ФОТО: WOSUNAN PHOTOSTORY/INGRAM IMAGES/GLOBAL LOOK PRESS

После начала СВО на Западе началась натуральная истерика. Десятки зарубежных компаний ушли из России, демонстративно хлопнув дверью, и заявили, что не будут больше иметь дело с русскими. И американские кинокомпании не стали исключением. Но отдельные чиновники почему-то продолжают заискивать перед Голливудом и требовать от кинотеатров лицензию, что выглядит как самоунижение.

Торренты. Смекаешь?

DISNEY ENTERPRISES/ZUMAPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS

Не секрет, что массовый русофобский демарш западных компаний затронул и сферу развлечений. Стриминговый сервис Netflix прекратил принимать плату и предоставлять контент для пользователей из России. Киногиганты, вроде Disney, Sony, 20th Century Studios, Warner Bros и Universal Pictures перестали присылать в Россию копии своих новинок для кинопроката и продлевать лицензии для онлайн-кинотеатров. Это привело к тому, что в один день отечественные сервисы по просмотру фильмов и сериалов разом лишились чуть ли не половины своей библиотеки. Всё потому, что «рюски Иван нельзя смотреть наш фильм!».

Разумеется, без фильмов никто не остался. Когда «рюски Ивану» запрещают смотреть кино легально, он делает это нелегально. В стране, которую только недавно с большим трудом приучили платить за лицензионный контент, моментально вспомнили о старом-добром «Весёлом Роджере» и взяли курс на торренты – пиратские сервисы с нелицензионным контентом.

Кинотеатры тоже в убытке не остались. Во-первых, из-за ухода громких голливудских блокбастеров народ стал активнее ходить на фильмы отечественного производства. Тот же «Чебурашка», который просто разорвал отечественный прокат, и «Холоп 2» вряд ли бы имели такие сумасшедшие сборы, если бы была полноценная конкуренция с громкими западными новинками. Таким вот нехитрым образом Голливуд помог развитию отечественного кино.

Во-вторых, кинотеатры начали работать по серой схеме. Они договорились с прокатчиками в Казахстане, чтобы те пересылали им уже «прокатанные» американские фильмы. Адаптировать дополнительно в данном случае ничего не надо, так как американское кино в Казахстане и так дублируют на русский язык. По такой схеме в России показывали супергероику «Стражи Галактики. Часть 3» и фантастический эпос Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды».

Иногда прокат в России удаётся организовать вполне себе официально. Так, например, студия Lionsgate сумела показать в России сразу четыре фильма: «Операция «Фортуна» Гая Ричи, «Крушение», «Моя пиратская свадьба» и «Джон Уик 4». Компания оправдывается тем, что заключила контракт с Россией ещё до СВО и не в праве его нарушить, но это может быть всего лишь уловкой, чтобы не попасть под горячую руку гегемона.

Как бы то ни было, с кино произошло то же, что и с остальной «санкционкой». Рынок приспособился, нашёл лазейку и наладил серый параллельный импорт. Народ по-прежнему смотрит новинки Голливуда, только теперь американцы ничего с этого не получают. Удар, как обычно, прилетел оттуда, откуда не ждали. От своих.

За пиратство – штраф

WOSUNAN PHOTOSTORY/INGRAM IMAGES/GLOBAL LOOK PRESS

Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) ещё в 2022 году предлагала властям легализовать прокат голливудских фильмов, передав прокатчикам право показывать иностранные ленты, не заключая никаких контрактов с американскими студиями. Правительство это предложение отклонило.

В том же году депутат Дмитрий Кузнецов подготовил законопроект, который вводит принудительное лицензирование иностранных фильмов. Парламентарий указывал на то, что это защитит кинотеатральный бизнес, который терпит убытки из-за демарша недружественных стран, а также будет отвечать интересам граждан. Законопроект не добрался даже до первого чтения и был возвращён автору.

Минкультуры и Минцифры тогда тоже не поддержали предложение Кузнецова. Глава департамента кинематографии Минкультуры Дмитрий Давиденко заявил, что это даст возможность кинотеатрам показывать фильмы, которые будут «сомнительны с идеологической точки зрения». Что мешает ведомству просто не выдавать прокатные удостоверения сомнительным фильмам, как оно это обычно и делает, непонятно.

В феврале уже этого года Министерство культуры России неожиданно заявило, что готовит законопроект, который прямо запретит кинотеатрам показывать пиратский контент. Замминистра культуры Алла Манилова настаивала, что пиратские сеансы – это «суперактуальная проблема», которая требует законодательного решения. Министр культуры Ольга Любимова в свою очередь пригрозила кинотеатральным сетям штрафом за показ нелицензионного контента.

Есть очень удобные механизмы борьбы с пиратскими показами: сначала один штраф – небольшой, потом второй – большой, а потом, я уверена, если эта практика будет продолжена, то в принципе закрытие двух-трёх частных кинотеатров,

– заявила она в интервью РИА Новости.

Любимова придерживается позиции – кто хочет показывать в России кино, пусть показывает, кто не хочет – не надо. Она привела в пример уже упомянутый выше фильм Гая Ричи «Операция «Фортуна», а также новое анимэ от знаменитого японского аниматора Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица», которое официально прокатывалось в России.

С прокатом мультфильма Миядзаки вышел даже небольшой скандал. В Литве начали отменять лекции сбежавшего из России кинокритика-иноагента Антона Долина* за то, что он участвовал в промокампании «Мальчика и птицы». Более того, литовские кинотеатры отказались показывать популярное анимэ из-за обнаружения у компании-прокатчика связей с Россией.

Говоря о русском кинорынке, министр снова подчеркнула, что в России рады всем фильмам, которые западные студии готовы показывать у нас, а пиратов, которые «позволяют себе жульничать», ждёт штраф. И при этом она сослалась на отечественное законодательство, которое её же ведомство в позапрошлом году не дало изменить ради легализации пиратства.

И это не просто слова. Дзержинский районный суд Волгограда уже выписал штраф на 50 тыс. рублей местному кинотеатру за то, что тот показывал биографическую драму Кристофера Нолана «Оппенгеймер», которая была пиратским релизом. Основанием для наказания стало отсутствие у ленты прокатного удостоверения. Впрочем, стоит отметить, что 50 тыс. рублей – это минимальный штраф.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ОПЕРАЦИЯ «ФОРТУНА». MIRAMAX/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Проблема в том, что упомянутые Любимовой Гай Ричи и Хаяо Миядзаки – это исключение из правила. Иностранные компании не выстраиваются в очередь перед Россией с просьбой пустить их в русские кинотеатры. И если начать штрафовать кинотеатры за пиратство, то пострадает и бизнес, который вполне официально платит налоги с проката, и простые люди, которые лишатся возможности смотреть зарубежные новинки на большом экране. Говоря о том, что Россия никогда не допустит своей изоляции, наши чиновники с чистой совестью способствуют изоляции страны в культурном плане.

Почему власти продолжают носить белые перчатки и играть по старым правилам в условиях, когда никаких правил уже нет? Когда западные страны могут заморозить русские резервы, ввести незаконные санкции, надавить на иностранный бизнес, запретив ему работать с Россией, пригрозить ограничениями тем, кто попытается воспользоваться русской платёжной системой «Мир»… Когда куда логичнее было бы встать на сторону своих же граждан и решить: «Если Голливуд не хочет получать деньги из России, будем смотреть его фильмы бесплатно». В условиях откровенно вредительских, недружественных шагов Запада это был бы вполне адекватный ответ. Вместо этого правительство продолжает делать вид, будто ничего не произошло: давайте нам лицензию, будет вам прокат.

Есть несколько версий, объясняющих, почему чиновники продолжают подыгрывать недружественным странам. Первая – кто-то в правительстве до сих пор надеется, что «всё будет как раньше». Что когда СВО закончится, западные компании (в том числе и кинокомпании) толпой побегут обратно в Россию. А прокат фильмов без лицензии осложнит восстановление экономических отношений. Вероятно, по той же самой причине отечественные онлайн-кинотеатры не спешат показывать иностранные фильмы, на которые у них закончилась лицензия.

Исключение составляет, пожалуй, только медиаплатформа 1rus.ru, которая не стесняется показывать иностранный контент без лицензии. Данный сервис никак не монетизирует свою работу, поэтому речь скорее идёт об идеологическом проекте, а не коммерческом. Цель платформы – просто дать возможность людям смотреть хорошие фильмы.

При этом нет никаких сомнений, что западный бизнес действительно бросится обратно в Россию, как только закончится спецоперация, поскольку русский рынок – огромный и перспективный. И неслучайно Запад так активно его осваивал последние 30 лет. Не случайно и то, что многие представители иностранных брендов оставили себе лазейку, чтобы легко и быстро вернуться в Россию.

Есть и вторая теория, обгоняющая эту заискивающую позицию перед иностранными киностудиями. Есть вероятность того, что чиновники хотят использовать самоустранение западного бизнеса для развития отечественного кино. Ведь русские фильмы без иностранных конкурентов собирают аудиторию в разы лучше. Имеет ли тут место лоббизм или это искреннее стремление помочь отечественному кинорынку – остаётся под вопросом.

__________

* Антон Долин – внесён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иностранных агентов.

СЕРГЕЙ АНТОНОВ