В начале XX столетия авиация стала символом научно-технического прогресса. Первые самолёты, разумеется, имели многочисленные недостатки конструкции, часто ломались и отличались низкой скоростью, однако всё равно восторженно воспринимались публикой, которая грезила покорением неба.

21 марта 1908 года французский предприниматель Анри Фарман осуществил знаменитый полёт на аэроплане, который пилотировал его коллега Леон Делагранж. Он стал первым авиапассажиром в мировой истории. По иронии судьбы, ровно через два года русский лётчик Михаил Ефимов поднялся в воздух на самолёте, который был назван в честь Фармана.

Для чего были нужны публичные полёты? Во-первых, они популяризировали авиацию, которая завоёвывала своё место как средство передвижения. Во-вторых, авиаторы демонстрировали технические новинки, ставшие достижением передовой науки. В-третьих, тот же Анри Фарман прекрасно осознавал коммерческую ценность аэропланов, ведь их приобретением сразу же заинтересовалось военное министерство. Демонстрация полёта в этом случае отчётливо служила целям рекламы.

В России начало полётов в воздухе тесно связано с именем лётчика Михаила Никифоровича Ефимова, который в 1910 году был официально признан «первым русским авиатором». Он происходил из простой рабочей семьи, которая переехала в Одессу в поисках достойного заработка. «Жемчужина у моря» в те годы была процветающим городом Российской империи, в котором существовали отличные условия для развития науки и культуры. Получив достойное образование, Михаил и его братья всерьёз заинтересовались авиационным делом. Их успехи были настолько явными, что местные меценаты приняли решение отправить Михаила Ефимова во Францию для дальнейшего обучения. В городке Мурмелон он познакомился с пресловутым Анри Фарманом, который изучил способности молодого человека и принял решение лично обучать его лётному делу.

Михаил Ефимов оказался во Франции не случайно – он мечтал популяризировать авиацию в России. В Одессе его возвращения с нетерпением ждали, хотя и не с совсем научными целями. Дело в том, что спонсоры поездки собирались зарабатывать на публичных полётах, которые должен был осуществлять Ефимов. Зная об этом обстоятельстве, лётчик мечтал вернуть им потраченные на учёбу деньги. К счастью, Анри Фарман настолько проникся симпатией к своему ученику, что ссудил ему нужную сумму для ликвидации долга.

Теперь Михаил Ефимов мог возвращаться домой, чтобы триумфально продемонстрировать одесситам своё мастерство. Местные газеты заранее сообщили о его появлении и подготовке публичного полёта. 21 марта 1910 года на одесском ипподроме собралось 100 тысяч человек, чтобы увидеть полёт Ефимова. Он совершил пять вылетов на самолёте «Farman-IV», в том числе с пассажирами. Когда Михаил Никифорович окончательно приземлился, то восторженная публика унесла его с ипподрома на руках, а местные власти вручили лавровый венок.

Полёт Ефимова стал толчком для развития и популяризации русской авиации. Уже в годы Первой мировой и Гражданской войны она заняла достойное место в русской, а потом и в советской армии.

Заглавное фотоМихаил Ефимов поднимается с пассажиром в воздух на Одесском ипподромеДореволюционное фото

Нил КОЛЬЦОВ