КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

С тем, что специальная военная операция начала новую эпоху в истории, спорить бесполезно. Но отечественные театральные деятели всё-таки пытаются – патриотические спектакли с огромным трудом пробиваются на русскую сцену.

Существует мнение, что театр – это более высокий вид более чистого искусства по сравнению с тем же кинематографом. Мол, кино родилось как ярмарочный аттракцион, развлечение низкого пошиба для широких масс. А вот театр – сложное искусство, включающее в себя литературу, актёрскую пластику, хореографию, живопись, скульптуру…

Из подобного восприятия театра следует вывод, что представители этого направления культурной жизни должны наиболее чутко реагировать на духовные изменения в жизни общества. Согласно этой логике явление столь огромного исторического масштаба, как специальная военная операция, просто не имеет шансов остаться незамеченным русской театральной общественностью.

А это значит, что на третий год СВО в репертуарах отечественных театрах должны наблюдаться качественные и количественные изменения – ведь зрительская аудитория, несомненно, нуждается в творческом осмыслении таких важнейших понятий, как патриотизм, боевые действия и военные будни.

СИМВОЛ СВО НА МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ ОЛЕГА ТАБАКОВА. ФОТО: PETROV SERGEY/GLOBALLOOKPRESS

По столицам и прифронтовым регионам

Что ж, давайте проверим. Что предлагают своему зрителю русские театры весной 2024 года? Охватить все театральные коллективы нашей необъятной Родины нет физической возможности. Окинем взором самые известные театры двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, а также «старых» регионов, наиболее близких географически к зоне проведения СВО.

Для наглядности выделим три признака, по которым рассмотрим репертуары различных трупп.

Первый признак – наличие спектаклей на военно-патриотическую тему.

Второй признак – появление подобных постановок после 24 февраля 2022 года. В жизни всегда есть место совпадениям, но включение в репертуар военной тематики – это, скорее всего, реакция на начало спецоперации.

Третий признак – спектакли, затрагивающие непосредственно тему СВО.

Что предлагает культурная столица

Начнём наше мысленное путешествие с Санкт-Петербурга – города, претендующего на звание не только Северной, но и культурной столицы. Из всего многообразия петербургских театров выделим четыре.

Стартуем с самых известных трупп – Российского государственного академического Большого драматического театра имени Товстоногова (БДТ) и Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета. Много времени это не займёт – на текущий момент в этих знаменитых театрах нет ни одной постановки и мероприятия, посвящённых военной тематике. Ни одной. Зато в афише того же БДТ значится сразу несколько спектаклей, повествующих о репрессиях, концлагерях, ужасах тоталитарного режима и тому подобном.

В БДТ ИМЕНИ ТОВСТОНОГОВА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕ В ПОЧЁТЕ. СОВСЕМ. ФОТО: ZAMIR USMANOV/GLOBALLOOKPRESS

Дальше не то чтобы лучше. В Санкт-Петербургском Государственном молодёжном театре на Фонтанке есть один спектакль, рассказывающий о Великой Отечественной войне – «Подруги» (премьера состоялась в 2012 году). Основан он на книге белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». То есть единственное произведение, которое Молодёжный театр на Фонтанке сумел отыскать на военную тему, это роман откровенной русофобки Алексиевич, которая ненависть к СССР органично перенесла на всё русское.

Зрителям Александринского театра предлагают одну постановку, погружающую в атмосферу и события Великой Отечественной, – моноспектакль «Блокадный дневник Александринки». Постановка посвящена судьбе театра в годы Ленинградской блокады и включена в репертуар в конце декабря 2023 года.

О русском подвиге театралам ничего не известно

Из Северной столицы переносимся в Москву. Огромное количество столичных театров вынуждает остановить выбор лишь на десяти «учреждениях высокого искусства».

Государственный академический театр имени Вахтангова

Администрация нашла для своей аудитории лишь одну историю военных времён – «Дневник Анны Франк» (премьера – 2019 год). Несомненно, трагическая историязаслуживает внимания. Странно только, что в героической истории борьбы советского народа не нашлось достойных сюжетов.

ПРОСЛАВЛЕННЫЙ МОСКОВСКИЙ ТЕАТР СЛОВНО НАХОДИТСЯ В ИЗОЛЯЦИИ ОТ ПРОИСХОДЯЩЕГО В СТРАНЕ. ФОТО: МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР/АГН «МОСКВА»

Зато в декабре 2022 года, то есть спустя почти год после начала СВО, в театре имени Вахтангова нашлось место для премьеры спектакля «Генерал и его семья» по роману писателя Тимура Кибирова. Того самого Кибирова, который восхваляет «святые 90-е», а нынешнюю Россию называет фашистским государством.

По одному спектаклю на театр – и хватит?

Что, помимо географии, объединяет такие прославленные очаги высокой культуры, как Московский художественный театр имени Чехова, Российский государственный театр «Сатирикон» имени Райкина и Московский государственный театр «Ленком» Марка Захарова»?

Подлинные театралы найдут немало пересекающихся линий и общих точек в судьбах этих театров, но на данный момент их объединяет то, что в этих знаменитых стенах нет никаких культурных мероприятий, соприкасающихся с военно-патриотической проблематикой.

В таких московских театрах, как «Мастерская П.Н. Фоменко», «Современник» и «Театр Олега Табакова», по одному интересующему спектаклю всё же имеется. Правда, все они появились на сцене до 24 февраля 2022-го.

ТЕАТР «СОВРЕМЕННИК». ФОТО: КУЗЬМИЧЁНОК ВАСИЛИЙ/АГН «МОСКВА»

Культовая для «Мастерской Фоменко» постановка «Одна абсолютно счастливая деревня» (Борис Вахтин) увидела свет в 2000 году. Спектакль «Небылица. История необыкновенной любви» (Анна Батурина) начал жизнь на сцене «Современника» в 2016-м. А «Матросская тишина» (Александр Галич) была поставлена в Театре-студии Олега Табакова в 1990-м, а в 2019-м вернулась на сцену.

Малый театр и МХАТ – нетипичные «москвичи»?

В такой компании по-настоящему выигрышно смотрятся следующие столичные коллективы.

Во-первых, знаменитый Театр на Таганке, в репертуаре  которого – два «военных» спектакля. Это постановка Николая Губенко «Четыре тоста за Победу» по песням и стихам эпохи Великой Отечественной. Первоначально спектакль был приурочен к 50-летию Победы (1995), а в 2005-м вернулся на сцену в обновлённом, нынешнем виде. Кроме того, Таганка может похвастать постановкой, появившейся в афишах в 2023 году, – «Мой бедный Марат» (Алексей Арбузов).

Схожая ситуация в Государственном академическом Малом театре, где также можно увидеть два произведения на заявленную тему. Это «Большая тройка (Ялта-45)» (Лукас Свенссон), появившаяся в репертуаре в 2020-м, и «Летят журавли» (по пьесе Виктора Розова «Вечно живые»). Последняя постановка датируется «эпохой СВО» – премьера состоялась в мае 2023 года.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». СКРИНШОТ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МАЛОГО ТЕАТРА

Другая, куда менее известная пьеса Розова под названием «Её друзья» входит в афишу Московского художественного академического театра имени Горького с 1997 года. А вот спектакль «Бессмертные строки» гораздо моложе – его премьера на театральной сцене состоялась в 2021 году, хотя программа (стихи поэтов-фронтовиков) была подобрана ещё в 2019-м. Вообще из упомянутых московских театров МХАТ имени Горького может считаться рекордсменом – на его счету имеется и третий «военный» спектакль – «Нюрнбергский вальс» (премьера – 2020 год).

Когда столице остаётся лишь позавидовать провинции

Составив представление о культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, ознакомимся с репертуарами театров регионов, непосредственно соприкасающихся с зоной проведения СВО. Дабы не нарушать логику, продолжим двигаться с севера на юг. В силу специфики оставим для отдельной беседы «новые регионы» (ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области.)

Брянский областной театр драмы имени А.К. Толстого

Два военно-патриотических спектакля – «Василий Тёркин» Александра Твардовского (премьера в 2015 году, восстановлен для показа в 2018-м) и «Не покидай меня» Алексея Дударева, (увидел свет в 2010-м).

Курский государственный драматический театр имени Пушкина

На земле, где в 1943 году состоялась одна из самых масштабных, кровопролитных и ключевых битв в истории человечества, наблюдается особое внимание к спектаклям военной тематики. В местном театре их сразу несколько: «Соловьиная ночь» (2009), «Альпийская баллада» (Василь Быков, 2015), «Саня, Ваня, с ними Римас» по одноименной пьесе Владимира Гуркина (2020).

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ОГНЕННАЯ ДУГА. СТАЛЬ». СКРИНШОТ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КУРСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Сразу две постановки появились на сцене в 2023 году: это «Огненная дуга. Сталь» (Виктор Кондратенко) и моноспектакль «Дуга. Женщина в тени огромного леса» (Александр Демченко).

Белгородский государственный академический театр имени Щепкина

В фактически прифронтовом Белгороде театральный зритель может увидеть три тематические постановки. Одна из них, уже упомянутая «Саня, Ваня, с ними Римас», появилась в афише в марте 2023-го. Две другие имеют более давнюю историю: литературно-музыкальная программа «Войною прерванная юность» стартовала в 2013 году, а спектакль «Завтра была война» (Борис Васильев) встретился с белгородским зрителем в 2020-м.

Воронежский государственный академический театр драмы имени Кольцова

Интригующая для нестоличных городов ситуация сложилась в Воронеже – местный театр обошёл военно-патриотическую тему стороной. Впрочем, зрители могут посетить экскурсию «Театр в годы Великой Отечественной войны».

Правда, настораживает то обстоятельство, что наряду с экскурсией о войне юным зрителям Воронежского театра предлагают также спектакль «Человек с детским акцентом» по произведениям писателя Григория Остера, известного в качестве автора «Вредных советов».

НАСЛУШАВШИЙСЯ СОБСТВЕННЫХ ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ ГРИГОРИЙ ОСТЕР. ФОТО: NATALYA LOGINOVA/GLOBALLOOKPRESS

В 2022 году Остер переехал в Латвию и не просто осудил СВО, но и открыто заявил, что не сумел предотвратить своими стихами появление в России поколения «послушных взрослых, которые идут умирать и убивать, потому что им так сказали».

Ростовский академический театр драмы имени Горького

А вот в Ростове афиша радует глаз – в ней сразу четыре спектакля, позволяющие прививать патриотические ценности посредством военной тематики. С 2005 года ростовчане могут увидеть «Судьбу человека» по одноимённой повести Михаила Шолохова, а с 2017-го – постановку «Матерь Человеческая» (Виталий Закруткин).

После начала СВО количество подобных спектаклей удвоилось. Ростовский театр весной 2023 года включил в свой репертуар постановки «Журавли» (по пьесе Розова «Вечно живые») и «Сестра, подруга и жена» (по произведению Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас»).

К сожалению, соседи ростовчан, Краснодарский академический театр драмы имени Горького, до сих пор находятся в московском тренде в худшем значении этого выражения – в Краснодаре нельзя увидеть ни одного спектакля военно-патриотической направленности.

Крымский академический русский драматический театр имени Горького

В Крыму, к счастью, театры работают за десятерых. В столице республики Симферополе зрителям после начала спецоперации предложили уже три «военные» постановки.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ПОЗЫВНОЙ «СВЕТ». СКРИНШОТ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КРЫМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА

В июне 2023 года состоялась премьера спектакля «Рядовые» (Алексей Дударев), а на конец марта 2024-го запланирован показ постановки «Они были актёрами» (Виктор Орлов, Георгий Натансон). Но самое примечательное – появление первого в нашем списке спектакля, посвящённого непосредственно специальной военной операции. Это «Позывной «Свет» (Михаил Умнов), рассказывающий о судьбе московского художника, который после начала СВО стал волонтёром. Впервые спектакль был показан на сцене в октябре 2023 года.

Севастопольский академический русский драматический театр имени Луначарского

С кем на данный момент некого сравнить по части продвижения военно-патриотических идей с театральной сцены, так это севастопольцы.

По состоянию на март 2024 года в местном Драматическом театре показывают шесть искомых спектаклей, самый «старый» из которых датируется 2014-м – «Письма Первой Крымской» (Евгений Журавкин). Остальные были поставлены уже в ходе СВО: «Не бойся быть счастливым» (по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат» – октябрь 2022-го), «И значит, нам нужна одна Победа» (спектакль-концерт, май 2023-го), «Севастопольский вальс» (июнь 2023 года).

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ГОРОД МАРИИ». ФОТО: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Ещё одна постановка, «Город Марии» (Анжелика Добрунова), увидела свет в феврале 2024-го – и это не столько спектакль, сколько документальная драма. Сотрудники Мариупольского театра, взорванного украинскими боевиками в марте 2023 года, делятся со зрителями историей тех трагических событий. Премьера шестого спектакля, шолоховской «Судьбы человека», намечена на конец апреля 2024 года.

Что с того?

Лучшее окончание разговора о высоком искусстве – красноречивые цифры.

Итак, в Москве и Санкт-Петербурге для примера взяты 14 театров – и в них обнаружено 13 «военных спектаклей», из которых лишь 2 появились на сцене после 24 февраля 2022 года.

В 7 регионах, не понаслышке знающих, что такое СВО, рассмотрены 8 театров. В их репертуарах – 23 спектакля военно-патриотической тематики, 13 (более половины) из которых встретились со зрителем уже в ходе спецоперации. А 2 из них даже непосредственно этой самой спецоперации и посвящены.

Никаких выводов из этих цифр никому предлагать и тем более навязывать не буду. Показатели эти красноречивы, каждый может сделать свой вывод, по уму и по сердцу.

ЭДУАРД БОЯКОВ. ФОТО: PAVEL KASHAEV, ПАВЕЛ КАШАЕВ/GLOBALLOOKPRESS

Для ёмкой и компетентной характеристики состояния дел в русском театре, долгие годы находившегося (точно ли здесь уместно прошедшее время?..) под властью либералов, предоставим слово режиссёру-патриоту –  художественному руководителю Нового театра Эдуарду Боякову:

У нас отсутствует культурная политика, у нас нет принципов. <…> Даже [сбежавшую из России] Чулпан Хаматову я уважаю больше, чем настоящих предателей, людей, которые остались в нашей стране, которые не поддерживают СВО, но об этом не говорят публично. Вот с ними надо бороться.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ