КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В уже довольно далёком 2008 году на отечественные телеэкраны вышел документальный проект «Одноэтажная Америка». Почему и как фильм о жизни в США стал очередным средством западной пропаганды?

О том, что прозападные силы ведут целенаправленную многолетнюю работу по промыванию мозгов населения России, сказано и написано много. Настолько много, что порой эти повторённые в очередной раз справедливые слова воспринимаются как банальное голословное утверждение.

Лучшее средство против абстрактности — конкретные примеры. И в качестве наглядного доказательства, что формирование у русского народа комплекса национальной неполноценности и преклонения перед сладкой западной жизнью — это процесс кропотливый и давний, вспомним телевизионный проект под названием «Одноэтажная Америка».

Как либералы для русских Америку открывали

Началась эта история давно — в середине 1930-х годов. Знаменитый писательский дуэт Илья Ильф и Евгений Петров, авторы романов о приключениях Остапа Бендера, отправились в турне по США — и по итогам их путешествия в 1937 году была издана книга «Одноэтажная Америка».

Спустя 70 лет телеведущий Владимир Познер по свойственному либералам «креативному» обыкновению взять от уже готового произведения название и формат и представить свою версию решил сделать собственную «Одноэтажную Америку». Только не как книгу, а как документальный телесериал, наглядно показав американскую жизнь жителям России.

 ЛИБЕРАЛЫ В РОССИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА УВАЖАЛИ И НАГРАЖДАЛИ. ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ/АГН «МОСКВА»

Нет нужды нагнетать интригу — заявленную «объективность» и стремление продемонстрировать всю противоречивость жития-бытия США XXI века Познеру соблюсти не удалось. Да, телеведущий, проживший несколько лет в Штатах, показал ряд социальных и экономических проблем заокеанской жизни. Однако несмотря на проявленную «заботу» о судьбе североамериканских индейцев или об афроамериканцах, составляющих большинство тюремных «постояльцев», общий вывод из путешествия Познера был очевиден: даже при всех проблемах жить в Америке куда лучше, светлее и радостнее, чем в России.

Таков весьма примечательный «перевёртыш» по сравнению с оригинальной «Одноэтажной Америкой» Ильфа и Петрова. Советские писатели критиковали духовную нищету американского общества, построенного на жажде наживы и всеобщей стандартизации. А положительные практические моменты (эффективность труда, развитая инфраструктура) отмечались в качестве образца для проходящего индустриализацию СССР.

ПОЗНЕР И УРГАНТ «ОТКРЫВАЮТ» ДЛЯ РУССКИХ «ОДНОЭТАЖНУЮ АМЕРИКУ». СКРИНШОТ: ГРУППА «ISTUDY / ВСЕ НАУКИ В ФИЛЬМАХ»

«Одноэтажная Америка», вышедшая в эфир в начале 2008-го, откровенно воспевает, пусть с оговорками, западную жизнь. И это не столько стало результатом путешествия Познера, сколько было заранее сформулированной концепцией проекта. Чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к ведущим программы и к тем журналистам, которые могли ими стать.

Категорически не русский журналист, всем обязанный России

Автор, вдохновитель, лицо и голос проекта — Владимир Познер. И он, пожалуй, наиболее честен в своей самоидентификации. Несмотря на то что в Советском Союзе он прожил более 30 лет, получив советскоt гражданство, самого себя русским журналист никогда не считал. Чего Познер и не скрывает: обладатель американского и французского паспортов ощущает себя в первую очередь французом (чтит память матери-француженки), затем американцем (его отец, уроженец Российской Империи, жил в Штатах) — но никак не русским.

Познер является откровенным представителем той либеральной «креативной прослойки», которая обязана СССР и России если не всем, то очень многим — но при этом рассматривает нашу страну исключительно как источник дохода. В качестве тележурналиста Познер состоялся и получил первую известность в Советском Союзе. Затем уехал в Америку, где работал лишь несколько лет, чтобы вернуться в Россию в звёздном статусе «матёрого заокеанского ТВ-гуру» и поучать аудиторию свободе и демократии. Получая при этом баснословные гонорары, о которых в других странах не смел бы и мечтать.

 ВЛАДИМИР ПОЗНЕР. ФОТО: НИКЕРИЧЕВ АНДРЕЙ/АГН «МОСКВА»

После начала СВО Познер исчез с отечественных телеэкранов, причём, скорее всего, по собственному желанию, не желая быть связанным в глазах Запада с федеральными каналами. Тему спецоперации журналист обсуждать категорически избегает, хотя порой от него можно услышать здравые рассуждения  о геополитических раскладах, результатом которых и стал украинский кризис.

Познер и Парфёнов в одном кадре — уже перебор?

Проводя параллели с оригинальной «Одноэтажной Америкой», Познер решил также вести повествование от лица двух ведущих — и первым его кандидатом на роль собственного напарника был Леонид Парфёнов.

О Парфёнове как о выразителе либеральных настроений и шаблонных умозаключений сказано  уже достаточно. Остаётся добавить, что Леонид, излюбленными проектами которого являются различные «исторические очерки», это один из наиболее наглядных примеров того, что представляла собой либеральная «элита» 1990–2000-х годов.

Это люди, на каком-то только им известном основании (видимо, по факту допуска в студии телеканалов) присвоили себе исключительное право знать самим и учить других, какой должна быть Россия. Быть ей нужно, само собой, страной на западный, «цивилизованный» манер — а если русский народ не соглашается с такой участью, то необходимо и народ этот, и «эту страну» беспощадно критиковать. За несоответствие либеральным мечтаниям и фантазиям.

ЛЕОНИД ПАРФЁНОВ. ФОТО: НИКЕРИЧЕВ АНДРЕЙ/АГН «МОСКВА»

Разумеется, после начала СВО Парфёнов окончательно перебрался за границу. По последним сообщениям — во Францию (хотя есть сведения о наличии у журналиста израильского паспорта). Оттуда Парфёнов продолжает свою деятельность по «пересмотру истории» — теперь, правда, только в Сети и на пожертвования подписчиков.

При этом профессиональное чувство меры пока удерживает Парфёнова от совсем уж беспробудной русофобии: он даже пытается иронизировать  по поводу своих бывших коллег по НТВ, ударившихся во все тяжкие «заукраинства». Но, судя по абсолютно надуманному выпаду  против певицы-патриотки Юлии Чичериной, в скором времени «срыва» можно ждать и от хладнокровного Леонида.

А в 2006-м Парфёнов в напарники к Познеру в путешествии по Штатам не пошёл — слишком был занят…

А ведь могли бы подобрать Познеру квалифицированного водителя…

Вторым выбором Познера в качестве напарника для автопутешествия через американский континент был шоумен Николай Фоменко. И вряд ли дело было в расчёте на Фоменко, известного своими успехами в профессиональных автогонках, как на опытного водителя для уже тогда немолодого Познера.

Казалось бы, от Леонида Парфёнова до Николая Фоменко — какой-то уж слишком резкий зигзаг в выборе ведущего. Щеголяющий своим выстроенным образом интеллектуала Парфёнов — и прославившийся в 1990-е годы своими шуточками на радио и ТВ Фоменко. Причём шуточки были уровня «Даром — за амбаром, понял?». О чём самому ведущему остроумно напоминали в КВН образца 2014 года.

ЛИЦО ФОМЕНКО, КОТОРОМУ В ЖЮРИ КВН НАПОМНИЛИ О ЕГО ИСКРОМЁТНОМ ЮМОРЕ ОБРАЗЦА 1990-Х. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ КВН»

Но разница кажется непреодолимой лишь на первый взгляд: на самом деле Фоменко такое же порождение либерализма 1990-х, как и Парфёнов. Просто, уж позвольте ботанические сравнения, с другой ветки фрукт…

Свою либеральную карьеру Фоменко начал ещё в эпоху перестройки. В 1980-е Николай был одним из лидеров музыкального бит-квартета «Секрет», популярность которого позволяла не только давать концерты в СССР, но и отправляться на гастроли в страны Запады. Вероятно, именно знакомство с прелестями «цивилизации» на фоне дефицитной экономики поздней советской эпохи и определило окончательно взгляды Фоменко.

Взгляды, которые он сейчас не афиширует, но в прежние годы не особо скрывал. Наиболее показательным является так и не вышедший в эфир выпуск программы «Школа злословия» с Фоменко, в которой шоумен откровенно изложил своё мировоззрение.

И оно весьма незамысловатое: русский народ лишь недавно (после развала СССР) столкнулся с настоящей цивилизованной жизнью и оказался к ней не готов. Русские не в состоянии ценить свалившееся на них материальное благополучие, поэтому очень скоро проявляют якобы выработавшиеся в ходе исторического развития черты национального менталитета — потребность в сильной руке, тоталитарном государстве. Вот и сейчас, рассуждал осенью 2004 года Фоменко, наблюдается новый этап «закручивания гаек», и народ с удовольствием к этому приспособится. Потому как это естественная для русских форма существования. И он, Фоменко, тоже будет приспосабливаться…

НИКОЛАЙ ФОМЕНКО. ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ/АГН «МОСКВА»

Уж в этом Николай действительно не обманул — он и в 2014-м ничего против воссоединения с Крымом не сказал, и в 2022-м по поводу СВО промолчал. И даже Юрия Шевчука за его «нетвойнистские демарши» покритиковал: мол, как же так, Юрий Юлианович, вы же вроде из патриотов…

Хотя на самом деле из либералов Николай Фоменко никогда не «выписывался» — и доверенным лицом Бориса Титова на президентских выборах 2018 года значился, и в «Партии Роста» состоял. А недавно сконфузился с планами концерта в латвийской Юрмале. Шоу «Николай Фоменко и друзья» анонсировано, но в Прибалтике ажиотажа по этому поводу не наблюдается, зато в России планы артиста выступать в недружественной Латвии оценили  по достоинству.

Ну а в своё время Фоменко, как и Парфёнов, Познера огорчил — тоже не смог составить с ним дуэт в американском путешествии.

Тот самый «испуганный патриот», который «из России никуда не уезжал»

В итоге вторым ведущим «Одноэтажной Америки» стал на тот момент «восходящий светоч» телевизионного остроумия Иван Ургант — и с этой совместной поездки началось его многолетнее приятельство и профессиональное сотрудничество с Познером.

Тут, кстати, может возникнуть полушутливая дилемма: это Познер «прозрел» в молодом обаятельном острослове будущий символ нового поколения либералов или сам Иван в процессе работы над «Одноэтажной Америкой» поддался авторитету телевизионного гуру и проникся прозападными настроениями?

Как бы то ни было, но ещё до 24 февраля 2022 года Ургант стал примером, ролевой моделью для повзрослевших уже в благополучные 2000-е либералов. Тех самых, что собственную Родину знают не в пример хуже, нежели бутики Милана, курорты Испании и Таиланда, скверы Лондона и небоскрёбы Нью-Йорка.

 ИВАН УРГАНТ. ФОТО: ЗЫКОВ КИРИЛЛ/АГН «МОСКВА»

И совершенно не случайно Ургант войдёт в историю как первый и образцовый «испуганный патриот» — человек, сбежавший из страны после начала СВО из страха остаться без доходов и быть отрезанным от привычной либеральной тусовки. Да, Иван оказался сообразительнее подавляющего большинства беглецов и обозначил своё «возвращение» (хотя уместнее называть это «периодическим присутствием») в Россию уже спустя пару месяцев. Но это ничего не меняет: как гласит известная детская присказка, первое слово дороже второго. Русский народ всё увидел и всё понял.

Впрочем, Ургант, утративший место в федеральном телеэфире, не теряет надежды на полноценный реванш. Поэтому, согласно некоторым сведениям , и шоу «Вечерний Ургант» до сих пор значится не закрытым, а «поставленным на паузу» (декорации — на месте, в Останкине, команда проекта — на зарплате, ждёт только сигнала приняться за работу). А сам шоумен в ходе редких контактов с прессой делает лаконично-красноречивые заявления  в духе: «Я из России никуда и не уезжал». Такова, видима, теперь общая тактика «испуганных патриотов»: например, в марте Кристина Орбакайте ответила практически слово в слово — никуда, мол, не уезжала.

Что с того?

«Одноэтажная Америка» оказалась востребованным у аудитории телепроектом. И стало понятно — тема и схема рабочие, можно и дальше бомбардировать глаза, уши и мозги русского зрителя картинками, рассказами и общими рассуждениями о красотах заграничных далей.

Впоследствии Познер и Ургант выпустили ещё семь «страноведческих» проектов по лекалам, отработанным на американском материале. И что характерно: все они были посвящены странам, относящимся к «коллективному Западу» — Франция, Италия, Германия, Англия, Израиль, Испания, страны Скандинавии.

ВЛАДИМИР ПОЗНЕР ВСЯКИЙ ЗАПАД РЕКЛАМИРУЕТ — ХОТЬ АМЕРИКУ, ХОТЬ СКАНДИНАВИЮ… СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ COMEDYVOICE

Весьма избирательный для объективных, неангажированных путешественников выбор, согласитесь. Почему-то ни Китай с его многовековой культурой, ни весьма самобытные страны Южной Америки, ни экзотическая Африка Познера и Урганта за эти годы так и не заинтересовали…

Объяснение самое очевидное — задача состояла вовсе не в знакомстве с дальними странами, а в создании у русского зрителя манящего образа именно западной цивилизации. Своего рода рекламный цикл: присмотритесь, выберите себе страну по нраву, по духу и по кошельку — и при первой возможности бегите из «этой страны». Которая Россия, Родина ваша по формальным признакам.

А уж кто там на пару с Познером вещал бы о зарубежной жизни — Парфёнов, Фоменко или, как получилось, Ургант — вопрос второй, сугубо технический.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ