ФОТО: SERGEI ELAGIN/BJOERN WYLEZICH/SHUTTERSTOCK

Евросоюз пообещал ввести 12-й пакет санкций против России. Главный удар – эмбарго на импорт алмазов в европейские страны. Однако эффективность новых ограничительных мер, как и в случае с потолком цен на нефть, будет зависеть от многого. Пока под вопросом, что думают о новых санкциях Индия и крупнейшие поставщики, такие как корпорация De Beers.

Не счесть алмазов в каменных пещерах

Россия располагает крупнейшими месторождениями алмазов в мире – по данным U.S. Geological Survey, объём запасов оценивается в 1,1 млрд карат (для сравнения, в Республике Конго, занимающей второе место, запасы составляют 300 млн карат). Россия является также крупнейшим экспортёром – в последние пять лет на долю нашей страны приходилось почти 30% мирового рынка алмазов.

В 2021 году, согласно статистике Кимберлийского процесса, из России было экспортировано этих драгоценных камней общим объёмом 48,7 млн карат, что принесло нашей стране $4,5 млрд. В 2022 году поставки за границу снизились до 36,7 млн карат, а выручка от их продажи составила $3,8 млрд.

При этом общий объём российского экспорта в 2021 году составил $494 млрд, а в 2022 году – $591,5 млрд (прошлогодний мощный рост был в значительной степени обусловлен ростом цен на нефть и газ после начала СВО). Иными словами, даже в лучшие времена экспорт алмазов обеспечивал менее 1% совокупной валютной выручки российских компаний-экспортёров.

Тем не менее для алмазодобывающей отрасли эмбарго Евросоюза будет весьма неприятно и чувствительно, хотя в данном случае следует говорить лишь об одной компании «АЛРОСА», на долю которой приходится около 90% всей российской добычи алмазов. Благодаря этому российская компания является одним из двух крупнейших в мире поставщиков наравне со знаменитой корпорацией De Beers.

Попытка номер три?

Предложенное Евросоюзом эмбарго на импорт алмазов из России является отнюдь не первой попыткой нанести удар по этой отрасли российской экономики. Сразу после начала СВО в конце февраля Брюссель призывал участников алмазного рынка объявить России бойкот. В первую очередь этот призыв был обращён к пяти крупнейшим биржам драгоценных камней: Рамат-Ганской в Израиле, Антверпенской в Бельгии, Лондонской в Великобритании, Торонтской в Канаде и Мумбайской в Индии.

Почти одновременно «АЛРОСА» была включена в санкционный список США. Американские инвесторы не имели права вкладывать в какой-либо форме свои деньги в ценные бумаги внесённых в него российских компаний. Кроме того, 11 марта 2022 года Министерство финансов США ввело запрет на импорт ряда российских товаров, включая бриллианты и все виды алмазов, кроме технических. Комитет по надзору в ювелирной отрасли (Jewelers Vigilance Committee, JVC) рекомендовал участникам рынка

проявлять крайнюю осторожность в отношении импорта алмазов из России, поскольку высок риск дополнительных ограничений в будущем…

ФРАГМЕНТ РЕПЛИКИ БОЛЬШОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ КОРОНЫ, СОЗДАННОЙ МАСТЕРАМИ «АЛРОСА». ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ/ АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Впрочем, даже JVC сделал в своём заявлении по поводу «алмазных» санкций важную оговорку: «необработанные алмазы из Российской Федерации, огранённые и полированные во второй стране, существенно трансформируются в результате огранки и полировки, становясь продуктом этой второй страны», в связи с чем никаких препятствий к их ввозу на территорию США не имеется.

Евросоюз же прямые санкции на поставки алмазов в то время вводить не стал, хотя вряд ли без участия Брюсселя обошёлся отказ от дальнейшего сотрудничества с «АЛРОСА» таких покупателей драгоценных камней, как группа Richemont (бренды Cartier, Van Cleef & Arpels, Piaget и Jaeger-LeCoultre) и Kering (бренды Boucheron, Pomellato, DoDo и Qeelin).

Что-то пошло не так

Оперативность введения американских санкций и «убедительность» европейских властей в беседах с потенциальными покупателями не привели к обвальному падению экспорта драгоценных камней. Как показывает статистика, снижение поставок оказалось довольно умеренным (особенно если добавить, что спрос в 2022 году и так упал после пандемии коронавируса).

Одной из причин этого стала как раз сделанная JVC оговорка, что санкции США не распространяются на драгоценные камни, огранённые в других странах. Вторая причина заключается в том, что крупнейшим мировым центром по огранке алмазов является Индия, которая не только не поддержала американские санкции, но и благодаря разъяснениям JVC смогла продолжить поставлять бриллианты в США.

Именно неэффективность ранее введённых рестрикций побудила Евросоюз при разработке 12-го пакета предусмотреть пункт, что эмбарго будет распространяться не только на собственно драгоценные камни, поступающие непосредственно из России, но и на любые поставки из третьих стран, причём вне зависимости от того, будут ли это не гранёные алмазы или уже бриллианты. Тем не менее первоначально, согласно планам Евросоюза, запрет будет распространяться только на алмазы – эта часть эмбарго должна начать действовать с января 2024 года. А в сентябре 2024-го, как сообщает AFP, вступит в силу запрет на покупку русских камней, обработанных в любых других странах.

ИНДИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ МИРОВЫМ ЦЕНТРОМ ПО ОГРАНКЕ АЛМАЗОВ, А БИРЖА В МУМБАЕ – ПЯТОЙ В МИРЕ ПО ОБОРОТУ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ. ФОТО: PARIKH MAHENDRA N/SHUTTERSTOCK

Насколько это опасно для России?

Эффективность новых санкций, как и предыдущих 11 пакетов, будет зависеть от двух важных моментов. Первый из них – поддержат ли их страны БРИКС и Глобального Юга. Уже сейчас можно сказать, что это крайне маловероятно. Скорее всего, с алмазными санкциями повторится так же история, что и с потолком цен на нефть, который был одобрен странами «Большой семёрки» (G7) 2 декабря 2022 года. В соответствии с ним России «запрещалось» продавать свою нефть дороже, чем по $60 за баррель.

Уже через несколько месяцев после введения «потолка» и эмбарго на поставки нефти в большинство стран Евросоюза Россия перенаправила экспортные потоки в другие страны, включая ту же Индию, которая в этом году увеличила импорт российского чёрного золота более чем в 20 раз. В результате цены довольно быстро восстановились, и уже в сентябре-октябре основной экспортный сорт русской нефти – Urals – продавался по цене выше $80 за баррель, то есть более чем на 30% превышая установленный «Большой семёркой» предел.

Эмбарго Евросоюза удалось обойти с помощью «обмена рынками» с другими нефтяными экспортёрами из картеля ОПЕК. Пока Россия, уходя с европейского рынка, наращивала поставки в Индию, Китай, Турцию, Бразилию, Пакистан и так далее, остальные члены ОПЕК, в первую очередь Саудовская Аравия, уменьшали свой экспорт в эти страны, одновременно увеличивая поставки в Европу. При этом из-за опасений по поводу дефицита чёрного золота, обострившихся после того, как саудиты вслед за русскими сократили нефтедобычу, западные правительства долгое время не решались принимать какие-либо меры по соблюдению «потолка».

«АЛРОСА» против De Beers?

Второй важный момент для оценки эффективности санкций – это позиция остальных производителей. Если они согласятся «обменяться рынками» по образцу и подобию договорённостей России с экспортёрами из ОПЕК и импортёрами из БРИКС и Глобального Юга, то, скорее всего, большая часть русских алмазов превратится в украшения для состоятельных китайцев, индийцев, бразильцев и так далее, с минимальным ущербом для нас. Хотя крупнейшие конкуренты «АЛРОСА» контролируются западным капиталом, все они опасаются потрясений на мировом алмазном рынке в случае прекращения поставок из России. В конце концов, одномоментное сокращение предложения почти на треть – это очень серьёзно для любого рынка.

КРУПНЕЙШИЕ КОНКУРЕНТЫ ОПАСАЮТСЯ ПОТРЯСЕНИЙ НА МИРОВОМ АЛМАЗНОМ РЫНКЕ В СЛУЧАЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОСТАВОК ИЗ РОССИИ. ВЕДЬ ОДНОМОМЕНТНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОЧТИ НА ТРЕТЬ – ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЙ УДАР ДЛЯ ЛЮБОГО РЫНКА. ФОТО: CHEN WENXIAN/XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Однако даже если De Beers, Rio Tinto, Petra Diamonds или Dominion Diamond, входящие вместе с «АЛРОСА» в пятёрку крупнейших алмазодобывающих корпораций мира, откажутся от «рокировки», катастрофой это не станет, хотя и потребует от нашей компании гораздо более серьёзных усилий. Несговорчивых конкурентов можно будет выдавить с рынков развивающихся стран с помощью демпинга, что при масштабах деятельности «АЛРОСА» вполне возможно, хотя и приведёт к сокращению выручки и чистой прибыли компании. Впрочем, более вероятно, что деловые люди проявят понимание – в конце концов, деньги не пахнут.

Что с того?

Несмотря на грозный тон заявлений Евросоюза, у России есть немало возможностей обойти новые санкции с минимальными потерями. При этом эмбарго может дать дополнительный толчок к развитию алмазной биржи в Мумбае, которая в настоящее время считается пятой в мире по обороту драгоценных камней. Смещение продаж русских алмазов для последующих поставок в другие развивающиеся страны существенно увеличит обороты мумбайской торговой площадки.

Не исключено, что санкции Евросоюза может проигнорировать израильская биржа в Рамат-Гане, хотя ухудшение отношений Москвы и Тель-Авива на фоне войны Израиля с ХАМАС и поддержка действий ЦАХАЛ со стороны ряда европейских правительств делают самостоятельность израильской алмазной биржи маловероятной.

В то же время алмазные санкции Евросоюза могут в конечном итоге ударить по самому Евросоюзу, в первую очередь по Бельгии. Естественно, что после введения эмбарго прекратится продажа российских драгоценных камней на бирже в Антверпене. Если учесть, что, по данным Еврокомиссии, в 2022 году в Бельгию было импортировано алмазов из России на 1,39 млрд евро, то бельгийский бюджет потеряет ощутимую сумму, которая поступала в него в виде налогов со сделок и с прибыли трейдеров и самой алмазной биржи.

Не исключено, что на алмазном рынке со временем произойдёт то, что уже произошло на нефтяном, – даже Германия закупает нефтепродукты, изготовленные на индийских НПЗ из российской нефти, хотя и была одним из главных инициаторов принятия нефтяного эмбарго.

ИЛЬЯ ЛИПКИНД