быть, не желая, своего рода «светом в окошке». И поэтому же против него изо всех сил работали как светские либералы, так и «попы Гапоны» в самой Церкви. Так, например, американский гражданин сектовед Александр Дворкин, ранее выдумавший «секту царебожников», чтобы маргинализовать идеологию монархизма, дошел до того, что в своих выступлениях прямо просил прокуратуру посадить о. Сергия.

Впрочем, одно дело — конфликт внутри Церкви, и совсем другое — возможное вмешательство светских властей.

Если федеральная вертикаль позволит уральской прокуратуре привлечь старца к уголовной ответственности, это будет огромным провалом самой власти и заставит многих людей вспомнить историю св. Патриарха Гермогена, который своими грамотками в 17 веке вдохновил Народное ополчение Минина и Пожарского и был замучен оккупационными польскими «властями». Аналогии с нынешним смутным временем слишком очевидные…

Между тем, опасность того, что в случае в о. Сергием власть пойдет именно по пути закручивания гаек и удушения народного самосознания, есть. Наше издание не раз рассказывало, как власть под прикрытием коронавируса принимала один за другим откровенно антинародные цифровые законы (в частности, закон о едином регистре населения, против которого выступал и о. Сергий), готовит всеобщую вакцинацию и блокирует критику своих действий в СМИ и интернете. 29 марта Президент Путин подписал указ №344 об утверждении «Концепции противодействия экстремизму», которая относит к основным угрозам национальной безопасности «экстремистскую деятельность, осуществляемую националистическими, радикальными, общественными, религиозными организациями и объединениями, направленную на нарушение единства и территориальной целостности РФ дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране».

Хотя большая часть названной концепции вполне позитивна и явно направлена на противодействие очагам экстремизма в мигрантской среде и цветным революциям, есть в ней и несколько весьма двусмысленных пунктов. Так, «концепция» признает экстремизмом не только пропаганду насилия (под которую того же отца Сергия подвести очень сложно), но и «образование религиозных анклавов» (п. 9) (монастырь ведь при желании тоже можно считать анклавом), а также «организацию и проведение несогласованных публичных мероприятий (включая протестные акции)» (п.13).

Хотелось бы надеяться, что государственным органам хватит мудрости не вмешиваться в духовные и религиозные вопросы, не дразнить людей и не ронять еще дальше авторитет Церкви, который и так, увы, в последнее время весьма невысок.

Андрей Цыганов, РИА Катюша