Изначально сомнительная идея произвести универсальный самолёт на все случаи жизни доказала свою несостоятельность

У крупнейшего военного подрядчика Пентагона компании Lockheed Martin заканчиваются места для парковки быстро растущего парка истребителей пятого поколения F-35, от которых отказывается Пентагон. Об этом сообщила Счетная палата США (GAO).

В докладе GAO под названием F-35 Joint Strike Fighter: Program Continues to Encounter Production Issues and Modernization Delays («Объединенный ударный истребитель F-35: программа продолжает сталкиваться с проблемами производства и задержками в модернизации») говорится, что министерство обороны полностью заморозило прием истребителей-невидимок до тех пор, пока Lockheed не устранит огромные аппаратные и программные проблемы, связанные с Technology Refresh-3 (TR-3), программным пакетом стоимостью $1,8 млрд, предназначенным для расширения возможностей самолетов.

«TR-3, который имеет более мощный процессор, больший объём памяти и панорамный дисплей в кабине, которые в совокупности обеспечивают набор новых возможностей, известных как Block 4, был для Lockheed источником гордости, но также и головной болью по мере возникновения проблем», – отмечает портал Breaking Defense.

Поскольку проблемы с TR-3 продолжаются, самолеты накапливаются на объектах Lockheed. GAO так и пишет: «Если программное обеспечение TR-3 будет отложено после апреля 2024 года, Lockheed Martin, по прогнозам, превысит максимальную вместимость парковочных мест и ей необходимо будет разработать план для размещения большего количества припаркованных самолётов».

Во избежание репутационного урона компания Lockheed просто засекретила проблему, заявив: «Конкретные подробности о парковке не будут разглашаться по соображениям безопасности».

В Пентагоне отнеслись с пониманием к позиции компании-бракодела. «Министерство обороны сочло сообщение о конкретном количестве самолётов непригодным для публичного обнародования», – заявили в GAO.

Даже находясь на стоянке Lockheed, бракованные самолеты создают головную боль для Пентагона благодаря положениям контракта, согласно которым «правительство принимает на себя риск потери самолетов “на открытом воздухе”, который зависит от доли убытков подрядчика» и франшизы по контракту, сообщает GAO.

Однако конгрессмен-республиканец от штата Вирджиния Роб Уиттман выдал-таки военную тайну, сообщив журналистам: «Мы знаем одно наверняка: на взлетной полосе будет скоплено как минимум более 100 самолётов». 

В отчёте GAO говорится, что неполадки в программном обеспечении TR-3 не будут устранены «по крайней мере до июня 2024 года», а последующая доставка самолетов в войска займет еще год.

Представитель ВВС подтвердил Breaking Defense, что на решение временно отказаться от закупок F-35 повлияли «задержки как в программном, так и в аппаратном обеспечении».

Что это означает?

В середине декабря 2023 года в Техасе потерпел аварию истребитель F-35B. Во время посадки самолет накренился на нос, у него подломилось шасси, он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, обернувшись вокруг собственной оси, и зацепил крылом землю. Пилот едва успел катапультироваться. Как заявили военные, причиной аварии стало «редкое системное явление», связанное с вибрацией двигателя.

С самого начала выпуска F-35 «страдали от бесконечного количества ошибок»пишет Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. В Lockheed Martin эти дефекты не устранили, а продолжали, как мы писали, «изготавливать бракованные истребители».

В связи с обнаруженными «системными проблемами» рассматривался вариант установки на F-35 более совершенного двигателя F120 компании General Electric, но Пентагон от него отказался; военный обозреватель Тайлер Рогоуэй назвал это «невероятно глупым шагом».

Поскольку системные дефекты силовой установки истребителя полностью устранить не удалось, проблему решили следующим образом: рекомендовали ВВС иметь под рукой исправный запасной двигатель. Авария в Техасе, однако, показала, что хорошо бы иметь под рукой и запасной F-35.

Восемь с лишним сотен технических/аппаратных дефектов были выявлены с начала выпуска F-35, компания Lockheed, по сути, игнорировала требования военных устранить конструкционные косяки. Lockheed Martin получила контракт на F-35 22 года назад – и по совпадению акционеры Lockheed Martin наслаждались 22 годами последовательного увеличения дивидендов.

Бракованная система TR-3 стала последней каплей, которая переполнила чашу терпения генералов Пентагона. Ситуация стала финансовой болью для Lockheed: Пентагон штрафует компанию на $7 млн за каждый непоставленный самолет TR-3, как ранее сообщало агентство Bloomberg.

От того что бракоделы из Lockheed будут наказаны «долларом», истребители F-35 не превратятся в чудо-оружие, которым они не являются по определению.

Ведущие авиаконструкторы США отмечают порочность самой идеи сделать универсальный самолёт на все случаи жизни. Один из главных конструкторов истребителя F-16 Пьер Спрей в интервью американскому интернет-ресурсу Digg.com назвал F-35 «индюком». В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости. «Возьмите, например, F-35 вертикального взлета… Массивная двигательная установка «съедает» значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35 в 1,6 Маха тоже вряд ли может поразить воображение, так как этот показатель у современных истребителей России, Европы и США либо достигает, либо превышает 2 Маха».

Что касается «невидимости» F-35, то она может быть обеспечена только в том случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри фюзеляжа. Если же ракеты находятся на внешних подвесках, истребитель становится заметен. И даже при минимальной нагрузке F-35 «на самом деле не является малозаметным для российских и китайских радаров», — пишет The Daily Beast.

F-35 нельзя применять в условиях сильной ПВО противника. Единственный раз, когда такое случилось, израильский F-35 ВВС был подбит древним советским ЗРК С-200, находившимся на вооружении сирийской ПВО, сообщил The Drive, отмечая, что Израиль больше не будет использовать F-35 в боевых вылетах в Сирии, «рисковать машиной больше не станут».

А в чем тогда смысл для американского ВПК выпуска огромного числа истребителей-невидимок, которые невидимками являются только на бумаге, у которых двигатели дышут на ладан, а программное обеспечение глючит, как обкурившийся бомж из Бронкса?

Прибыль, огромная прибыль от продаж F-35 союзникам по НАТО, которых США просто заставляют покупать эти недоделанные в буквальном смысле самолёты.

На истинные цели американского ВПК указал французский военный эксперт Рено Белле, отметив, что ведущиеся исследования и разработки направлены не на рост военного потенциала, а скорее на то, чтобы «поддерживать существующую бизнес-модель оборонной промышленности».

Если учесть, что в июле 2009 года производство еще более дорогого истребителя F-22, который получил нелестное прозвище Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено и сейчас весь парк этих невидимок выводится из эксплуатации, то сейчас у США нет полностью боеспособного истребителя пятого поколения.

 ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ