Как-то очень спокойно мы отнеслись к прошедшим на Балтике военно-морским учениям НАТО «Ледяные ветры-23» (Freezing Winds 23). Ну прошли и прошли. Да, крупные, 30 кораблей и 20 самолетов плюс 5 000 морпехов. Да, впервые НАТО даже не скрывало целей – захват российских островов Гогланд, Большой Тютерс и Мощный и десантирование морской пехоты на побережье. Понятно, что не побережье стран альянса. Остается Петербург. Кость в горле для Европы.

Но даже после учений, которые проходили с 20 ноября по 1 декабря, натовцы не угомонились. С 4 декабря началось патрулирование Финского залива и некоторых других акваторий Балтийского моря кораблями ВМС Британии, Голландии, Швеции и Эстонии. Предлог вполне удобоваримый, если, конечно, забыть о «Северных потоках». Взрыв на газопроводе Финляндия – Эстония и повреждение кабелей связи между Эстонией и Финляндией, а также Эстонией и Швецией.

Испугались действий диверсантов?

Резонно. Если Россия задействует эти силы на Балтике, никому мало не покажется. Только нет ни одного сигнала о том, что мы готовы на такие действия. Очень интересен тот факт, что никто даже не пытается найти виновных в подрыве не только «Северных потоков», но и второго газопровода. Создается такое впечатление, что это никому и не надо.

Мы прекрасно помним многочисленные заявления натовских чиновников о том, что Балтика – это внутреннее море альянса. Заявления о том, что НАТО обязано ограничить деятельность Российского флота на Балтике. Причем не только военного, но и гражданских судов. Сколько заявлений было сделано о необходимости проверки российских танкеров, которые якобы нарушают ограничения, введенные ЕС.

Ну и «успехи» НАТО на Украине.

Аховое положение украинской армии, неспособность США и ЕС обеспечить ВСУ не только вооружением, но и боеприпасами, изменения во внешней политике многих стран, все это вынуждает блок искать дополнительные «точки разогрева» на российских границах. Северная Европа, пока ещё непуганная и мало что понимающая, подходит для этого идеально.

Необходимо вынудить Россию держать часть ВС на севере и даже провести ещё одну мобилизацию. Идея фикс о том, что мобилизация взорвет страну изнутри, все ещё является приоритетом в головах западных политиков. Теоретически это выглядит вполне выполнимой задачей.

Калининград действительно будет сложно защитить с моря, если вдруг окажется, что у Запада есть способы противостоять нашим противокорабельным ракетам, в том числе «Циркону». В этом случае нам просто необходимо будет пробивать сухопутный коридор. Тот самый Сувалкский коридор между Польшей и Белоруссией. А это будет означать блокаду прибалтийских вымиратов.

Попытка удара по экономике

Отбросим пока военную составляющую действий НАТО на Балтике.

Все прекрасно понимают, что при всей агрессивности Запада, воевать они боятся, потому что понимают, к чему это может привести. Сергей Лавров в своем интервью на днях очень четко рассказал о том, что бывает с Россией после того, как объединенная Европа приходит к нам в дом с войной. И Наполеона вспомнил, и Гитлера.

Но самое главное – прямо сказал, что и первый, и второй персонаж просто возглавили поход европейцев на Восток. Именно европейцев, а не французов или германцев. Тем самым, как мне кажется, министр иностранных дел России напомнил всем, кто и за кого воевал во Второй мировой, кто был противником фашизма, а кто шавкой, перебегающей с одной стороны на другую, как только начинает попахивать жареным.

Итак, все санкции, которые введены против России, ударили в обе стороны. Причем ещё неизвестно, кто пострадал больше. Экономика Европы сегодня напоминает руины. Разрушение идет в областях, критически важных для многих стран. Достаточно посмотреть на ФРГ. Не лучше дела и в других «локомотивах» Европы.

В это же время в России наблюдается хоть небольшой, но рост экономики. Многократно критикуемое нами импортозамещение, пусть со скрипом, но работает. Мы обнаружили новые рынки сбыта. Мы нашли партнеров и инвесторов. То есть получается странная, с точки зрения Запада, картина.

Экономика России растет. Заблокированные санкциями лидеры России разъезжают по всему миру. Армия не испытывает недостатка в вооружении и боеприпасах, сверх того, использует все более совершенные системы вооружения. Признать провал политики изоляции России Запад не может. Просто потому, что политические элиты там потеряют власть на очередных выборах.

Я думаю, это и есть основа всего того, что сейчас вытворяют европейцы. Что такое ограничение на Балтике для гражданских судов? Это прямое нарушение конвенции Монтре. И неважно, что при этом страны НАТО нарушают все принципы международной торговли, на которых построен современный мир. Дания, например, прямо говорит о блокаде наших судов на Балтике.

А ведь это война.

И если к этому добавить некоторые заявления лидеров стран НАТО, вроде Петра Павла, президента Чехии, то все становится на свои места. Европа должна готовиться к «конфликту высокой интенсивности»!

Как это понимать, если это не прямой призыв готовиться к войне? С кем?

Естественно, с нами. Не смогли победить политически, победим в войне.

Опасность или хороший блеф?

Вот теперь рассмотрим военную составляющую этой ситуации.

И стартуем с того, с чего я начал этот материал. С учений Freezing Winds 23.

И первое, о чем хочется сказать, это то, что уже сам факт проведения таких учений у границ России является фактором повышенного риска начала войны. Это, как и блокада наших портов и торгового флота, является «поводом к войне» (casus belli). Если, конечно, ещё действуют международные законы.

Итак, в Финском заливе и Архипелаговом море под командованием капитана ВМС Финляндии Юхапекка Раутава были сосредоточены не только морские, сухопутные и воздушные силы ВС Финляндии и ВС Швеции, но и корабли первой постоянной группы ВМС НАТО по противоминной борьбе (Standing NATO Mine Countermeasures Group 1 – SNMCMG1), и первой постоянной группы Военно-морских сил НАТО (Standing NATO Maritime Group One – SNMG1).

О целях, задачах и «хотелках» натовцев под руководством «горячего финского парня» я уже писал выше. Мы бы, возможно, «испугались» ещё в прошлом году. Наш МИД разразился бы очередными нотами и озабоченностями. Но сегодня этого не произошло. Большой блеф не прошел.

Я читал в западной прессе интересный вброс от западного военного эксперта. Он предрекал возможность применения Россией ядерного оружия для борьбы с флотом альянса в случае начала блокады. Понятно, что ЯО – это оружие «последнего дня». Т. е. НАТО якобы имеет возможность устроить РФ этот самый «последний день». Кстати, нечто подобное я читал и в русскоязычных источниках.

Интересно, авторы таких анализов никогда не задумывались, чем отличаются Черное и Балтийское моря и в чем их схожесть? С точки зрения береговой охраны – практически ничем. Оба моря для современных средств поражения всего лишь обычный небольшой водоем (не хочу обижать моряков словом лужа), который простреливается по всей площади противокорабельными ракетами. Понятно, что всего флота мы не уничтожим таким образом, но «почистим» поверхность точно.

Почему я акцентировал внимание на времени?

Такой вывод я сделал из вчерашнего заявления министра Сергея Лаврова. Стало понятно, что время озабоченностей и выражения других эмоций прошло. Правда, заявление министра касалось немного другого региона, но оно затрагивало и страны НАТО.

Я о том, что сразу после первого взлета истребителя в сторону Украины, страна автоматически считается участником конфликта, и Россия вправе нанести по ней соответствующие удары. В качестве будущих целей названы были Польша, Словакия и Румыния. Добавлю – а почему не Дания, с ее огромным желанием заблокировать российские пароходы и корабли в своих территориальных водах?

Почти два года идет СВО. Но посмотрите на Черное море. Как бы мы не относились к турецкому президенту и его внешней политике, Эрдоган прекрасно понимает, что Черное море – это тоже всего лишь водоем, где негде спрятаться кораблям противника. Поэтому и соблюдаются там эта самая конвенция Монтре. Поэтому и не лезут в море боевые корабли НАТО.

На Балтике же ещё полно «непуганых идиотов» с большими амбициями.