– Мне нравятся эти слова друга Алексея Фатьянова поэта Ярослава Смелякова, – признаётся Анна. – Смысл жизни я нашла в том, чтобы ушло в прошлое другое определение: «забытый гений душевной песни». Ведь это парадокс: большинство из двухсот написанных на слова Фатьянова песен стали поистине всенародными, а кто их автор, многие не знают. Из молодого поколения, если кто-то и вспомнит песни «Соловьи», «Первым делом самолёты», «В городском саду», «Тишина за Рогож­ской заставою», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Горит свечи огарочек», то имена авторов вряд ли назовёт.

Решив проверить утверждение внучки поэта, обзвонила сначала шестидесятилетних знакомых. Все четверо слышали песни, авторов не назвали. А вот супружеская пара за семьдесят в ответ дуэтом пропела в телефонную трубку почти всю песню «Когда весна придёт, не знаю…» и даже фильм назвали, в котором она прозвучала впервые – «Весна на заречной улице». А потом исполнили «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера…», «В городском саду». Но автора слов не назвали… У внуков я и спрашивать не стала. И подумала: какое же важное и нужное, большое дело взвалила на свои плечи Анна, создав Культурный центр имени А.И. Фатьянова – выдающегося русского советского поэта, участника Великой Отечественной войны, автора популярных в 1940 –1970-х годах песен на музыку Василия Соловьёва-Седого, Бориса Мокроусова, Матвея Блантера, Никиты Богословского и других композиторов. Центр работает в Москве и на малой Родине поэта – в городе Вязники Владимирской области.

В год столетия своего знаменитого дедушки Анна приняла участие в международном литературном фестивале «Волошинский сентябрь» в Коктебеле и встретилась с любителями поэзии в Феодосии. Приехала не с пустыми руками: подарила редкие поэтические сборники Дому-музею М.А. Волошина и презентовала документальный фильм о Фатьянове «Песен без России не сложить. Алексей Фатьянов». А презентацию назвали пронзительной и точной фразой: «Я вернулся к друзьям».

Анна Фатьянова-Китина, внучка поэта-песенника Алексея Фатьянова

Анна Фатьянова-Китина, внучка поэта-песенника Алексея Фатьянова

– Анна, чем ознаменован юбилейный год?

– Начался он с большого праздничного концерта в Кремлёвском дворце. В одном из крупнейших издательств страны АСТ вышел сборник «Когда весна придёт, не знаю». Готовим ещё одну книгу – «Неизвестный Фатьянов». Проходят и будут проходить концерты в разных городах, наши планы выходят за юбилейный год. Вместе с Василием Соловьёвым-Седым и Максимом Мокроусовым, внуками известных композиторов, мы осуществляем проект «Песня на все времена». Он направлен не только на сохранение и популяризацию песенного наследия в целях патриотического воспитания молодёжи, но и на поддержку самодеятельных творческих коллективов и исполнителей, которые помнят и популяризуют творчество советских поэтов и композиторов минувшего столетия. С этой целью проводим концерты и фестивали.

Фестиваль фатьяновской песни в Вязниках

Фестиваль фатьяновской песни в Вязниках

 У песни, словами которой назван новый сборник произведений Фатьянова (её в былые годы распевали все), наверное, была своя история?

– Да. По ходу съёмок фильма «Весна на Заречной улице» режиссёры Феликс Миронер и Марлен Хуциев решили, что герой Рыбникова должен исполнить красивую лирическую песню. Мелодия у Бориса Мокроусова была. Чтобы прочувствовать сюжет, понять героя, его характер, поэт приехал на съёмки в Запорожье. Только здесь и родилась долгожданная строка, в которой отражалась профессия героя: «Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня», чего и добивался поэт. До неё было только о любви и дружбе. Песня стала лейтмотивом фильма – лидера проката: в кинотеатрах его посмотрело более 30 миллионов зрителей. Позже она стала гимном всего Фатьяновского движения и Всероссийских Фатьяновских праздников, которые проходят ежегодно на малой Родине поэта в городе Вязники Владимирской области. Владимир Владимирович Путин в одном из интервью назвал эту песню в числе самых любимых.

– Песни военных лет тоже вошли в изданную книгу?

– Конечно. Но это не песенник. Впервые публикуются рассказы Алексея Ивановича. Много фотографий из архива нашей семьи.

К сожалению, дедушка умер за десять лет до моего появления на свет, а было ему всего сорок. Я уже на десять лет старше, но выросла на его поэзии. Так получилось, что воспитывала меня бабушка, вдова Алексея Ивановича Галина Николаевна Фатьянова, в девичестве Калашникова. Человек необычайно интересный, безгранично преданный мужу и его памяти. Она, наверное, чувствовала, что и я стану хранительницей этой памяти, продолжу начатое дело всей её жизни. С лёгкой руки Галины Николаевны в 1974 году начались литературные Фатьяновские чтения на «солнечной поляночке» в Вязниках, которые превратились в большой праздник. Поэт Вадим Семернин написал о ней: «Помощница поэта, красавица жена, Была живого света душа её полна…».

Алексей Фатьянов с женой Галиной (в центре)

Алексей Фатьянов с женой Галиной (в центре)

 Фатьянов ведь не сразу пришёл в литературу? В его биографии есть страничка театральная?

– Совершенно верно. В 1935 году он поступил в театральную студию Алексея Дикого при театре ВЦСПС, а после окончания был принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. Играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдалённым гарнизонам Дальнего Востока. И в армии, куда Фатьянова призвали в мае 1940 года, он три месяца участвовал в полковой художественной самодеятельности, а потом стал режиссёром-постановщиком Окружного ансамбля Орловского военного округа. С сослуживцем рядовым Владимиром Дорофеевым они написали первую песню – «Всегда готовы!».

– С какого момента начались неприятности у ставшего уже знаменитым поэта?

– С композитором Никитой Богословским в 1946 году они написали для фильма «Большая жизнь. Часть вторая» песню «Три года ты мне снилась», под гитару её исполнил в фильме Марк Бернес в роли инженера Петухова. Фильм подвергли жёстокой критике, в постановлении Оргбюро ЦК ВКП(Б) он назван «порочным в идейно-политическом и крайне слабым в художественном отношении». Фатьянов был назван поэтом «кабацкой меланхолии», Марка Бернеса перестали приглашать сниматься, закрыли все концерты, Никиту Богословского выслали из Москвы, а фильм был запрещён, и на экранах он появился только через 12 лет. Первая и единственная прижизненная книга стихов А. Фатьянова вышла только в 56 году – «Поёт гармонь». Она мне досталась от бабушки, сейчас это раритет. Особенно ценна посвящением родным: «Дай вам Бог, чтобы вы были всегда со мной».

– Из какой семьи Алексей Иванович?

– Его дед по отцу имел иконописную мастерскую, дедушка по маме был специалистом на льнопрядильной фабрике Демидова. Оба они были старообрядцами и весьма зажиточными людьми. Родители Алексея Ивановича построили в центре Вязников двухэтажный каменный дом напротив Казанского собора. Среди прочего имущества у них был кинотеатр и обширная библиотека. После Октябрьской революции 1917 года всё это было национализировано, в доме разместили телефонную станцию. Теперь здание восстановлено и в нём открыт муниципальный Музей песни XX века.

Музей песни XX века

Музей песни XX века

– Поэт дружил с композиторами, превращавшими его стихи в песни?

– Не то слово! Даже в свадебное путешествие бабушка и дедушка поехали с композитором Борисом Мокроусовым, с которым написаны такие песни, как «На крылечке», «Куплеты Курочкина», «По мосткам тесовым». Тёплые чувства связывали его с Василием Павловичем Соловьёвым-Седым. Они познакомились в Чкалове, нынешнем Оренбурге, в 1942 году. Написали более 80 песен, среди которых «Соловьи», названная Маршалом Победы Георгием Жуковым одной из самых великих, «На солнечной поляночке», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Давно мы дома не были», «Потому что мы пилоты». Многие его песни сразу разлетались по фронтам. Фатьянов работал в ансамбле Александрова, но рвался на фронт и в конце концов попал туда. Дважды ранен, награждён медалью «За Отвагу», орденом «Красной Звезды». После войны его песни запела вся страна.

 По-моему, с песни «Когда весна придёт, не знаю» Бориса Мокроусова и Алексея Фатьянова начались знаменитые флешмобы в России и на Украине?

– Совершенно верно. Начали их 13 ноября 2016 года студенты Запорожского музыкального училища имени Майбороды, исполнив на железнодорожном вокзале Запорожья эту песню. Многие эпизоды фильма в 1956 году снимались на заводе «Запорожьсталь» и немногие в Одессе. После того как фильм стал хитом, во многих городах Советского Союза появилась улица Заречная, в 2013 году в Запорожье установлен памятник «сталевару Саше», там же выходила газета «Улица Заречная», а на бульваре Шевченко, напротив мэрии, в 2003 году установили «часы влюблённых», играющие каждый час мелодию любимой песни – неофициальный гимн города.

Флешмоб на вокзале в Запорожье. Весна на Заречной улице

– Как думаете, в чём успех произведений Фатьянова, многие из которых, что называется, ушли в народ?

– В том, что он лирик. Даже в военных темах Фатьянов был убеждён, что в русской песне на первом месте – поэзия, красота и точность слова. И ещё, конечно, безграничная любовь к Родине:

«Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал? Как бы жил?
Как бы путь нелёгкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил!».

– Вы привезли в Крым документальный фильм о поэте. Он уже где-то был показан?

– Нет, первыми его увидели участники фестиваля «Волошинский сентябрь» в любимом поэтом Коктебеле, куда он приезжал последние десять лет жизни каждый год. И меня бабушка сюда привозила, жили мы в старом корпусе, где останавливался дедушка. Для нас это место просто родное. Фильм снят на грант Министерства культуры РФ компанией «Зоголь-ТВ», режиссёр Артём Широков, продюсер Андрей Пастушный.

– Можно с уверенностью сказать, что доброе имя поэта уже не померкнет?

– Думаю, да. В 1995 году Фатьянова посмертно наградили орденом «За заслуги перед Отечеством». На следующий год Союз писателей России учредил Фатьяновскую литературную премию. А с 2007 года вручаются областные премии в области литературы и искусства имени А.И. Фатьянова. В Вязниках установлен памятник поэту, а в Москве, на доме, где он жил, располагается барельеф поэта. В честь Фатьянова названы улицы в Вязниках и во Владимире. Мною создан «Культурный центр имени поэта А.И. Фатьянова». Сборники его стихов издаются тысячными тиражами. Журналист Татьяна Дашкевич написала книгу о поэте, которая вышла в популярной серии ЖЗЛ. Актер театра и кино, режиссёр Вениамин Смехов сделал цикл передач о величайших людях России, а «Вязниковского соловья» назвал одной из самых значимых фигур в российской культуре.

Памятник Алексею Фатьянову в Вязниках

Памятник Алексею Фатьянову в Вязниках

* * *

Прочитав записки Фатьянова «Нечто вроде биографии», можно дополнить: фигур значимых и очень скромных. В них он признаётся: «Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей день безумно».

Из-под его пера рождены стихи, что называется, не для громкого голоса, а для тихого сердца. Рождены сердцем влюблённого в людей, в жизнь поэта. Он искренне верил в то, о чём писал:

Слова любви должны быть тихими
В них чувств нетронутая глубь
Они багряными гвоздиками
Слетают с удивлённых губ
Они должны быть опалёнными
С борьбой с любым оружием зла
И только с ними мы, влюбленные
Как два распахнутых крыла!

И признавался:

Что не сбылось, то сбудется.
Не сбудется – забудется.
Когда проходит молодость,
Еще сильнее любится.

Именитые современники относились к Фатьянову с теплотой и искренним сочувствием. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри самой поэтической строки, – отмечал поэт Михаил Матусовский, – его образно-напевные тексты сами подсказывали композиторам оптимальные мелодии, оставалось лишь запечатлеть их на нотном листе. Природную одарённость дополняла постоянная работа над словом, при внешней непритязательности текстов Фатьянова они – плод большого мастерства… новых свежих и оригинальных рифм».

А Лев Ошанин считал: «Ему не везло – при жизни у него вышла только маленькая книжечка стихов во Владимирском издательстве. Его часто кусали в газетах и журналах… Но ему чертовски везло, он родился в рубашке, – он был одним из любимейших поэтов народа, поэтов, чьи песни пелись буквально на всех углах».

Нынче на всех углах – иные песни. Есть, конечно, среди них и берущие за душу, но такой популярности, что была у фатьяновских, им не достичь. С его песнями шли на бой, ими объяснялись в любви. Да с ними просто-напросто жили.

Людмила ОБУХОВСКАЯ