Шестнадцатого марта 2020 года – еще одна дата, которая войдет в историю, как новый «черный понедельник». В этот день лопнул огромный финансовый пузырь, который бережно надувал коллективный Запад начиная с 2008 года, печатая бесконечное количество денег, которыми покрывали бесконечное количество займов, создавая таким круговоротом бумаги видимость стабильности. А в понедельник это не помогло — американский фондовый рынок пережил худшие времена с «черного понедельника» 1987 года. Ключевые индексы по итогам дня рухнули на 12–13%, несмотря на усилия правительства и ФРС, напечатавшей сразу более полутриллиона долларов чтобы поддержать американскую экономику на фоне вспышки коронавируса. При этом в воскресенье, 15 марта, ФРС США специально, чтобы дать фору американской экономике, снизила базовую ставку на целый пункт. В обычное время это остановило бы любое снижение, отмечают эксперты Bloomberg, но не сейчас, когда эффективность монетарных стимулов ограничена, а в потоке негативных новостей слилось сокращение промпроизводства в Китае, закрытие Шенгена и комендантский час в Нью-Йорке. Как пишет CNBC, такой обвал означает, что инвесторы заложили в оценку компаний не только рецессию в США, но и что-то худшее. «Самое ужасное, что вы никогда не переживали сценарий, при котором вы закрываете целую экономику», — заявил Bloomberg Сти Чиворн, менеджер Federated Investors.

Forbes сообщает, что обрушение на рынке США стоило 20 богатейшим миллиардерам планеты $68 млрд. Среди наиболее пострадавших, что не удивительно, по данным Forbes Real-Time, оказались владельцы виртуальных империй, которые ничего не производят — глава Facebook Марк Цукерберг, экс-гендиректор Microsoft Стив Балмер и основатель Oracle Ларри Элисон. Всего за последний месяц состояние миллиардеров сократилось почти на $300 млрд.

Не радует и ситуация в Европе. Страны, в которых экономика развивалась за счет практически нулевых ставок по кредитам, на сегодня полностью оказались парализованы пандемией и делают тоже самое, что и США – заливают пожар коронавируса деньгами, введя карантин, остановив производство и надеясь, что все будет не так плохо. На самом деле, даже промышленность Китая, который, как видим, отделался сравнительно легко и после двух месяцев эпидемии начал восстанавливаться, упала чуть менее, чем на четверть. ЕС, с их супер расхлябанностью, такое не светит. И это не только наше мнение, а откровенные заявления практически всех ведущих экономистов, включая владельцев хедж-фондов и Дональда Трампа.

Но это все там, а как здесь. А здесь, учитывая, что российская экономика, сколько бы не говорили обратного эксперты и бывшее правительство – часть глобального рынка. Да, нас оттуда немного подвинули, что позволило погасить долги и накопить резервы. Но главное, к сожалению, сохранили – Россия как была «мировой бензоколонкой», с поправкой на газ, так ей и осталась, получая чуть менее половины всех доходов от нефтегазовых доходов и еще немалую долю от торговли ресурсами. В общем, всем тем, на что в условиях тотального мирового кризиса падает спрос. А тут, к закономерному падению присоединились и подконтрольные США арабы, обвалившие цены на нефть до 30 долларов за бочку и грозясь опустить ее до 25. Тут же все начали кричать караул, доллар по 90 и мы все умрем, но внезапно оказалось, что ЦБ РФ имени Эльвиры Набиуллиной еще в октябре предсказал, что будет с экономикой России, случись цена на нефть в мире в районе 25 долларов за баррель. И не только предсказал, а опубликовал это в «рисковом» прогнозе своего главного документа: «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов», с которым можно ознакомится на официальном сайте Центробанка. Вот там, на странице 31 есть удивительная таблица, где спрогнозировано наше нерадостное будущее.

прогноз ЦБ

Согласно данному прогнозу ЦБ, мы все не умрем и доллара по 90 не будет, но радости там тоже не сильно много. Оставшись без потоков нефтегазовой ренты, Россия свалится в рецессию и откатится назад на 14-15 лет. ВВП упадет на 1,5-2%, растеряв весь рост, который Росстат по крупицам собирал в прошлом году (1,3%). Инфляция разгонится более чем вдвое (до 7-8%); инвестиции рухнут (на 5,5-6,5%); населению придется сократить потребление (на 1,5-2%), а государство начнет терять золотовалютные резервы (38 млрд долларов). Главной проблемой станет дефицит валюты: по объему экспортных доходов Россия вернется в 2005 год — 240 млрд долларов (против 415 млрд в прошлом году). Граждане и бизнес окажутся отрезаны от возможности закупать зарубежные товары: объемы импорта упадут на 28%, до 177 млрд долларов, минимума с 2006 года. Домашним хозяйствам обвал нефти принесет «временное сокращение доходов», при этом одновременно «будет снижаться потребительское кредитование, демонстрирующее большую чувствительность к колебаниям экономического цикла», пишет ЦБ. Тогда, в сентябре, когда нефть шла по 60 долларов за бочку, ведомству Набиуллиной только покрутили пальцем у виска, а вот гляди ты – бабкой Вангой оказалась. И все идет именно по этому сценарию, даже по еще более худшему – в рецессию скатилась не одна Россия, а весь мир.

Именно по данному сценарию сегодня действуют наше правительство и ЦБ. Правительство и Центробанк ввели меры поддержки, чтобы минимизировать последствия коронавируса и рыночной волатильности для населения и экономики. Так, Белый дом примет меры бюджетной и экономической политики, а ЦБ позаботится о ликвидности в банковской и финансовой сфере. В первую очередь, правительство дало гарантии выполнения социальных обязательств перед россиянами. Особое внимание уделяется задачам в сфере здравоохранения, ценам на продукты и социально-важные товары.

В целом, это правильно и сделали они тоже самое, что Китай, США, а ныне и ЕС. Этого вполне достаточно, чтобы пережить некое время, в надежде, что все наладится, рассосется и разгладится, а потом будет как при «бабушке». Беда в том, что как при «бабушке» не будет – нынешняя истерика только частично вызвана вирусом. Основной ее повод — нет никакой волшебной палочки в мире, которая вернет капитализму новые рынки, тогда как старые уже полностью освоены, поделены и эксплуатируются сверх меры. И даже когда нынешний вирус победят, даже если его американские авторы не запустят новый вирус, первым вопросом на повестке дня у капитализма станет – кого будем есть? То есть за чей счет мировая экономика начнет реальное, а не фейковое, вроде роста после 2008 года, восстановление.

Вариантов не так и много: Китай уже показал, что в раздел «ужин» не годится, он и сам не против пожевать кого-нибудь. США еще сильно толстокожие и о них пока подавятся. Лет через 15-20 и они вполне могли пойти на стол, но сегодня однозначно переживут, слегка похудев по ходу. В Африке и Латинской Америке мало того, что и так все поделены по меню разных групп, так и порции для глобального восстановления маловаты. Разве что Бразилия, но ее за последние годы уже несколько раз пережевывали.

Выбор остается не такой уж и большой – в первую очередь ЕС, затем Индия, Юго-Восточная Азия и Россия. А лучше всем и сразу устроить «святые 90-е», с падением производства, обнищанием населения, которое будет потреблять исключительно продукцию «правильных стран», отдавать деньги в «правильные страны» и далее по списку. И тут нам сегодня мало просто пережить. Мало даже иметь сильную армию, так как если Россия не сделает прорыв и окажется, как Китай и США, вверху пищевой цепочки, то нас будут грызть. В том же СССР была лучшая армия на планете, да подгрызли элиту, сманили население джинсами, а там дальше дело техники. И то, что будут пытаться повторить тоже завтра, особо никем не скрывается. А значит, единственным выходом является быть им не по зубам.

Вот только привычными мерами здесь не обойдешься и для рывка нужна воля. Многие решения, как и в 1998 году, когда пришло правительство Примакова, придется делать при злобном шипении «друзей» из МВФ и еще целой толпы самых «дорогих партнеров», не говоря про доморощенных гайдаровцев и демшизу. Напомним, кабинет Примакова уже к осени 1998 года разработал комплексный антикризисный план. Он предполагал: реструктуризацию долга, борьбу с необоснованным завышением цен, снижение уровня безработицы, оптимизация налоговой системы и внешней торговли. Кроме того, премьер поддержал идею коммунистов об усилении контроля за перемещением капиталов в стране, а главное – за рубеж.

Со сбором налогов у нас вроде сейчас порядок, как нигде в мире, а вот к остальным мерам стоит присмотреться. В первую очередь необходим контроль за ценами и тарифами, далее контроль за выделением длинных денег банками для промышленности. Повышение курса рубля и падение производства там дают шанс на реальное, даже местами вынужденное импортозамещение. Еще до нынешнего кризиса компания «Силовые машины» вынуждена была разорвать контракт с Siemens и вложиться в собственное производство газовых турбин для электроэнергетики. О локализации производства из-за санкций заговорили и на заводах «Газ». Сегодня, когда импорт станет местами слишком дорогим, местами вообще недоступным, разрабатывать и внедрять свое будут вынуждены остальные предприятия. Как говориться, было бы счастье, да несчастье помогло. Вот только разработка и внедрение – дело дорогое, и далеко не все имеют такие возможности, как нефтегазовые корпорации. И в этом им должно помочь государство, не только выделив кредит, но и выкупив долю, например. Тут вам и частичная национализация, и помощь реальному сектору, и решение вопроса с рабочими местами, и рост промышленности. Данный план не нов – это собирались делать еще во время кризиса 2014 года, но все было благополучно провалено и забыто кабинетом Медведева. Сегодня второй провал сулит уже окончательный коллапс в промышленности.

Вторым, но не менее важным вопросом является вывод денег за рубеж. Да, Силуанов вроде как предложил законопроект о конфискации незаконно выведенных, но на время кризиса стоит ограничить и спекулятивные сделки по выводу финансов, а также инвестирование в сомнительные активы со стороны банков – главный способ законного вывода денег за границу. Заодно стоит и госкорпорациям избавиться от непрофильных активов, вроде вложения сотен миллионов в западные спортивные команды, покупки гольф-клубов и прочее. Это и в более благополучные времена вызывало множество вопросов, а сегодня – выглядит как растрата.

Третье, удержать цены на ГСМ, семена и удобрения, так как сельское хозяйство в условиях коллапса реально может стать драйвером роста. Какие бы кризисы не приходили, а кушать хочется всегда и надо понимать, что у нас кушать будут теперь свое, ибо импорт сильно подорожает. А значит, необходимо это свое обеспечить на рынке и по доступным ценам. Помочь построить фруктохранилища дабы есть свои яблоки и груши, дать запланированный толчок развитию КРС и молочной продукции. Более того, массовый вывод мировых олигархов денег в наличность удержит курс доллара, по крайней мере, в этом году, а значит, наши продукты станут дешевле и на мировом рынке, что вкупе с довольно высоким качеством и отсутствием ГМО легко может потеснить западных производителей, принеся в бюджет немалую копейку. Заодно и импортозамещение в агротехнике пойдет активней.

Немаловажной будет и поддержка малого бизнеса, как формирования дохода у населения, рабочих мест и потребительских товаров. И здесь вызывают опасения задумки Силуанова и Мишустина решить вопрос с дефицитом бюджета за счет народа и ИП с самозанятыми, подняв налоги. Более глупой идеи не придумаешь – как раз уменьшение налогов в конце 90-х в России и уменьшение налогов при Рейгане в США дали толчок малой экономики и вывели ее из тени.

И это перечислено только то, что уже обсуждалось, планировалось внедрить, и было использовано как в правительстве Примакова, так и позднее. Само собой, тут же поднимется вопрос – где взять деньги, когда их и так не хватает. Вот здесь у нас снова встают вопросы борьбы с коррупцией, вместе с конфискацией, изъятия сверхдоходов, а главное – принудительное кредитование прорыва со стороны как бы государственных банков, в том числе и того, который перепродают с одного ведомства другому. Да, Грефу это не понравится, так и Россия не девица-Рыбка, чтобы олигархам нравиться, потерпит. Население сколько лет терпит проценты по кредитам, потерпит и он вложения в промышленность и импортозамещение. Не говоря уж о том, что таким деятелям вообще не место в руководящем классе—и его отставка, равно как и оставки/посадки с конфискацией еще пары-тройки сотен таких же персонажей оздоровят политическую ситуацию (а если еще и отменить безумные проекты вроде «пенсионной реформы» и простить людям долги за ЖКХ и потреб.кредитам, народ бы, может, и не кипел бы так по поводу «поправки Терешковой). Заметим: речь идет не о эфемерных планах по покорения Марса в 2030 году, а о том, что должно было быть сделано еще 5 лет назад, да как-то забылось, а теперь уже просто горит.

Речь идет о будущем выживании и подъеме страны в очередную непростую годину. Иначе медленное сползание к уровню Северной Нигерии и тогда всем нынешним поправкам грош цена – какие поправки в Африке, где большая половина населения и читать не умеет. Там хоть чего напиши, а только у кого больше боевиков – тот и президент. Западных «партнеров» такое положение там вполне устраивает – ресурсы доятся, население голодает, олигархи с Уолл-стрит богатеют, а вот как-то самим неграм не очень.

РИА Катюша