Вобще с БПЛА мы столкнулись еще в начале 80х годов. Болезненно столкнулись. Маленькие самолетики, похожие на поделки кружка авиамоделистов, стали причиной поражения наших ПВО в Сирии. С той поры отношение к данному виду оружия в нашей стране хорошо вписывалось в статус «все сложно». В смысле их разрабатывали. Производили. Принимали на вооружение. Но как то не до конца. Пример Донбасса, где БПЛА быстро стали частью боевых действий, и пример армяно-азербайджанской войны примерами не стали. К СВО мы подошли имея

1.Орлан 10. Хороший разведчик. Но всего 1500 машин произведено начиная с 2010 года. При чем разведчик полкового уровня

2. Орлан 30. Корректировка «Краснополей»

3. «Ланцет». Барражирующий боеприпас.

Было и прочее. Но мало. Основа именно эти машины. И война сразу же показала — БПЛА нужно сильно больше. Разных. И проблема так или иначе решается. Вобще БПЛА сделали огромный шаг вперед за два года войны. Теперь, помимо разведки, они выполняют массу других функций. Как стратегических (Герань-2), по нанесению ударов в глубоком тылу противника, так и просто ударных(FPV технологии и искусственный интеллект на Ланцет-3 довели БПЛА-камикадзе до совершенства), так и в качестве многоразовых бомбардировочных систем. Разведка, корректировка огня, камикадзе, бомбардировщики, удары по тылам противника… На этом фоне заявления о ненужности дронов начала СВО некоторых экспертов смотрятся анекдотом. Без дронов уже никак.

Но возникает другая проблема — горячие головы теперь считают что БПЛА заменят артиллерию и авиацию. А это не так. Голова Искандера — 450 кг ВВ, Герань-2 — 40 кг. Если нужно поразить цель открытую и незащищенную, например состав снарядов в Славуте, Герань-2 справится. Если нужно уничтожить заводской цех — нужен Искандер. Опять же — скорость. Пока Герани летят, Искандер уже трижды поразит объект. Аналогично и другие ракеты. И бомбы. КАБ(корректируемый боеприпас) всегда быстрее, точнее и мощнее чем БПЛА. Не заменит разведывательный БПЛА и А-50У и прочие самолеты набитые аппаратурой.

Да и артиллерия…Скорострельность и ассортимент пушки всегда будут выше чем у дрона-камикадзе. А вертолет утащит оружия больше чем БПЛА «Баба Яга». Так что пушки и РСЗО так и останутся богами войны. Без вариантов. И даже на умные боеприпасы целиком не перейдут. Дорого это. Очень дорого для войны где нужно тратить миллионы снарядов в год. Так что восстание машин отменяется. И не нужно быть Никитой Сергеевичем, с его желанием порезать самолеты, пушки и корабли, дабы оставить одни ракеты. Каждому свое. И у каждого оружия своя ниша.

БПЛА в разведке это мониторинг ЛБС и ближнего тыла. Лучше чем самолеты или спутники. Это стратегическая разведка там, где самолет применить дорого и не целесообразно. Но это не отменит разведывательную авиацию. Это ее дополнит. Ударные стратегические БПЛА это мощь. Но при этом ракеты не дёрнуться никуда. А делать одноразовую машину которая будет тащить сотни килограмм…Но это все будущее. А здесь и сейчас проблем много.

Это и противник, там тоже работают, и тоже много. И не хуже чем у нас. И структура. Потому как нужда в подразделениях такого рода есть. И она большая. И уставы-наставления. И борьба с БПЛА. Это и РЭБ, и средства поражения, и возможность создания БПЛА истребителей…Работы впереди много. И БПЛА часть войны. Это несомненно, без них никак. Но и заменить они не смогут. Только дополнить. По уму Мавик нужен каждому взводу. Взвод дронов камикадзе каждому батальону. И четко налаженное взаимодействие по передаче и обмену информацией. Когда все командиры в дивизии видят картину с каждого БПЛА и могут вызвать ударную птицу в течении минут. Мы к этому придем. Куда денемся. А пока БПЛА очень напоминают танки и самолеты Первой мировой. Всем ясно что и зачем, но использование еще хромает.

Источник