В эпоху Екатерины Великой русские войска, в состав которых входили казачьи соединения, успешно начали теснить Османскую империю с её южных рубежей. Безусловно, в XVIII в. турки также неоднократно терпели поражения от России, однако это были временные успехи, не ведущие к утверждению в Северном Причерноморье и на Кавказе. Екатерина II покорила Крымское ханство, покрыла цепью крепостей и портов берега Чёрного моря, построила южный флот и железной рукой обратила в бегство черкесов, тревоживших пограничные земли. К сожалению, все свои планы, включавшие освобождение Константинополя, ей так и не удалось воплотить в жизнь.

Война 1768-1774 гг. стала первым большим конфликтом, показавшим туркам крепнущее могущество России. Успехи русского оружия в ней тем удивительнее, что никаких предпосылок для них не было. Предшественники Екатерины интересовались европейскими делами и об изменении южных границ даже не помышляли. Более того, крымские татары имели наглость появляться в российских пределах с целью грабежа и захвата пленников. Последний их крупный набег 1769 года принёс много бед Малороссии.

Готовясь к схватке с османами, Екатерина справедливо полагала, что терские и донские казаки примут в ней активное участие. Казачьи станицы располагалась возле степных границ и постоянно находились под угрозой уничтожения. На Дону и Тереке сложилась своеобразная система борьбы с горцами, включавшая в себя элементы не только обороны, но и нападения. Борясь с врагом, казаки перенимали от него методы ведения войны, знали слабые и сильные стороны степных набегов, а также учитывали внешние факторы, способствовавшие усилению активности степняков. Эти знания могли пригодиться регулярной армии, которая направлялась императрицей на южные рубежи.

Первое время казаки воевали далеко от своей малой Родины. Во время их отсутствия станицы оставались в большой опасности, ведь турки активно подбивали черкесов и татар к набегам. В турецких крепостях на побережье горцы всегда могли получить оружие и боеприпасы, необходимые им для борьбы с русскими. Кроме того, мусульманское духовенство призывало к войне с «неверными» и обещало райское блаженство всем павшим в бою. Складывались все условия для успешного нападения.

К 1774 году, когда турки и крымские татары решились на большой поход в донские станицы, Османская империя уже находилась на грани поражения. Её войска были разбиты на суше и на море, а гарнизоны боялись высунуться из-за стен крепостей. Успешным походом в Россию турки надеялись несколько смягчить условия будущего мирного договора, который обещал им большие территориальные потери.

Османы сделали ставку на крымских татар, недавно смирённых Россией, но еще мечтавших вернуть себе былую независимость.  В Бахчисарае произошёл дворцовый переворот, который сверг Сахиб-Гирея II, лояльного к русским властям. Его преемник Девлет-Гирей полностью признал власть турецкого султана и активизировал набеги на границы Российской империи. В частности, на кубанском побережье начал формироваться сборный отряд под командованием калги (главнокомандующего войск Крымского ханства) Шахбаз-Гирея-Солтана. Его целью было вторжение в пределы союзных России эдисанских ногаев и уничтожение небольших отрядов русских войск, располагавшихся в этой местности.

О численности отряда Шахбаз-Гирея-Солтана точных сведений нет. Историки говорят о 25 тысячах всадников, однако последних никто не считал. Во всяком случае, эти силы были намного значительнее тех, которые могли быть брошены для их отражения.

На Кубани в это время стоял регулярный отряд подполковника Ивана Бухвостова, в состав которого входили донские отряды Матвея Платова и Степана Ларионова. Донцы охраняли обоз отряда, который Бухвостов оставил под их присмотром, когда неосмотрительно выдвинулся для разведки близлежащей местности. Казаки после ухода основных сил расположились возле ретраншемента (примитивного полевого укрепления, защищавшего от внезапного нападения) близ реки Калалах (Калалы) и занялись хозяйственными делами.

Портрет Михаила Платова кисти художника Джорджа Доу
Портрет Михаила Платова кисти художника Джорджа Доу

Матвей Иванович Платов, командир одного из донских отрядов при обозе и будущий герой Отечественной войны 1812 года, в 1774 году имел лишь двадцать лет от роду. То, что ему поручили руководство большим воинским подразделением, однозначно указывало на большие способности казачьего командира. Он уже участвовал в турецкой кампании, был отмечен начальством, однако никогда не принимал на себя обязанностей командующего войск в сражении.

Ещё не улеглась пыль после ухода конницы Бухвостова, когда в казачий лагерь стремительно ворвался разведчик, сообщивший о появлении возле лагеря огромного отряда крымских войск. Платов немедленно обратился с речью к своим немногочисленным соратникам, приказал им укрепиться за ретраншементом и послал гонца за помощью.

Шахбаз-Гирей-Солтан не думал, что казаки окажут ему серьёзное сопротивление. Силы были слишком неравными, чтобы бояться поражения. Он приказал своей коннице ударить по обозу и вызвать панику среди тех, кто его сопровождал. Разнородный сброд, среди которого встречались даже беглые казаки, устремился в атаку, надеясь на лёгкую добычу. Как только они приблизились к ретраншементу, казаки Платова и Ларионова открыли плотный огонь. Крымцы на этот раз отступили, однако потом собрались для нового нападения. Впрочем, донцы и его отбили с таким же успехом.

Памятный знак на месте битвы при Калалахе
Памятный знак на месте битвы при Калалахе

Несмотря на героизм казаков, ситуация начала для них складываться трагически. Шахбаз-Гирей-Солтан мог в любой момент окружить маленький отряд и банально задавить его числом. Вероятно, так бы в конце концов и случилось, однако в этот момент в тыл крымцам внезапно ударила конница подполковника Уварова. Её появление было настолько неожиданным, что орда ударилась в неудержимое бегство. В тот день Шахбаз-Гирей-Солтан потерял не так много людей, однако потрясение калги было настолько сильным, что он отказался от большого похода на русские земли и вернулся обратно.

С битвы при Калалахе началась счастливая военная карьера Платова, длившаяся долгие годы. Воинские заслуги казаков были по достоинству отмечены императрицей, умевшей ценить успешных людей. Что до Крымского ханства, то своим бездумным походом оно только ускорило собственную гибель.

Заглавная иллюстрация: «Битва при реке Калалах. 1774 год. Подвиг молодого атамана М.И.Платова», О. Маслов

Нил КОЛЬЦОВ