Издание «Politico» дала информацию о том, что бомбы наземного базирования малого диаметра (GLSDB), обещанные Украине в феврале прошлого года, может оказаться в распоряжение ВСУ в ближайшее время.

Источник издания сообщил, что армия США наблюдала за испытаниями нового высокоточного оружия, прежде чем дать разрешение на его отправку Украине. Особенно подчеркивается, что на своих складах вооруженные силы США не имеют стратегического запаса этих изделий в готовом виде. Получается, что после практических испытаний GLSDB сразу идут на боевые испытания. На Украине, то есть, против России.

GLSDB имеет дальность действия около 150 км. Это почти в два раза больше, чем 80-км дальность полета управляемых реактивных систем залпового огня (GMLRS), выпущенных высокомобильными артиллерийскими ракетными системами M142 (HIMARS) и реактивными системами залпового огня (РСЗО) M270, предоставленными Украине. GLSDB запускается пусковыми установками тех же систем М142 и М270.

Планирующая бомба GLSDB была разработана компанией «Boeing» в партнерстве со шведской компанией Saab. Каждая бомба представляет собой комбинацию двух существующих систем: 250-фунтовой GBU-39/B SDB воздушного базирования с выдвижным крылом и ракетным ускорителем от артиллерийской ракеты M26 калибра 227-мм.

Приводимый в движение ракетным двигателем M26 на начальном этапе разгона/подъема GLSDB первый отрезок траектории летит так же, как ракета РСЗО. Затем крылья GLSDB раскрываются, и дальнейший полет происходит без двигателя, как у нормальной планирующей бомбы. GLSDB использует существующую инерциальную навигационную систему GBU-39/B и встроенный GPS, чтобы направлять его к цели.

По словам представителей фирмы SAAB, эта система наведения не только обеспечивает точность с точностью до трех футов, но и устойчива к помехам радиоэлектронной борьбы, что дает особую привлекательность в украинском конфликте.

Вообще история появления этого своеобразного оружия интересна. В основе лежала утилизация старых снарядов М26 следующим образом: кассетные боеголовки демилитаризировались как положено, а ракетные двигатели, чей ресурс можно было продлить, решили использовать для запуска в небо бомб GBU-39.

Идея понравилась своей простотой и экономичностью. После того, как ракетный двигатель запустит бомбу на достаточно большую высоту, GBU-39 отстыковывается от двигателя, разворачивает крылья и направляется к цели.

Идея принадлежала компании SAAB, специалисты которой полагали, что смогут заполнить пробел в высокоточных стрельбах на большие расстояния, используя меньшую боеголовку, чтобы сохранить более крупные ракетные боеприпасы для стратегических целей. Для шведов – более чем разумный подход. И почти сразу появились интересные нюансы в применении, которые заинтересовали многих вне круга разработчиков.

В то время как обычные ракеты MLRS летят так, как им положено, то есть, по баллистической траектории, SDB с ракетным запуском может быть запущена на высоту под любым углом к горизонту и планировать дальше по практически любой выбранной траектории.

В отличие от традиционного артиллерийского снаряда, GLSDB допускает маневрирование в пространстве, подход к цели на разных углах атаки, облёт местности для поражения хорошо замаскированных целей или возврата к цели, находящейся на расстоянии до 70 км против первоначального направления выстрела.

Экономическая составляющая тоже смотрится очень даже красиво: стоимость GLSDB складывается из стоимости авиабомбы GBU-39, используемой в качестве боеголовки, ракетного двигателя от снятых с вооружения и идущих под списание реактивных снарядов М26 и необходимых сборочных работ. Итого не более 60 000 долларов. Для сравнения, цена за единицу ATACMS — более чем 1 миллион долларов, один снаряд GMLRS — 168 тысяч долларов.

Очень большим плюсом для GLSDB является то, что ракет M26 и бомб GBU-39/B SDB на складах Соединенных Штатов и других союзников по НАТО более чем достаточно. Это особенно важно, учитывая, что поток оружия из Вашингтона в Киев несколько иссяк, а как там сложится дальше, сказать могут только крутые дядьки из Конгресса, которые как-то не спешат одобрить 111 миллиардов долларов очередного пакета помощи Украине.

Но тут надо разделять и понимать: деньги – это деньги, а бомбы – это бомбы. И если у США нет денег на то, чтобы оплатить поставку новых видов вооружений, то никто не запретит поставлять оружие из имеющихся старых запасов. Старых – особенно.

Так что с одной стороны, вроде бы соответствующие ведомства США подписали контракт с «Боингом» на поставку комплектов GLSDB для Украины, но этот контракт будет стоить бюджету США сущие копейки, около 10 000 долларов за бомбу. И деньги пойдут «Боингу» за сборку и отладку систем наведения нового вооружения из старых комплектующих.

Изначально поставки GLSDB планировались еще осенью прошлого года, но, видимо, что-то пошло не так, как планировалось и поставки сильно задержали. И отгрузки от «Боинга» американским заказчикам начались только в самом конце 2023 года. Но, судя по всему, проблемы были решены, поскольку кроме «Politico» о поставках GLSDB Украине заговорили «Reuters» и NYT.

Значит, действительно, скоро GLSDB окажутся на Украине.

Конечно, тут еще большой вопрос, насколько эффективным оружием окажется GLSDB. В случае успеха это будет полезно и для Украины, и для «Боинга».

Неизвестно, сколько систем GLSDB будет предоставлено Украине, но любое количество дальнобойного оружия, безусловно, окажется полезным для Украины и неприятным для России. Безвозмездно предоставленные Францией SCALP-EG и Великобританией «Storm Shadow» были использованы, надо отдать должное, весьма эффективно, и этот эффект мог бы быть намного большим, не имей Россия современных и совершенных систем ПВО.

Теперь придется проверять на крутость еще и GLSDB.

Несмотря на то, что GLSDB не будет иметь досягаемости ни одной из этих крылатых ракет, и даже близко не приблизится к мощности удара (130-кг бомба несет всего 93 кг ВВ), у нее есть преимущество, заключающееся в том, что для запуска не требуется такой самолет, как Су-24, который очень легко обнаруживается и которые вполне реально российским ПВО сбить на подходе к рубежу пуска.

А тут бомба, которая запускается ракетным двигателем, а дальше крылья и блок управления несут ее к цели. Причем, с возможностью маневрирования. И это все летит примерно на ту же дальность, что и ATACMS, которые поставлялись в Украину в очень небольших количествах. Конечно, ATACMS обладает много более мощной боевой частью (227 кг) и может оснащаться кассетными боеголовками, кроме того, баллистическая ракета изначально обладает больше скоростью полета, что делает ее более сложным объектом для перехвата.

В то время как беспилотные летательные аппараты дальнего радиуса действия также могут поражать цели с весьма высокой точностью на расстоянии, они не могут делать это так же надежно или с той же мощью, что и SDB, который имеет небольшую, но мощную боеголовку от фугасной авиабомбы, способную пробивать укрепленные сооружения.

Таким образом, GLSDB будет представлять собой весьма оригинальный и дешевый (очень важно) ударный потенциал, который находится между управляемыми ракетами HIMARS, и крылатыми ракетами.

Есть в нем сходства с нашим УМПК, есть и различия. Конечно, GLSDB можно выдвинуть на рубеж пуска весьма скрытно и устроить противнику неожиданность. А ФАБ с УМПК летит на большее расстояние за счет того, что самолет, находясь вне пределов работы вражеской ПВО, может поднять бомбу на значительную высоту и тем самым обеспечить ей большую дальность полета.

Ну и стоит отметить, что УМПК «все возрасты покорны», от ФАБ-250 до ФАБ-1500. Но если ФАБ-250 незначительно мощнее GBU-39 (100 кг ВВ против 93 кг), то вот дальнейшие модели уже представляют собой более существенные средства поражения.

Проверка боем – это просто и сложно одновременно. Американцы придумали весьма оригинальное оружие, простое и сложное одновременно. Вызывает некоторые сомнения то, каким образом была создана GLSDB. Одно дело, когда на бомбу, в которой ломаться и портиться нечему, кроме взрывателя, навешивают УМПК, другое дело, когда к бомбе помимо блоков управления цепляют двигатель от списанной ракеты. Насколько это оружие будет надежным и не это ли проверяли лишние полгода в «Боинге», покажет время и применение.

Вполне возможно, что американская импровизация в русском стиле окажется вполне эффективной. Но так как действительно стиль наш, то тут можно и выразить сомнения в том, что все пойдет так, как задумывалось. Увидим.