ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРОЧНО АССОЦИИРУЕТСЯ С ЕЛЬЦИНСКИМИ ВРЕМЕНАМИ. НАСТАЛО ВРЕМЯ ОСПОРИТЬ ВОРОВСКИЕ СДЕЛКИ. © DMITRY CHASOVITIN/GLOBALLOOKPRESS

Запрос на социальную справедливость – один из самых актуальных в современной России. Колоссальная разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными, к сожалению, достигла критического уровня. Одними налогами эту проблему не решить. Необходимы очевидные, понятные гражданам решительные меры. Например, национализация государственных активов, которые незаконно оказались в частных руках.

В этом году Генеральная прокуратура России уже подала рекордное число исков, которые ставят под сомнение приватизацию 1990-х. В количественном выражении число таких дел за минувшие три года, выросло в восемь раз.

Предметом особого внимания прокуроров стали активы химической промышленности, порты и предприятия ОПК.

Так, в июле один из судов Калининграда по иску Генпрокуратуры взыскал в доход государства контрольный пакет (52%) акций Калининградского морского торгового порта.

Очевидно, что деприватизация коснулась и иностранных нерезидентов. В середине июля во временное управление государству переданы доли в компаниях «Балтика» и «Данон Россия». Первая – крупнейшая пивоваренная компания страны, вторая – лидер среди молочных производителей.

Очевиден курс на восстановление справедливости в стране. Однако не сидят сложа руки и силы, которые контролируют крупнейшие активы страны.

Ранее Генпрокуратура подала иск к миллиардеру Андрею Мельниченко. Она требовала изъять в госсобственность энергокомпанию «СИБЭКО», которую бизнесмен купил у структур Михаила Абызова в 2018 году. Ведомство считает, что сделка была заключена в нарушение антикоррупционного законодательства.

Однако чуть позже стало известно, что «Кузбассэнерго» и российская Генпрокуратура заключили соглашение по урегулированию ситуации, связанной с акциями «СИБЭКО», отказавшись от дальнейшего рассмотрения дела в суде. Существенные финансовые средства «Кузбассэнерго», говорится в сообщении, направлены на социальную благотворительность. О конкретных суммах не сообщается. Таким образом, мы с вами видим, что процесс оспаривания приватизации 1990-х имеет существенное сопротивление. Данный факт не удивляет, потому что прокурорам противостоят не только олигархи, но и так называемые системные либералы в кабинетах власти. Более того, они не скрывают, что хотели бы «продолжения банкета» – запустить новый этап приватизации 2.0.

«Могу сказать, что у нас есть ещё один ресурс – конечно, это приватизация, и можно было бы посмотреть дополнительно в следующем году по реализации отдельных активов государства без потери контроля со стороны государства. Но это вопрос такой более точечный, я сейчас даже не хотел бы останавливаться на конкретно каких-то примерах. Этот вопрос должен обсуждаться в правительстве», – говорил, например, министр финансов России Антон Силуанов.

Ранее банковский олигарх Андрей Костин заявил, что пора приватизировать государственные доли в «Транснефти», РЖД, «Почте России», «Ростехе» и «Росатоме».

Банкир, правда, сделал оговорку, что новый этап приватизации не должен затрагивать контрольные пакеты крупнейших российских предприятий.

О новом этапе говорил и Дмитрий Песков. Оказывается, вопрос приватизации находится постоянно в повестке дня. По его словам, в кабинетах власти многие её поддерживают. Господин Песков ранее уточнял, что приватизация «всегда является конечным результатом» за исключением секторов, где частный бизнес не может физически обеспечивать консолидированное развитие отрасли.

Таким образом, в стране в настоящее время идут два взаимоисключающих процесса: с одной стороны, оспаривание прокуратурой итогов воровского разбазаривания активов государства в 1990-е, а с другой – подготовка новой приватизации. И здесь возникает очень серьёзный вопрос. Даже если активы возвращаются под контроль государства, кто даст гарантии, что это не новый передел рынка – когда через национализацию, через промежуток времени, эти активы не будут выставлены на продажу? Не являемся ли мы свидетелями нового передела рынка – когда у одних отбирают, а другим отдают? Выходом из ситуации мог бы стать мораторий на новую приватизацию, например, на ближайшие 5-10 лет. На протяжении этого срока активы могут быть национализированы, но не выставлены на продажу.

Параллельно с этим должен быть создан институциональный механизм по формированию в стране массового миноритарного акционера. Акциями крупнейших государственных активов государство могло бы вернуть, например, советские вклады или замороженные пенсионные накопления. Это вопросы для дискуссии и принятия по ним решения. Массовый миноритарный акционер – это как тактическое, так и стратегическое решение вопроса с социальной справедливостью в России. Однако, на мой взгляд, не может быть сейчас дискуссий по поводу новой приватизации. Исторический опыт показывает, что кроме воровства и откатов, к сожалению, эта схема ни к чему другому не ведёт. Более того, действия Генпрокуратуры по оспариванию приватизации 1990-х имеют мощную общественную поддержку среди простого народа и сопротивление среди так называемой элиты. От того, кто одержит победу в этом споре, будет зависеть, на мой взгляд, дальнейшая судьба России.

ЮРИЙ ПРОНЬКО