Мониторить нечего, монитор сломался

Россиян, по крайней мере, большинство из нас, за последние годы отучили слишком уж бдительно мониторить курс валют. Сама жизнь убедила нас, что не всё и не всегда зависит от него, как, впрочем, и от цен на нефть.

Тем более что бензин у нас дорожает как на растущей нефти и падающем рубле, так и при зеркальном раскладе. Но, опять же, дорожающий бензин – это отнюдь не всегда сигнал к подорожанию всего и вся, а сегодня росту всех остальных цен ничуть не помогают меры против подорожания топлива.

Инфляция, ради борьбы с которой Центробанк упрямо завышает свою ставку, не реагирует на это ровным счётом никак. Зачем всем нам устроили непомерные ставки по кредитам, а взамен наобещали ну очень высокие проценты по вкладам, вообще-то понятно. Чтобы не отпускать вожжи.

Однако доллар тоже застрял где-то в районе 90 рублей по курсу и помогать в борьбе с растущими ценами отказывается. Как бы и сколько бы его ни возвращали в казну экспортёры. Оптимисты обещали доллар по 80 и даже по 60 рублей, а реалисты из ЦБ – долгожданное достижение пресловутого таргета инфляции в 4 процента.

Таргет так и не виден, доллар стоит 90, и ни копейкой меньше. И эксперты из либерального лагеря так и кликают нам ставку в 20 процентов. Словно после неё всё и завертится в ту сторону, куда надо ЦБ и правительству.

Регуляторы, ау!

Недоступный рубль и неприступный доллар – не самый лучший дуэт в условиях разогрева экономики, особенно промышленного сектора, который под давлением санкций только расцвёл, а не загнулся. Только вот кредит у него из-за СВО и иных причин – вовсе не драконовский от ЦБ РФ.

Логика проста – кто нам нужен, тому поможем. И пусть все другие терпят. Но другие терпеть не желают и отыгрываются на ценах. И тут как тут все, кто рулит ценами на то, что от бизнеса и от нас с вами никак не зависит. Речь – о тарифах. На энергию, на услуги ЖКХ, и что у нас там ещё жёстко регулируется?

Итак, почти ни у кого нет сомнений, что ЦБ РФ может повысить ключевую ставку сразу до 20 % годовых. Но должен ли он это делать в ожидании марта 2024 года?

Не должен, поскольку ни поражения на фронте, ни внутренней смуты никто не прогнозирует, даже если совсем не верит в дело мира, за которое мы стояли, стоим и стоять будем!

Красные линии не там?

Многие из экспертов сейчас не без какого-то мазохистского удовольствия взяли на вооружение термин «красные линии». Ладно бы, если бы только по поводу курса рубля – там и выдумывать нечего. Это 100 рублей за доллар.

А что по инфляции – она же по силе противодействия развитию куда опаснее будет. Как баланс цен можно сохранить, только манипулируя ставками, никто внятно не объяснит – связь тут непрямая, потому что завышенные ставки – это не для всех. И тех, кто эти «не все», как выясняется, в России большинство.

Отсюда вывод, возможно и повышение ставки ЦБ, но не более чем в качестве сигнала – нельзя! А ещё возможны новые административные меры, почти наверняка временные, такие как что-то вроде табу на покупку и вывод валюты. Экспортёры три-четыре месяца могут и потерпеть.

Склады по всей стране переполнены товарами, и многим импортёрам и поставщикам и валюта не очень нужна – научились работать с рублями. К тому же по ним банки наперебой предлагают завышенные ставки. Можно сказать, ни на чём, так кто же от халявной прибыли откажется.

А товар со складов потом под обновлённый всеобщий ценник и подправить можно – вот и ещё один источник прибыли. Уже не совсем халявной, за что платит, как известно – потребитель. Он-то вообще всегда платит за всё. И за упёртость Центробанка и за валютные выкрутасы экспортёров.

И всё же за курс рубля волноваться на данный момент не приходится – используя прямое давление на экспортёров, чтобы они активнее продавали валютную выручку, можно дотянуть не только до марта 2024 года, но и дальше. Главное – растянуть продажи валюты как можно дольше.

Цены от этого, впрочем, в росте не остановятся, потому что печатный станок Центробанка по приказу извне включён, и ничего с этим не поделать. Под работу с уворованными у России активами, а если честно – пассивами, так как толку от них в любом случае ноль, можно финансировать не только СВО. Всё что душе угодно.

До последнего доллара

Надо ли напоминать, на каких курсах начинали год доллар и евро?

Всего-то 69 и 76 рублей при обещаниях минимальной инфляции, во что очень хотелось верить. На сегодня, сделав вид, что его загнали в угол санкциями и требованиями по борьбе с ростом цен, Банк России без каких-либо серьёзных оснований снова должен повышать ставку.

Спрашивается, зачем?

Да ради всё той же прибыли – это же не государственное, а независимое коммерческое кредитное учреждение на договоре с правительством страны. Примерно то же самое, что и ФРС в штатах, только ещё лучше, потому что независимости внутри России тут больше.

Учреждение, возглавляемое Эльвирой Набиуллиной успело набить руку в том, как применять средств даже из ФНБ, который вроде бы повязан по рукам и ногам, как законом, так и противодействием Запада. Но Банк России делал главное – аккумулировал рубли для правительства в обмен на недоступную всем остальным иностранную валюту.

Такой рост объема денег в обороте, принципиально обеспеченный только поступлением нефтегазовых доходов, по определению не может стимулировать укрепление национальной валюты. Опять же – зачем, если это совсем невыгодно – никому, в том числе и самому ЦБ.

Так и закручивается ценовая спираль, когда рубль слабеет, и удерживать его приходится жёсткими мерами, а рост экономики – почти весь, исключительно инфляционный. Пусть так, только не надо обманывать нас и самих себя. Выбираться из инфляционной ямы рано или поздно придётся, не брать же пример с Турции и Аргентины.

Не потому ли у нас, и это при ставке в 16 процентов, и компаниям, и частным лицам подчас выгоднее брать в долг, а не класть средства в банки в расчёте на якобы высокие проценты. Кто-то из экспертов уже сказал по этому поводу – «лучше допустить обесценивание долга, чем уменьшение стоимости сбережений».

А такая практика – ещё один стимул к росту цен. Но не спешите с выводами, так как сохранять видимость жестокого противостояния (сами понимаете с кем) в ЦБ РФ будут до последнего. И лучше – последнего доллара, чем рубля.