ФОТО: VECTORKEL/CRISTINA CONTI/SHUTTERSTOCK

В начале октября произошло показательное событие: Басманный суд Москвы снял с беглого ненавистника России Александра Невзорова* ограничение на продажу его роскошной недвижимости в Ленинградской области. И ведь до сих пор в нашей стране у уехавших из неё с проклятиями и осудивших СВО граждан есть всевозможная собственность, на которой они продолжают в том числе и зарабатывать. Это же касается и крупных в прошлом бизнесменов. Почему имущество у врагов, ренегатов и предателей не отбирают, а компании не национализируют?

Казус Невзорова*

Новость о снятии ареста с недвижимости Невзорова* прошла почти незаметно для широкой общественности. Не было ни особенной огласки, ни каких-либо комментариев. А ведь случай перед нами просто показательный. И крайне неприятный по своей сути.

О событии касательно земельного участка в посёлке Лисий Нос под Петербургом скромно говорится лишь в картотеке судебных дел судов общей юрисдикции Москвы.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА MOS-GORSUD.RU

Ходатайство о снятии ареста было зарегистрировано ещё 30 августа, заседание суда состоялось 9 октября, а с 25 октября решение вступило в силу. Речь идёт об одном из двух участков стоимостью свыше 9 млн рублей с кадастровым номером 78:34:0004415:7 на северном берегу Финского залива (у Невзорова* там же есть и второй участок). Площадь того, с которого снят арест, составляет 1198 кв. метров.

При этом ещё в мае прокуратура подала иск с требованием вернуть эти участки в собственность Санкт-Петербурга, так как имелись подозрения, что беглый русофобствующий публицист приобрёл их незаконно. Иск был подан в Приморский районный суд, и дело, судя по всему, ещё не рассматривалось.

СКРИНШОТ СООБЩЕНИЯ ИЗ ТГ-КАНАЛА ОБЪЕДИНЁННОЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СУДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, T.ME/SPBGS

Как ни парадоксально, но оказалось, что суд, снявший арест с недвижимости Невзорова*, поступил строго по закону. Как так? А очень просто. 1 февраля 2023 года этот же Басманный суд Москвы приговорил беглого журналиста к восьми годам заключения за распространение заведомо ложной информации о Вооружённых силах России (Невзоров* утверждал в соцсетях, будто бы армия России разбомбила родильный дом в Мариуполе). По закону когда гражданин находится под следствием, на его имущество может быть наложен арест в качестве так называемой меры процессуального принуждения.

И вот пока Невзоров* был в статусе обвиняемого, арест и был наложен на его участок в Лисьем Носе. Однако потом последовал приговор суда, статус Невзорова* сменился на «осуждённого» – и… арест больше не может быть процессуальной мерой, для него нужны другие основания, которых нет. В постановлении Басманного суда сказано:

В силу ч. 9 ст. 115 УПК РФ наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость. Из приведённой нормы следует, что отменить наложение ареста как меру процессуального принуждения может только лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело.

Собственно, так оно и случилось. Басманный суд вынес 1 февраля приговор – и он же 9 октября снял арест с недвижимости. Всё по закону. Любопытно, что сам Невзоров* теперь, даже будучи заочно осуждённым, всё равно может спокойно распоряжаться недвижимостью – сдавать в аренду или даже продавать (правда, по нотариально заверенной доверенности). В России нет законов, которые бы запрещали осуждённым распоряжаться имуществом (кстати, не снимается с них и обязанность платить за ЖКХ).

Иными словами, если завтра участок будет выставлен на продажу Невзоровым* по доверенности через третье лицо, то сделка будет вполне законной. А само место в Лисьем Носе – интересное. По указанному в документах адресу – на Новоцентральной улице, дом 40 располагается достаточно крупный частный дом, рядом с которым виднеются и другие постройки.

СКРИНШОТ ИЗ ПАНОРАМ КАРТ «ЯНДЕКСА»

Интересно, что в интернете можно найти объявление о продаже этого дома (возможно, фейковое, числится в архиве, даты нет) всего за 650 тыс. рублей от пользователя по имени Андрей Полетаев. В описании сказано, что продаётся двухэтажный дом площадью 80 «квадратов», в который проведены все коммуникации, включая газ и канализацию.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА ONREALT.RU

Однако кадастровая стоимость только одного участка по этому адресу стоит намного-намного выше – более 9 млн рублей. Странная, в общем, история. Очень странная.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА KADBASE.RU

«Россия должна вернуться в естественное для неё состояние тупости»: Откровения ренегата

Ну и никак нельзя обойти стороной тот факт, что Невзоров* – не просто предатель, а существо совершенно космической русофобии. Например, немецким журналистам не так давно он говорил следующее:

Украина – страна-мученик, страна-герой, страна номер один и страна-спаситель, возможно, всего человечества, потому что я тысячу раз говорил: если бы она была другой, то путинские орки уже были бы в глубине Европы… В любом случае Россия должна была вернуться в это естественное для неё состояние – диктатуры, агрессии, военщины, тупости, паранойи и грабежа своих соседей.

Невзоров* последовательно, день за днём в соцсетях проталкивает мысль о том, что русские «грабят и насилуют» украинцев, уничтожают больницы и детские сады, а также «жалостливо плачут при попадании в плен». Весь уровень какой-то просто лубочной и махровой русофобии тут сложно переоценить. Это даже не театр одного актёра, а цирк одного клоуна, который вываливает на своих страницах посты с фотографиями окровавленных трупов, утверждая, что это либо русские солдаты, либо то, что они сделали с украинцами. Который радуется гробам, идущим в Россию, и призывает якутских матерей (такое даже писать противно) добавлять в «жаркое» «вкус сына», приправляя «танковой соляркой» и «обрывками ватника».

Вы понимаете? Такой-то персонаж теперь у нас по закону, не считая заочного (а значит, ничего не означающего) статуса заключённого, имеет все остальные права гражданина. Власти же на такое просто не обращают внимания. Более того, мы уже писали о том, что Невзоров* владеет в Петербурге через свою жену строительной фирмой, которая приносит ему неплохой ежемесячный доход.

Казус со снятием ареста с недвижимости Невзорова*, конечно, вызывает массу вопросов и позволяет сделать некоторые важные выводы.

Во-первых, совершенно ненормальной является ситуация, когда тот или иной гражданин (не важно артист он, музыкант или никому не известный человек) обливает помоями свою страну, сбегает из неё, становится уголовником, но совершенно не поражается в правах. Самое важное поражение в правах – это физическое заключение в тюрьме или колонии. Но эта мера не работает в отношении тех, кто «умыл руки и сделал ноги».

Во-вторых, сами законы в России, очевидно, не позволяют вывести таких предателей из разряда общей уголовной практики, применить к ним некие особые меры (они ведь в отношении страны и её «тупых» граждан применяют особую словесную и идеологическую жестокость, почему бы и к ним не иметь особый подход?).

И вот тут-то и кроется главная проблема. Чтобы не было «казусов Невзоровых*», необходимо что-то менять. И такие попытки, конечно, были.

Идеи есть. Дел – нет

Впрочем, неверно говорить, что власти совсем уж никак не реагируют на выходки персонажей, подобных Невзорову*. Реакция-то есть. «Выхлопа» нет. Так, например, сенатор Сергей Цеков в конце декабря прошлого года предложил лишить «либералов и предателей» всего имущества в России.

Всем тем, кто критикует Россию из других стран. Нужно конфисковать их имущество и отправить на нужды участников СВО. Независимо от того, звёзды это или айтишники,

– говорил он.

13 января спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал эту идею:

Уехавшие негодяи живут безбедно благодаря нашей стране. Находясь за границей, сдают в аренду недвижимость, продолжают получать гонорары за счёт российских граждан. При этом позволяют себе публично лить грязь на Россию, оскорбляют наших солдат и офицеров <…>. В этой ситуации правильно будет соответствующие статьи Уголовного кодекса дополнить пунктом о конфискации у негодяев имущества в РФ, которого у них достаточно, чтобы возместить нанесённый ущерб.

Зампред Совбеза Дмитрий Медведев тогда же призвал не пускать таких людей в Россию «до конца их дней». Он предложил отрезать их от источников дохода в стране, а впоследствии отмечал, что «с предателями нужно разбираться по закону» или вспомнить «законы военного времени».

Однако все эти слова так и остались словами. Никакой законодательной инициативы разработано или внесено так и не было. В депутатском корпусе нашлись многие, кто посчитал меру о конфискации избыточной. Например, звучали мнения, что, дескать, конфисковывать имущество по существующим ныне законам можно лишь тогда, когда оно нажито преступным путём. А если человек преступник, осуждённый (как Невзоров*), но получил имущество законно, то отбирать его закон не позволяет (кроме статей, прямо предусматривающих ответственность в виде конфискации имущества).

Всё это, конечно, напоминает диалог слепого с глухим. Ведь Володин и Цеков говорили как раз о необходимости внесения соответствующих поправок в УК России, понимая, что в нынешнем виде проявить к предателям особые меры закон просто не позволяет. А противники, напротив, сетуют на невозможность особого отношения к отдельным гражданам, так как перед законом все должны быть равны.

Кто покрупнее – вас тоже не тронем

Однако если бы речь шла лишь о некой недвижимости уехавших предателей, то вопрос в целом выглядел бы проще. Судя по всему, Россия продолжает быть самой снисходительной к своим недругам страной в мире, о чём говорит хотя бы судьба крупных в прошлом олигархов, владельцев наиболее «жирного» бизнеса в России – Михаила Фридмана и Олега Тинькова (в реальности, конечно, таковых существенно больше, но эти два персонажа крайне показательны).

Известно, что осудивший СВО Тиньков (кстати, автор фразы о «нотках фашистскости у русских») уже давно уехал из России и проживает в США. «Тинькофф банк», его любимое детище, был продан Владимиру Потанину. Не национализирован, а просто сменил владельца: с одного олигарха на другого.

Причём на кого сменил? Потанин – богатейший олигарх России, лишь недавно уступивший первую строчку в рейтинге миллиардеров Forbes Андрею Мельниченко. Капитал Потанина оценивается в 23,7 млрд долларов, и при этом владелец «Норильского никеля» никак не комментировал СВО. Потанин поддерживает прочные связи с США, например, поставляя туда редкие металлы платиновой группы. А теперь он стал и совладельцем «Тинькофф банка». Это ведь именно Потанин так обрадовался возможности скупать активы беглецов вроде Тинькова, что открыто выступал против жёсткой позиции в отношении сбежавших собственников бизнеса. В январе, например, он так и сказал – дословно: «Не надо конфискаций, не надо национализации». Конечно, Владимир Олегович, это же убьёт рыночную экономику.

Сам же Тиньков, невзирая на свою русофобию, спокойно распродаёт имущество в России. К примеру, недавно он расстался с виллой «Волга дача» в Астраханской области. По данным деловой прессы, сумма сделки могла составить порядка 1 млрд рублей. И деньги эти прямиком отправились в США к владельцу. Тратить он их может на что угодно, включая финансирование ВСУ.

Что же касается Фридмана, переехавшего недавно в Россию после начавшейся войны Израиля и ХАМАС (сначала он бежал в Тель-Авив из Лондона, где ему не дают денег даже на уборщицу, но как только там стало опасно, скоренько переместился в Москву), то его проукраинская позиция хорошо известна. Как известно и то, что через холдинг VEON он владел не только сотовым оператором «Билайн» («Вымпелком»), но и украинским «Киевстаром», через который сразу после Майдана в Киеве финансировал, например, съёмки фильма «Киборги», повествующего о «доблестных» бойцах АТО, «защищавших» Донецкий аэропорт.

Но что случилось с «Билайном»? Его разве национализировали после бегства олигарха? Отнюдь нет. Совсем недавно, 9 октября группа топ-менеджеров «Вымпелкома» во главе с гендиректором Александром Торбаховым закрыла сделку по выкупу компании у нидерландской VEON. Сумма сделки, о которой заявлялось ещё год назад, – порядка 370 млрд рублей.

Сначала в марте, а затем в мае этого года стала появляться информация о том, что Фридман и Пётр Авен намереваются продать Альфа-банк. Сейчас Фридману принадлежит почти 33% акций банка, а Авену – около 12,5% в люксембургской ABH Holdings (владеет Альфа-банком и «Альфа страхованием»). И снова мы говорим о том, что два персонажа, осудившие Россию, спокойно смогут получить за продажу своих активов порядка 200 млрд рублей. Эти деньги – доля в банке, который зарабатывает в России. И отойдут они людям, которые затем продолжат хаять Россию направо и налево. Такой вот парадокс.

Идейные тролли

Отдельно следует кратко упомянуть известных людей из числа беглецов по политическим причинам. К примеру, Даню Милохина, который продолжает зарабатывать на рекламе благодаря подписчикам из России в соцсетях. Или вот Диана Арбенина, которая недавно пригрозила властям Марий-Эл «разобраться» из-за отмены её концертов в Йошкар-Оле. Арбенина известна своей поддержкой Украины, осуждением России.

В 2014 году Арбенина заявила, что не поддерживает присоединение Крыма и дала концерт в Киеве, где заявила:

Дякую, мой любимый Киев! Хочу попросить прощения за всех своих российских коллег, которые до сих пор вас не поддержали! Я – с вашим народом, держитесь!

Ну а в 2018 году Арбенина подчеркнула, что в Донбасс никогда не поедет. И ведь певица тоже владеет в России определённым имуществом да ещё и умудряется зарабатывать на концертах, которые ей, по некоторым данным, помогает организовывать некий «влиятельный покровитель».

Правда, совсем недавно на концерте в Новосибирске произошло нечто удивительное – в контексте той позиции, которую лидер «Ночных снайперов» высказывала прежде. К ней на сцену поднялась жена участника СВО, с которой они вместе спели песню «Секунду назад», после чего Арбенина сказала про русских бойцов, которые участвуют в спецоперации: «Там люди дело делают». Кто знает, может, что-то изменилось в сознании артистки и её восприятии действительности?

Недавно в Смоленске сорвался «концерт» ещё одного воинственного предателя от «тусовочки» – актёра Дмитрия Назарова. Правда, афиши звали на виртуальное прослушивание сказки «12 месяцев», записанной им ещё в 2021 году. Назарова в России уже нет – он с семьёй уехал во Францию, откуда делится с подписчиками в YouTube русофобскими стишками и прозой.

По данным ряда источников, в России Назаров владеет трёхкомнатной квартирой в Москве и участком в Подмосковье, где он 15 лет назад построил трехэтажный дом. По некоторым оценкам, стоимость особняка составляет 15 млн рублей, а квартиры – 20 млн рублей. Также Назаров получает в России пенсию в размере около 60 тыс. рублей.

Может ли вообще что-то помочь?

Таким образом, можем констатировать, что конфискация имущества и национализация вообще не рассматриваются сейчас как хоть какая-то мера борьбы с людьми, которые фактически образовали собой класс новых политических диссидентов, особую касту почему-то неприкасаемых людей. И нет никаких гарантий, что даже особое к ним отношение со стороны закона что-то изменит.

Я убеждён, что такие «пассажиры», хитро сделанные, как Смольянинов*, Гребенщиков*, смогут найти способ, как переписать, отдать кому-либо, оставить всё своё имущество за собой, но под чужим управлением. Поэтому я думаю, что это малоэффективно. А вот не бояться лишать их гражданства – вот это я считаю важной нормой. Вводить запрет на посещение России – тоже будет для таких, как они, очень эффективно. Вот это, мне кажется, мера, которую надо ввести, и как можно быстрее,

– сказал в беседе с Царьградом генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный.

Он отметил, что вопрос касается, вообще, не только имущества: почему-то никто не обращает внимания на то, что у Бориса Гребенщикова*, например, до сих пор есть орден «За заслуги перед Отечеством», которого его никто и не думает лишать.

Почётный адвокат России, член Общественной палаты Москвы Дмитрий Краснов сказал «Первому русскому», что нет никакой необходимости принимать некие новые законы, достаточно дополнить существующие уголовные статьи.

Происходит тихая блокада решений по поводу конфискаций имущества, например, лиц, которые дискредитируют Вооружённые силы, требуют раздела Российской Федерации. Но есть целые статьи уголовного кодекса по этому поводу. Я считаю, что надо ввести в эти статьи не только лишение свободы, но и конфискацию имущества,

– отметил юрист.

По поводу самой блокады каких-то изменений в законах Краснов отметил, что помочь может только общественный резонанс, реакция в СМИ. По его словам, если сейчас провести референдум по вопросу о том, нужны ли конфискации имущества беглых предателей, то народ однозначно это поддержит. Но в Госдуме, по его словам, есть и те, кто больше озабочен своими интересами и не намеревается быть выразителем воли людей. Тем не менее он подтвердил, что в кулуарах Госдумы обсуждается вопрос о том, чтобы лишать предателей гражданства, так как даже глупым людям очевидно, что быть противником страны, желать её развала, поражения её армии и гибели её солдат не могут обладатели паспортов этого же государства.

Что с того?

И действительно, если бы нормы уголовного права в части дискредитации армии были дополнены статьями о конфискации, то, надо думать, это серьёзно ударило бы по людям, которым нынешние законы не указ. Перед УК России, как справедливо заметили противники реформ о конфискации в Госдуме, все равны, однако беглецы из России почему-то считают, что они «равнее других», и могут, не опасаясь преследования, говорить и делать что хотят.

Тот же Израиль беглецов из России не выдаёт, а конфискации нет. Так что делай, дорогой, и говори что хочешь. Даже если посадят заочно, то какая в том беда, если можно, как Невзоров*, жить припеваючи и даже продолжать зарабатывать в России.

*Лица, признанные в России иностранными агентами.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»