К двухлетней годовщине СВО в западных СМИ и аналитических центрах всё чаще обсуждают тему, как ликвидировать прорехи в почти 16 тысячах санкций против России, чтобы взять страну за горло. Пока на Западе констатируют, что контроль за экспортом не смог остановить поток передовой электроники и оборудования, поступающих в Россию. Вместо перекрытых каналов налажены новые и запутанные цепочки поставок через третьи страны, такие, как Казахстан, Турцию и ОАЭ, которые не присоединились к санкциям. К примеру, в публикации издания Nikkei Asia, говорится о том, что десятикратное увеличение экспорта полупроводников из Китая и Гонконга в Россию сразу после войны стало неожиданностью для разработчиков санкций.

«Жизнь находит выход», – философски заметил высокопоставленный сотрудник разведки США в одной из информационных телепрограмм, в которой обсуждалась тема уклонения России от экспортного контроля. Действительно, данные о российской торговле свидетельствуют о резком увеличении импорта. Согласно засекреченным данным российской таможенной службы, полученным Bloomberg, в прошлом году в страну было ввезено передовых полупроводников от американских и европейских производителей на сумму более 1 миллиарда долларов. Недавний отчет Киевской школы экономики показал, что импорт компонентов, которые считаются критически важными для поля боя, сократился всего на 10 процентов за первые 10 месяцев 2023 года по сравнению с довоенным уровнем.

Авторы доклада недоумевают, как получается, что украинская армия сражается западным оружием против ВС РФ, но и российская армия, минуя запреты, получает жизненно важные компоненты для своей военной машины с Запада.

Белый дом ломает голову, как залатать прорехи в санкционном механизме. Там созданы целые управления по отслеживанию незаконной торговли такими предметами, как полупроводники. Но ничего не выходит. Да и представить себе трудно, как можно отследить движение более 1 триллиона чипов, которые производятся в мире. На бумаге у вашингтонских русофобов все гладко, а вот на деле с блокадой доступа России к цепочкам поставок пока выходит не очень.

«И Россия, и Китай, и практически все вооруженные силы используют большое количество потребительских электронных компонентов в своих системах, – сказал Крис Миллер, автор книги «Война микросхем: борьба за самые важные технологии в мире», – Все вооруженные силы мира полагаются на одну и ту же цепочку поставок, которая в первую очередь обслуживает потребительскую электронику».

Контроль за экспортом когда-то был тщательно разработан, чтобы не допустить попадания определенных товаров, таких как ядерные технологии, в руки террористических групп. Ради блокады доступа России, Вашингтон пошел на запрет поставок новейших чипов и станков для их производства в Китай.

«Никогда в истории экспортный контроль не был более важным элементом нашей коллективной безопасности, чем сейчас», — заявил Мэтью Аксельрод, помощник министра по контролю за экспортом Министерства торговли США. Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан назвал экспортный контроль «новым стратегическим активом в арсенале США и союзников».

Администрация в умении России обходить эти ограничения видит серьезный вызов не только своей безопасности из-за соперничества с Китаем, но и угрозу завершения войны на Украине по вашингтонскому сценарию. «Технологический вопрос становится ключевой частью этой истории, и можем ли мы ограничить доступ к нему наших противников», – считает Джеймс Бирн, директор отдела разведки и анализа Королевского института объединенных служб, мозгового центра британских спецслужб.

Западные военные эксперты в качестве последствий прорех в системе санкций ссылаются на успешное создание грозы ВСУ беспилотников «Ланцет». В Ижевске на базе торговых центров были созданы предприятия по производству беспилотных летательных аппаратов, включая ударные беспилотники «Ланцет». Министерство обороны Великобритании назвало их одним из самых эффективных новых видов оружия, массовое производство которых наладила Россия. В Минобороне Великобритании считают, что эти беспилотники напичканы западными компонентами. В частности, на основании анализа обломков этих аппаратов базирующимся в Вашингтоне Институтом науки и международной безопасности, заявил, что там полно деталей американских, швейцарских и чешских производителей, включая компоненты для обработки изображений, которые играют ключевую роль в обеспечении точности ударов.

Другой институт, Королевский институт Объединенных вооруженных сил, тоже бьет тревогу: 27 российских военных систем, включая крылатые ракеты, комплексы радиоэлектронной борьбы и системы связи, содержат по меньшей мере 450 компонентов иностранного производства. Оба научных центра настаивают на том, что если Запад не остановит поступление чипов и иного оборудования в Россию, то Западу не видать никаких успехов ВСУ на поле боя.

Вот почему представители Госдепа и контрольных органов США и Великобритании без устали посещают столицы Турции, ОАЭ, Казахстана и Армении с целью установления там жестких барьеров против поставок в Россию товаров двойного назначения.

Иван Немов