КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Покушение на мурманского губернатора Андрея Чибиса никто как будто не рассматривает как теракт. Любопытно узнать: а почему? Ещё важнее спросить: как добиться безопасности лидеров регионов России в будущем?

Два вопроса возникают в связи с покушением на жизнь мурманского губернатора Андрея Чибиса. Возникают и формулируются абсолютно в русской традиции: кто виноват и что делать?

Кто виноват?

Из самый первых сообщений мы знаем, что нападавшему 42 года, его зовут Александр Быданов, он работает на железной дороге. Вроде бы на первом допросе он показал, что напасть на губернатора ему велели «голоса в голове». Вроде бы он также сказал, что напал «из личной неприязни».

Всё это вполне возможно, однако возможно и другое: за покушением на губернатора стоит не безумие отдельного жителя Апатитов, а злая воля организаторов террористических актов.

К слову, если бы дело происходило в Израиле или в США, произошедшее с самого начала называли бы в СМИ не «покушением», а «ножевым терактом». И относились бы к расследованию соответствующим образом. Этот как раз тот случай, когда с недружественных государств, да и прямо с врагов имеет смысл брать пример, потому что общественное значение произошедшего намного выше, чем покушение на отдельного человека. Андрей Чибис – не просто один из граждан России. Он глава региона, и покушение на него – это покушение на высшее должностное лицо региона. То есть в определённом смысле на саму государственную власть и даже на само государство.

Покушение на губернатора – случай для современной России редчайший. За весь XXI век можно вспомнить только три результативных покушения на русских губернаторов – и все произошли очень давно.

В 2002 году в центре Москвы был застрелен губернатор Магаданской области Валентин Цветков. Убийц искали довольно долго, но нашли и посадили. По сообщениям тогдашних СМИ, причиной покушения были «разборки» золотодобытчиков.

В 2004 году в результате теракта погиб глава Чечни Ахмат Кадыров. Ответственность взяли на себя «полевые командиры» боевиков Шамиль Басаев и Сулейман Эльмурзаев.

АХМАТ КАДЫРОВ ПОГИБ В ГРОЗНОМ В МОМЕНТ ТЕРАКТА. ФОТО: ГЕРОИ ЧЕЧНИ/IMGHUB.RU

Жертвами теракта стали 7 человек, ещё 80 получили ранения. Главари террористов впоследствии были ликвидированы.

В 2009 году террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство рядом с автомобилем главы Ингушетии (ныне заместителя министра обороны России) Юнус-Бека Евкурова. Губернатор получил тяжёлые травмы, но остался жив.

Был ещё поджог дома волгоградского губернатора Андрея Бочарова. Никто не пострадал, среди виновных оказались местный «авторитет» и «авторитетный» силовик.

ЮНУС-БЕК ЕВКУРОВ ПОЛУЧИЛ ТЯЖЕЛЫЕ ТРАВМЫ ПОСЛЕ АТАКИ ТЕРРОРИСТА-СМЕРТНИКА. ФОТО: INGUSHETIA.RU

А в прошлом году ФСБ отчиталась о предотвращении покушения на главу Крыма Сергея Аксёнова. Кто готовил покушение на губернатора в период СВО, можно было даже не спрашивать – и так понятно.

ПОКУШЕНИЕ НА СЕРГЕЯ АКСЕНОВА БЫЛО ПРЕДОТВРАЩЕНО СПЕЦСЛУЖБАМИ. ФОТО GLOBALLOOKPRES

В случае с Чибисом эта логика как будто не работает. Но интересно было бы задаться вопросом: а почему, собственно? Потому что Мурманская область гораздо дальше Крыма от линии боевого соприкосновения? Или потому что «серьёзного» террориста мы представляем себе не в виде обыкновенного, ничем не примечательно мужика с ножом, а в виде бородатого человека с южным акцентом или засланного украинского диверсанта? Так пора уже, наверное, отказаться от этих расхожих представлений. То есть южные бородатые люди, увы, среди террористов и вправду встречаются, мы всей страной в этом, к сожалению, убедились совсем недавно. Но так же недавно мы убедились и в том, что вражеская агентура активно работает и совершает теракты где угодно в России. Беспилотник не может долететь от ЛБС до Сызрани в Самарской области и до Елабуги в Татарстане. Кто-то запускает дроны со взрывчаткой с территории нашей страны. Кто-то берёт за это деньги. Почему мы считаем, что те же или такие же люди не могут взять деньги за покушение на ВДЛ региона?

Нет причин не доверять органам. Допустим, будет доказано, что Быданов действовал один как перст и по собственной инициативе. Кто поручится, что завтра опыт такого покушения не будет использован для «настоящего» теракта?

Что делать?

А опыт покушения на Чибиса очень даже может использован врагами – и значит, должен быть внимательно изучен и взят на вооружение нашими специальными службами. Опыт этот очень прост: губернаторов а России, за исключением некоторых, совсем немногочисленных, не охраняют.

АНДРЕЙ ЧИБИС — ОДИН ИЗ ТЕХ ГУБЕРНАТОРОВ, КТО ЗАПРОСТО И БЕЗ ОХРАНЫ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЛЮДЬМИ. ФОТО:GOVMURMASK.RU

Политтехнолог, бывший сотрудник Администрации президента Мария Сергеева пишет очевидное для экспертов, но неизвестное гражданам:

Образ губернатора с кучей охранников – это скорее такой пережиток прошлого. В моём поколении большинство губернаторов, которых я знаю, спокойно выходят к народу без всякой охраны, особенно в выходные дни, когда их можно встретить в парке с детьми или в магазине с тележкой. На этом контрасте, собственно, и получают народные симпатии.

С массовыми встречами – другое дело, конечно, нужно чтобы кто-то обеспечивал безопасность. Однако есть обидный нюанс: формально губернатор не является особо охраняемым лицом (в отличие от, скажем, полпредов), и официальная охрана им не положена.

Повторим: исключения из правил бывают и всем известны. Но, помимо этих исключений, губернаторы из бюджета регионов личную охрану оплачивать не должны, не имеют права. А охрану, например, зданий областных администраций несут ЧОПы, в лучшем случае ФГУП «Охрана» Росгвардии.

Это сделано для экономии бюджетных средств – во вторую очередь. А в первую очередь – для того, чтобы не раздражать граждан, избирателей. Потому что глава региона в окружении «горилл» в черных костюмах с характерными витыми проводами за правым ухом выглядит недостаточно доступным и народным. Особенно на выборах. Потому что люди не любят чиновников с мигалками, с охраной и явно богатых и надменных.

Вообще-то, правильно не любят и правильно поступают губернаторы, которые живут и ведут себя как обычные граждане. Точнее, правильно поступали. В мирное время. А у нас время не мирное. И ещё долго мирным не будет. А губернатор, глава исполнительной власти, высшее должностное лицо региона, в каждом регионе один. Он избран большинством голосов, а до того назначен исполнять свои обязанности президентом. И следует признать, что это слишком ценная фигура, чтобы подвергать её лишней опасности из соображений «демократического пиара».

Демократический пиар следует отставить в сторону до лучших времён. Вот пробьют часы шесть часов вечера после войны – и можно будет снова лишить губернатора охраны. А пока – пока следует сказать вслух: в связи с СВО каждый глава региона (а хорошо бы ещё и мэр столицы региона) является особо охраняемым лицом. Охрану ему обеспечивает федеральный центр. Спецслужбы. Отказаться от этой охраны он ни при каких обстоятельствах не имеет права.

Потому что жизнь губернатора – это не его жизнь. Это жизнь, посвящённая служению государству. И терять её он не имеет права. И охрана его не имеет права расслабляться, а должна бдить согласно уставу. Каждая строка которого написана, как известно, кровью. В частности, кровью губернатора Андрея Чибиса.

АНДРЕЙ ПЕРЛА