Ликвидаторы и ликвидированные

Не ждите от этого текста глубокого анализа с цифрами, для которого нужен доступ к источникам совершенно иного уровня. Однако сами события последних лет дают слишком много пищи для размышления на тему «кто кого» в безжалостной схватке спецслужб.

Ликвидация опасных для государства деятелей на территории другой страны – явление для многих спецслужб мира обыденное. Обычно если та или иная спецслужба ликвидирует представителя вражеского стана на его территории или еще где-то не на родине этой спецслужбы, она берёт ответственность за это на себя.

А иногда и за других, как правило, ради того, чтобы забрать себе абсолютно незаслуженные висты. В любом случае иначе смысл пропадёт: надо, чтобы другим неповадно было. Но ситуация с активностью что российских, что украинских спецслужб на этом поприще непонятная, а иногда даже абсурдная.

Ликвидировать за пределами своей страны опасных для неё персон путем, фактически, индивидуального террора – излюбленная тактика, например, израильского «Моссада» и разведки Руанды. Последняя вообще устроила после геноцида тутси резню организаторов и особо отличившихся во всех возможных уголках земного шара.

Правда, были и издержки: кое-кого из руководивших ликвидациями всё же задержала контрразведка Франции, Великобритании и Австралии. Но цели были достигнуты, что показало, что в Руанде возмездие за особо тяжкие преступления на почве национальной розни неотвратимо.

Диверсии и диверсанты

По поводу активности диверсантов российской разведки на Украине можно прочитать в украинских СМИ много историй. Однако, как правило, всё заканчивается сообщением о раскрытии лиц, планировавших якобы по заказу ГРУ и ФСБ теракты.

Проверить подлинность информации невозможно, поскольку при провале операции любая спецслужба будет всеми силами открещиваться от своей причастности к неудавшемуся теракту. Так происходит по ряду причин, как из-за того, чтобы не замарать свое доброе имя, так и потому, что надо облегчить участь своему агенту.

С украинской же стороны, возможно, пытаются убить сразу двух зайцев.

Во-первых, деморализовать противника – дескать, плохо ваша разведка работает, ничего не получилось.

А во-вторых, подкрепить пошатнувшееся в последнее время доверие общества к киевской власти. Смотрите, мол, как наши спецслужбы успешно заботятся о стабильности в тылу.

Был, конечно, эпизод успешной ликвидации двух представителей украинского командования в Мариуполе, когда подорвали их машину, но было это в 2017 году, ещё до СВО, когда работать в глубоком тылу было неизмеримо легче.

Ко всему прочему, вероятнее всего, это было сделано руками диверсантов из ДНР, а может быть, даже ими и разработано. По мнению ветерана военной разведки Рустама Клупова, озвученному им в СМИ, Россия почти не использует диверсантов на Украине, чтобы сберечь людей.

Из хроники террора

С украинской стороны осуществлено множество терактов на территории, которую в Киеве по-прежнему считают своей, причём с разной степенью успеха. Индивидуальный террор на территории России тоже был, только вот причастность к нему СБУ и ГУР весьма дискуссионная. Но выдержки из этой хроники привести надо, по порядку.

1. Убийство Дарьи Дугиной. Осуществлено общеопасным способом путём подрыва машины, за рулём которой она находилась. Исполнительница, подложившая взрывное устройство – гражданка Украины.

Трудно сказать, кто был реальной целью покушения, Дарья или её отец, поскольку он должен был ехать с ней. И Дугин, и его дочь допускали высказывания на грани фола и по поводу украинского народа, и вообще по поводу геополитики.

Это, впрочем, самому Дугину ничуть не мешало общаться с украинским экстремистом Дмитрием Корчинским. Желающих расправиться с Дугиным хватало и в России среди ультраправых, не разделявших его понимание национализма.

Некоторые из таких товарищей скрылись от уголовных дел, заведенных на них в России за расправы с представителями «неарийских» национальностей на Украине. СБУ же и до сих пор хранит молчание, их ли это рук дело, хотя даже на Западе считают, что их.

В целом Дугины, надо признать, угрозы для украинской государственности никогда не представляли, будучи скорее довольно спорной репутации творческими персонами, чем геополитиками, способными как-то повлиять на ход событий.

2. Убийство Владлена Татарского. Также совершено общеопасным способом, причём сама исполнительница чуть было не погибла. Из этого точно следует, что она не знала, что за статуэтку ей всучили. А ещё нельзя не учитывать и криминальное прошлое Татарского.

По поводу этого убийства, тут же всплывают аналогии с теми случаями, когда смертники и не знали, что они смертники. Ан нет – здесь ответственность на себя взяла российская «Национальная республиканская армия», впрочем, связанная с украинскими экстремистскими структурами. СБУ и ГУР связи с этой структурой наотрез отрицают. Ладно, пусть будет на их совести.

3. Покушение на Захара Прилепина. Писателя и боевого подполковника. Опять общеопасный способ – взрыв машины. Остался жив, хоть и был тяжело ранен. Ответственность взяла на себя крымско-татарская группировка «Атеш» (в переводе – пламя).

Впрочем, многие считают, что эта группировка – фейк, в реальности несуществующий, а только в Интернете. СБУ и ГУР хранят молчание. Прилепин действительно представлял угрозу Украине, вот тут уже по справедливости надо отметить, все же деятельность его в «Росгвардии» была связана с СВО. Так что причастность спецслужб в данном случае как раз со счетов сбрасывать не надо.

4. Убийство украинского депутата Ильи Кивы. Сбежавшего в Россию и нарочито скандального. Тут поведение украинских спецслужб совсем алогично: СБУ и ГУР на радостях чуть ли не передрались друг с другом из-за спора о том, кто должен брать на себя ответственность.

Всё происходящее говорит, что как Украина, так и Россия с момента распада СССР распрощались с советским наследием работы диверсантов в глубоком тылу противника. При этом действия СБУ и ГУР вызывают, мягко скажем, недоумение – нашли, кого убирать.

И что бы там ни твердили из Киева, в какой-то степени действия спецслужб всё же имели место, по крайней мере, их командование не могло не знать о планировавшихся разного рода структурами покушениях. А вот действия российских спецслужб вообще ничего не вызывают. Потому что их, по всем признакам, и не было. Или же они так засекречены, что о них не знает вообще никто.