Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ»: 2 октября / 15 октября, 1 октября / 14 октября


— 304 г. Священномученик Киприан и мученица Иустина

В III веке в царствование римского императора Декия жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхв Киприан. Став служителем сатаны, он призвал на помощь бесов, чтобы соблазнить святую Иустину. Ее стойкость побудила его отречься от сатаны, покаяться и стать священнослужителем.​ ​ ​ ​ ​ Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. В Русской Православной Церкви издавна принято молиться святым Киприану и Иустине о защите от злых духов.

 

— 936 г. † Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Был славянин и жил в Х веке в Константинополе. С юных лет полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего.» Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг. С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Скончался блаженный Андрей в 936 году.

 

— 1368 г. † Благоверная Княгиня Анна Дмитриевна Кашинская

​Великая княгиня, в иночестве София, в схиме Евфросинья, жена св. Михаила​ Ярославича, великого князя тверского и владимирского, дочь Дмитрия Борисовича, князя ростовского, сопричтенная православной церковью к лику святых.​ ​Родилась в Ростове около 1280 г. Шла замуж из Кашина и венчана с князем Михаилом в Твери 8 ноября 1294 г.​ ​Оплакав мужа (отца четырех ее сыновей и дочери), мученически убитого в Орде 19 ноября 1318 г., постриглась в тверском Софийском монастыре осенью 1320 г.​ По смерти трех сыновей своих переселилась к четвертому, Василию, в Кашин около 1347 г. и тут умерла 2 октября 1368 г. Тело ее, погребенное в бывшем кашинском соборе Успения, найдено нетленным еще в 1581 г. и, объявленное мощами, лично перенесено Царем Алексеем Михайловичем в новый Воскресенский собор в 1651 г. Занимает особое место среди святых Русской Православной Церкви, ибо она была канонизирована дважды. После ее первого прославления она стала, в царствование Алексея Михайловича (1645-1678 г.), причиной спора между раскольниками-старообрядцами и Патриархом Никоном, ибо ее рука была сложена для крестного знамения двуперстным сложением, а не трехперстным, как это делают по обычному православному обряду. Поэтому Патриарх вычеркнул ее имя из списка русских святых. В царствование Николая II, по инициативе Императора, она снова была канонизирована. Но даже тогда ее прославление не прошло без помех: когда ее мощи перевозились на поезде из Ростова Великого, оказалось, что гроб пустой. После того, как поезд был опечатан и обыскан, мощи были найдены.

 

— 1504 г. † Кассиан Грек

​Угличский преподобный, в миру князь Константин Мангупский, родственник последнего греческого императора Константина Палеолога, приехал в Россию с его племянницей Софией, невестой вел. кн. Иоанна III Васильевича. Знатным грекам ее свиты раздавали высокие придворные места и звания, но богомольный и смиренный кн. Константин принял лишь скромную должность ближнего боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе (в миру — князь Оболенский). В 1489 г. владыка Иоасаф удалился на покой в Ферапонтов монастырь. Князь сопровождал его, хотя об иночестве еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне прп. Мартиниан Белоезерский и, угрожая ему своим посохом, потребовал, чтобы князь постригся. Потрясенный видением, князь Константин покорился.​ Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашили смиренного духом бывшего князя, в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию. ​В 1492 г. прп. Кассиан подвизался уже отшельником на берегу р. Учмы, вблизи Углича. По поручению своего друга прп. Паисия Угличского, который перед своей кончиной завещал ему свою братию, преподобный Кассиан наставлял в милосердии к бедным, молитве об усопших и послушании.

 

— 1552 г. Царь Иоанн Грозный взял Казань

​Волга стала вся Русской рекой, тем самым было прорублено «окно» в Азию. 2 октября. На рассвете царь назначил войску “пить общую чашу крови”. Приказано брать город приступом. Все готово к страшной битве. Стан опустел. В его безмолвии слышалось пение иереев, которые совершали Литургию. Государь оставался в церкви с немногими из близких людей. Восходило солнце. Диакон, читая Евангелие, произносит слова: “да будет едино стадо и един пастырь”. Вдруг грянул сильный гром, земля дрогнула, церковь затряслась. Иоанн, выйдя, увидел ужасные бедствия, происшедшие от русского подкопа. Густая тьма опустилась на Казань. Глыбы земли, камни взлетели над городом. В Казань ворвались русские войска. Началась страшная сеча. “Радуйся, благочестивый самодержец, — присылает, наконец, сказать Иоанну князь Михаил Воротынский.— Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны; что прикажешь?” “Славить Всевышнего”,— ответствовал Иоанн, воздев руки к небу, и велел петь молебен под святою хоругвью. Собственною рукою царь водрузил Животворящий крест, назначая быть на этом месте первой христианской церкви. ​В самый день взятия Казани — 2 октября — была сооружена в завоеванном городе обыденная церковь во имя дивных святых мчч. Киприана и Иустины, а на следующий день заложен собор Благовещения.​ После подавления последних очагов сопротивления в Казань, царь Иван Васильевич вступил в город через ворота Нур-Али (русское название «Муравлевы ворота»). Он осмотрел ханский дворец и казанские мечети, распорядился потушить бушевавшие в городе пожары и взял на себя пленного Едигер-Мухаммеда, захваченные знамена, пушки и оставшиеся в городе пороховые запасы, «а иного ничего не велел имати». Все остальное ханское достояние, равно как и уцелевшее имущество казанцев досталось рядовым русским ратникам. Велики были дары, которыми царь Иван Васильевич наградил своих воевод и отличившихся воинов. Им были пожалованы собольи шубы, бархатные ткани, кубки, кони, доспехи — на 48 тысяч рублей, «оприч вотчин, поместей и кормлений». По воле царя воевода Михаил Иванович Воротынский водрузил на Царских воротах православный крест. 12 октября 1552 года царь Иван IV покинул завоеванный город, оставив наместником князя А.Б. Горбатого, в подчинении которого находились воеводы В.С. Серебряный, А.Д. Плещеев, Ф.П. Головин, И.Я. Чеботов и дьяк И. Бессонов.​ Казань пала, и в память этого в Москве построен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ Иван Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после «стояния на Угре» (1480 г.) – в 1521 г., 1537 г., 1552 г., 1571 г. (сожжение Москвы), 1591 г. – и сделал вывод: «Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма… Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами… Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников. 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск, несметное число вернулось на Вятку, в Пермь, в Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани доходило до 100.000 человек.

 

— 1817 г. † Федор Федорович Ушаков

​Прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2005 г. как святой праведный воин Федор Санаксарский. Выдающийся русский флотоводец, адмирал.​ Федор Федорович Ушаков родился в 1744 г., знаменитый флотоводец. Военная слава адмирала началась блестящими победами над турецким флотом в Керченском морском сражении, у острова Тендра, у мыса Калиакрия. Не менее блестящими были победы над французами: о. Корфу и другие. Не потерпел за всю свою жизнь ни одного поражения. Провёл 43 морских баталии, в них было потеряно ровным счётом 500 человек. И это притом что за все те годы под его началом ходили десятки тысяч! ​Ф.Ф. Ушаков был глубоко верующим, очень добрым, настойчивым и справедливым, особенно любим был матросами, а с офицерами был строг, требуя образцового поведения. Его фраза: «Врагов не считают, их бьют», стала крылатой на Русском флоте. Святой праведный воин Фёдор Федорович Ушаков при жизни являл собой образец скромности в быту, попечения о раненых воинах, радения о детях, внимания к нуждам людей. ​Вот как пишет греческий купец Николай Пасхалис о пребывании русского флота на греческих островах: «Поразительно благочестие Ушакова, как, впрочем, и других русских. Невероятно, но каждое воскресенье все солдаты желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Видя, как они молятся, мы даже стыдимся в сравнении с ними считать себя ревностными христианами». Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же». Флотоводец умер​ в своем имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова. Когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители, где он и был похоронен.

 

— 1860 г. Открыт оперный Мариинский театр

​В Петербурге на Театральной площади на месте сгоревшего театра-цирка был торжественно открыт оперный Мариинский театр. Название Мариинский получил по имени супруги Императора Александра II императрицы Марии Александровны. Сезон открыла опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». ​В 1920 г. Мариинский театр был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. В 1935 г. ему было присвоено имя С. М. Кирова, в народе он стал называться Кировским. В 1992 г. театру было возвращено историческое название.

 

— 1881 г. † Александр Илларионович Васильчиков

​ Князь, ученый-экономист, юрист. Родился 27.10.1818 г. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1839 г.).​ ​Первым научным трудом Васильчикова, получившим мировую известность, стало исследование «Русский администратор новейшей школы».​ ​В 1876 г. Васильчиков написал сочинение о «восточном вопросе», по мнению Васильчикова, «восточный вопрос» создан желанием парализовать связь Россиисо славянскими племенами. Признавая исторические основания этой связи, Васильчиков высказывается за изгнание турок из Европы и отдачу их территории славянам и грекам. Последнее, по времени издания, исследование кн. Васильчикова «Сельский быт и сельское хозяйство в России» (1881 г.) является сжатым конспектом его сочинения «Землевладение и земледелие». На большом фактическом материале Васильчиков доказывал необходимость сохранения и укрепления крестьянской общины как средства экономического процветания России и спасения ее от революции. Убежденный сторонник местного самоуправления, Васильчиков видел в нем необходимое условие для поднятия умственного и нравственного состояния русского народа.

 

— 1917 г. Образован Временный совет Российской республики

​Был образован Временный совет Российской республики (Предпарламент) — совещательный орган при Временном правительстве. Решение об образовании Предпарламента было принято на расширенном заседании президиума Демократического совещания 20 сентября 1917 г. Согласно этому решению Предпарламент выделялся из состава совещания для выполнения функций «представительного органа», перед которым до созыва Учредительного собрания должно было нести ответственность Временное правительство.

 

— 1917 г. Письмо на Поместный Собор

​Письмо председателю Поместного Собора РПЦ православных христиан

2 октября 1917 г.

«Святые отцы, Святейший Синод, апостолы, проповедники учения Христова.

Сообразны ли Ваши дела с Вашим наименованием? Увы, увы, увы! Не все ли Вы претворились в Иуду? Он один предал Христа и удавился, а Вы не все ли на месте Иуды? Не все ли Вы – крашеные гроба снаружи, в золотых клобуках, а в мозгах – солома? Не все ли [вы] в шелковых мантиях прикрываете свою гнусную гордость, ищете земного царства свободы? Ваши помощники – священнослужители алтаря Господня, следуя Вашему примеру -​ внушают христианскому народу свободу [и] равенство. Увы, распинатели, вашей свободой разрушился трон Самодержавия. Вашей несчастной свободой страдает Помазанник Божий – Государь [Император]: оклеветан, обесчестен, изгнан; в заточении страдает невинный наследник [Престола], страдает [Царская] семья и весь род.

Господи, заступи и спаси Своею благодатию Страстотерпца Христа [Господня] – всеневинного Царя. Посмотрите [Святую] библию, святые отцы -​ умоляет Вас православный народ. Опомнитесь, снимите золотые клобуки, посыплете пеплом главы ваши, поплачьте, покайтесь. Не Вы уже призываете к покаянию православный народ, а Вас умоляет русский народ искать правды [и] истины, а не бесовской свободы.

Чем связаны вы были? Свободой развя[за]ли адское чудовище – зверя, который вышел из бездны. Кто Ваш Керенский?​ Антихрист, а Вы – его служители, как Вам покривится. Что Ваша дьявольская свобода принесла России, какую радость? Чем встретил Русский народ свободу? – Песнями, плясками, убийствами. Умоляют Вас все православные люди: опомнитесь все [вы], Иуды, пусть хотя [бы] один найдётся [как апостол] Петр – оплачет свою вину, тяжко согрешили, свергли невинного батюшку-​ Царя.

 

— 1920 г. Назначение архиепископа Евлогия

​ВВЦУ, собравшееся в Симферополе, назначает архиепископа Евлогия (Георгиевского) Управляющим Западно-европейскими русскими православными приходами на правах епархиального архиерея. На том же заседании была изменена форма поминания на сугубой ектении, — введена молитва за главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Врангеля: вместо “благочестивейшего Государя нашего” поминали: “Благоверного вождя и правителя нашего”.

1 октября / 14 октября

— Покров Пресвятой Богородицы

Покров — один из любимейших праздников на Руси, хотя событие, вызвавшее его к жизни, произошло в далеком Х веке в столице Византии — Царьграде. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи. Это и особый праздник для нашего казачества, которое помнит о заступничестве Божией Матери на Покров во время Азовского сидения. Но Богородица предупреждает, что может и снять Свой Покров с России, если мы не вынесем урока из революционной катастрофы ХХ века. Об этом свидетельствует, в частности, кровоточение икон и стен в Покровской церкви города, носящего имя одного из главных палачей — ​ в Дзержинске.

​ ​- 556 г. † Преподобный Роман Сладкопевец

​Родился в V веке в сирийском городе Емесе. Переехал в Константинополь, стал пономарем в храме Святой Софии. Ночами Преподобный уединялся на молитву в поле или в загородном Влахернском храме. ​ ​ Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы, но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью, в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по гречески «Кондакион»), повелела его съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». От того свитка («кондака») и все песнопения Преподобного стали называться кондаками. Святой Роман также написал икосы — ​ песнопения, которые он сложил при ночных бдениях в своих покоях.​ За усердное служение Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. До самой кончины, последовавшей 556 году, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

 

— 1187 г. † Ярослав Осмомысл Владимирович, князь Галицкий

​Сын Владимирка Володаревича, князя Галицкого, от брака с княжной венгерской, неизвестной по имени. Родился в Галиче (червенском) около 1135 г. Как союзник Юрия (Георгия) I Долгорукого, вокняжившегося в Киеве, осаждал г. Луцк, где заперся великий князь Изяслав II в 1155 г. Умер в Галиче 1 октября 1187 г. Тело его погребено там же, в Богородицкой церкви. Князь Ярослав Осмомысл был женат на Ольге Юрьевне (в иночестве Евфросиния), дочери Юрия (Георгия) I Владимировича Долгорукого, великого князя владимирского. От нее он имел сына Владимира, преемствовавшего отцу на столе галицком, и дочь, за князем Игорем Святославичем северским, знаменитым героем «Слова о полку Игореве».

 

— 1391 г. Прославление иконы

​Прославление (истечение слез) иконы в честь Покрова Пресвятой Богородицы произошло в Новгородской церкви во имя святого апостола Иакова.

 

— 1445 г. Сильное землетрясение в Москве

​Вот что пишет историк Николай Карамзин: «В шестом часу ночи поколебался весь город, Кремль и посад, домы и церкви; но движение было тихо и непродолжительно: многие спали и не чувствовали оного; другие обеспамятели от страха, думая, что земля отверзает недра свои для поглощения Москвы». ​Несколько дней жители города не говорили ни о чем, кроме землетрясения, и боялись, что это событие – предвестник других бед. Однако никаких злоключений или катаклизмов не последовало, наоборот, в тот же день из плена казанского хана Улу-Мухаммеда был освобожден московский князь Василий II Темный.

 

— 1550 г. День рождения регулярной Русской Армии

​Царь Иван IV Грозный издал Приговор «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей», который, по сути, заложил основы первого постоянного войска, имевшего признаки регулярной армии. Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов. Теперь все они подчинялись первому воеводе Большого полка (главнокомандующему). Таким образом, впервые в военной истории Русского государства была создана постоянная «огнестрельная» пехота (стрелецкие полки), содержавшаяся за государственный счет и имевшая признаки регулярного устройства. Но в отличие от армии царя Петра I, комплектовавшейся с 1705 г. рекрутскими наборами, в стрельцы набирали «вольных и охочих людей», создавая профессиональное ядро войска — к чему в настоящее время стремятся почти все государства, сочетая контрактную службу со всеобщей воинской обязанностью, позволяющей иметь обученные резервы.

 

— 1552 г. Знамение милости Божией

​В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, царь Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Перед приступом Казани царь Иоанн Грозный объявил войску, что, готовясь «пить общую чашу крови» (участвовать в приступе), необходимо очистить душу исповедью. Была отслужена Литургия, и все войско исповедовалось и причастилось.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

— 1559 г. Освящение церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Митрополит Московский Макарий совершил освящение церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы​ — в начале октября 1552 года. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, Барма и Постник​ — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Согласно легенде, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.​ Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплен, поскольку в течение нескольких лет после строительства Собора участвовал в создании Казанского кремля. В 30-е гг. XX в. Собор предполагалось взорвать, якобы он мешал свободному движению танков во время парада по Красной площади. На этом настаивал нарком Лазарь Каганович. Но древний памятник архитектуры отстоял знаменитый зодчий Петр Барановский (1892-1984). Ему обязаны своим спасением десятки памятников русской истории и культуры.

 

— 1633 г. † Патриарх Московский Филарет

В миру Феодор Никитич Романов-Юрьев, боярин, прямой потомок в десятом колене Андрея Ивановича Кобылы, старейшего родоначальника Романовых, сын боярина и дворецкого Никиты Романовича Юрьева (в иночестве Нифонт) от первого брака с Варварою, известной только по имени. Родился около 1550 г. Отец Царя Михаила Федоровича Романова. После 9-летнего узничества в Польше возвратился в Москву, где поставлен Царем Михаилом, сыном своим, в патриархи, 24 июня 1619 г.

Умер в Москве 1 октября 1633 г. Тело его погребено в московском Успенском соборе. Перед смертью сам указал и благословил себе преемника на патриаршей кафедре. Об избрании и поставлении преемника патриарху Филарету Никитичу сохранилось следующее краткое, но знаменательное свидетельство современника: «В лето 7142 (1634 г.) поставлен бысть на великий престол Московского государства в патриархи Пскова и Великих Лук Иоасаф, архиепископ по изволению царя Михаила Федоровича всея Руси и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а к царю не дерзновен». ​ ​ ​ Патриарх Филарет, бывший в миру женатым на Ксении Ивановне Шестовой (в иночестве Марфа), имел пять сыновей, в том числе Царя Михаила Федоровича, и одну дочь, Татьяну († 1610 г.), за князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским.

 

— 1653 г. Учрежден Земский собор

​Земские соборы — центральное сословно-представительное учреждение России в середине XVI-XVII​ вв. В состав Земского собора входили: Царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов​. Земский собор 1653​ г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства. ​Царь Алексей Михайлович собрал Земский собор всех чинов Московского государства в Грановитой палате. Земский собор высказался принять Богдана Хмельницкого со всем войском Запорожским, со всеми городами и землями под высокую государеву руку. ​Из Москвы было направлено полномочное посольство во главе с В.В.Бутурлиным, в присутствии которого на Переяславской раде 8 января 1654 г. было провозглашено присоединение Левобережной Украины к Русскому государству.

Так же было принято решение объявить войну Польше.​ ​Земский собор 1653 г. стал последним, собранным в полном составе.

 

— 1777 г. † Александр Петрович Сумароков

​Русский поэт и писатель, переводчик, драматург и теоретик литературы, один из основателей русского классицизма.

 

— 1723 г. Заложен Кронштадт

Был совершен молебен при закладке нового обширного укрепления и гавани в Кронштадте, после чего и укрепление, и самый город стали называться Кронштадтом.

 

— 1809 г. † Тимофей Иванович Тутолмин

​Генерал, администратор и первый председатель Государственного Совета при Императоре Александре I. Родился 03.01.1740 г. Обучался в кадетском корпусе, участвовал в войнах Семилетней и первой русско-турецкой при Императрице Екатерине II. После Второго раздела Польши был назначен управляющим присоединенными Минским, Волынским, Подольским и Брацлавским краями, а в 1796 г. — подольским и волынским генерал-губернатором. В начале царствования Александра I управлял Москвой, в 1809 г. переехал в С.-Петербург. В следующем году получил назначение на должность председателя Государственного Совета, и затем скончался.

 

— 1809 г. Манифест Императора Александра I

​О заключении мира между Россией и Швецией (Фридрихсгамский мирный договор). «Всевышний положил конец войне, между Россией и Швецией возникшей. Мир, столько же славный для Империи, сколько и сообразный желаниям Нашим, восстановлен на основаниях твердых… По следам древних побед, в странах, где Петр Великий приучал Россию к воинской славе, доброе Наше воинство мужественно подвизаясь, преоборая все препятствия, по глыбам льда проницая в места непроходимые, от пределов, к столице Нашей близких, простерло славу Российского оружия до самых отдаленных стран севера: покорило Финляндию, завладело всеми ее провинциями, одержало знаменитые острова Аландские и, объяв Ботнический залив, перейдя западную Ботнию, на отдаленных пределах ее утвердило свое обладание. На сем великом пространстве все города, порты, укрепления, самые твердыни Свеаборга пали во власть его».

 

— 1813 г. † Александр Самойлович Фигнер

​Герой Отечественной войны 1812г., полковник. Отличился в Бородинском сражении, где командовал артиллерийской ротой 11-й артбригады. После занятия Москвы французами вел в городе разведку под видом французского офицера. Сформировал из горожан небольшой вооруженный отряд и совершал смелые нападения на врага. С сентября 1812г. командовал партизанским отрядом и успешно действовал в тылу противника. 1 октября 1813г. отряд был окружен превосходящими силами французов у Дессау, Фигнер погиб при попытке переправиться через р. Эльба.

 

— 1827 г. Русские войска вступили в Эривань

​В ходе русско-персидской войны 1826-1828 г. русскими войсками под командованием генерала Ивана Федоровича Паскевича в ходе семидневного штурма был взят столичный город восточной Армении — г. Эривань (Ереван). ​Утром 1 октября 1827 г. в Эривани вспыхнули волнения. 18-тысячное армянское население города решительно потребовало от Гассана сдать город. Вооружившись, горожане заняли крепостные стены. Как пишет один из участников боевых действий: «1-го октября, со всех наших батарей почти ещё не начинали стрелять, как вдруг по всей восточной стене, особенно на ее разрушенных частях оказалось множество народа. Одни -​ махая белыми платками, другие шапками — все кричали, что крепость сдаётся; но между ними не было видно ни одного военного, даже Сарбаза. Эта нечаянность всех удивила и, разумеется, очень обрадовала. Некоторые из Штаб- и Обер-Офицеров, бывших тогда в траншеях и в ложементе, увидя сие, тотчас подошли к гласису, и как могли, знаками объясняли стоящим на стенах, чтоб они, нисколько не опасаясь, перешли к нам. Персияне поняли, и охотно один за другим стали спускаться в ров, … чрез несколько минут уже собралось их до 400 человек». Вскоре персидский гарнизон отказался сражаться, и русские войска вступили в Эривань. Хан со своим войском сложили перед русскими оружие у главной мечети.​ ​ ​ ​ За победу в русско-персидской войне генерал-адъютант Паскевич был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени. Одновременно он получил титул графа Эриванского.​ ​По условиям Туркманчайского мира Эриваньское ханство вошло в состав Российской империи, а Эривань стала столицей Армянской области (с 1849 г. — Эриваньской губернии).

 

— 1906 г. Праздник русских монархистов

​В Киеве открылся 3-й Всероссийский Съезд русских людей. На Съезде присутствовало около 500 русских патриотов-черносотенцев, которые представляли 74 монархические организации от 60 губерний и городов Российской Империи: Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Нижнего Новгорода, Казани, Харькова, Архангельска, Астрахани, Брянска, Курска, Орла, Саратова, Ярославля, Иркутска, Почаева и других городов и весей. ​Съезд замышлялся и прошел как грандиозная манифестация монархистов. На нем присутствовали все ведущие деятели Черной Сотни. В адрес Съезда пришли приветственные телеграммы от митрополита Московского Владимира (Богоявленского), архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), епископа Саратовского Гермогена (Долганова). Ободрительную телеграмму прислал о. Иоанн Кронштадтский. «Восторженно слежу за речами и деяниями съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества», — писал Всероссийский Батюшка.​ ​Проникновенная телеграмма пришла от Епископа Вологодского Никона (Рождественского), в которой он в частности писал: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Русский Народ, как самобытная собирательная личность».​ ​3 октября на монархическом форуме выступил с речью делегат от Чернигова наблюдатель церковных школ протоиерей Федор Акимович Васютинский. Он обратил внимание собравшихся в Киеве русских людей на высокое значение того обстоятельства, что открытие Съезда состоялось именно в день Покрова Пресвятой Богородицы. Батюшка предложил отныне считать день Покрова праздником всех Монархических союзов и устраивать в этот день годовые торжественные собрания по всей России с особыми молебнами. Делегаты с радостью приняли это предложение. В воодушевлении Съезд в едином порыве пропел «Взбранной Воеводе». ​ ​ ​ В ответ на предложение протоиерея Васютинского лидер московских монархистов Владимир Андреевич Грингмут высказал мысль соорудить особую монархическую икону Покрова Богородицы. После короткого обсуждения Съезд постановил: «День Покрова Пресвятой Богородицы признать днем праздника всех Монархических организаций; соорудить икону Покрова Пресвятой Богородицы, как покровительницы Монархических партий, для чего открыть подписку; на первое время икону хранить в Киеве, а засим, перевозить ее в места, куда будут собираться последующие Съезды». По предложению Грингмута тут же на Съезде был начат сбор пожертвований для приобретения иконы. ​Икона была вскоре исполнена иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым под руководством великого русского художника, деятельного участника монархического движения Виктора Михайловича Васнецова. Монархический образ был освящен 26 апреля 1907 года в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия IV Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа.

 

— 1915 г. Выезд в Ставку

​Государь Император Николай II вместе с Наследником Цесаревичем Алексеем выехали в Могилев, в Царскую Ставку. ​По дороге Император с Наследником произвели смотр Псковскому кадетскому корпусу, а на следующий день 21-му армейскому корпусу.

 

— 1916 г. † Иван Антонович Думбадзе

​Думбадзе Иван Антонович родился 19.01.1851 г., правый государственный деятель, генерал-майор Свиты, градоначальник Ялты, покровитель Союза Русского Народа (СРН).​ ​ ​ Родился в семье потомственных дворян грузинского происхождения (мать — урожденная кнж. Накашидзе) в Кутаисской губ.​ В 1879 г. в должности командира сотни был откомандирован в распоряжение военного губернатора Батумской области для уничтожения разбойничающих в регионе банд. В 1880 г. был произведен в штабс-капитаны и определен для дальнейшего несения службы в Гурийскую пехотную дружину. В одной из рукопашных схваток с разбойниками, убив двух из них, был тяжело ранен. За проявленное геройство в 1882 г. был награжден орденом св. Анны III степени с мечами и бантом, а через год был пожалован чином капитана. В 1886 г. при разгроме очередной банды горцев был контужен в голову, получив за успешную операцию орден святой Анны II ст. с мечами. В 1887 г. назначен председателем дружинного суда и определен в 3-ю Кавказскую туземную дружину. С 1894 — подполковник, с 1900 г. — полковник. С 1903 г. командовал 16-м стрелковым Императора Александра III полком. Был горячим сторонником русификаторской политики на Кавказе. Кто знал Думбадзе, отмечала правая газета «Земщина», «делились на две резко противоположные группы: одни искренно восхищались им, другие не находили достаточно резкой брани по его адресу». К первым «принадлежали все русские не по одному только имени люди»; вторую группу, отмечала газета, составляли те, «кому по образному выражению П.А. Столыпина, нужны великие потрясения…». ​ ​ Революционеры ультимативно потребовали от Думбадзе немедленно подать в отставку, в противном случае угрожая ему смертью. Но угрозы революционных террористов привели к обратным результатам. На угрозу вынесения смертного приговора Думбадзе ответил: «Я уже собирался подать в отставку и даже рапорт заготовил по этому поводу, но теперь остаюсь на службе и докажу на деле, что никаких угроз не боюсь и остаток дней своей жизни посвящу на службу Царя и Родины». ​ ​ Революционные бандиты не заставили себя долго ждать. 26 февраля 1907 г. с балкона дачи Новикова, находящейся близ Ялты, в проезжавшего в коляске Думбадзе была брошена бомба. Градоначальник был легко контужен и оцарапан, кучер и лошади были ранены. Покушавшийся на его жизнь террорист, принадлежавший к одному из «летучих боевых отрядов» партии эсеров, тут же, на месте, застрелился. Как выяснилось позже, организатором покушения на Думбадзе был Петр Войков (Пинхус Вайнер), в будущем один из убийц Царской Семьи.​ Близкие отношения установились у Думбадзе с СРН, одним из покровителей которого он вскоре стал. Союзники не скрывали своего восхищения решительностью и независимостью ялтинского градоначальника. «Если бы на Руси <…> было еще два-три генерала Думбадзе, то была бы с корнем вырвана <…> инородческая революция, и склонились бы перед священным знаменем Союза Русского Народа все <…>русские», — отмечал на одном из съездов правых зампредседателя Киевского губотдела СРН Н.С. Мищенко.​ ​В августе 1914 г., в связи с «сорокалетием беспорочной службы», Думбадзе был пожалован особым знаком на георгиевской ленте. Он являлся кавалером целого ряда российских и иностранных орденов, в том числе персидского ордена «Льва и солнца», бухарских орденов «Восходящей» и «Золотой звезды», греческого ордена «Спасителя», черногорского ордена кн. Даниила и др. ​Как и многие другие монархисты, Думбадзе был противником ввязывания России в грядущую Первую мировую войну, справедливо полагая, что война ввергнет Россию в новую революционную смуту. В декабре 1913 г. он писал по этому поводу Дубровину: «Пошли, Господь, нашему обожаемому царю уберечь свое царство от войны, хотя надо быть готовым к ней, ибо никто не знает, что будет завтра. Боюсь, что мерзавцы-освободители опять воспользуются… если будет война, и вновь натворят массу гадостей…».​ ​ ​ ​ Вскоре Думбадзе тяжело заболел. Весной 1916 г. он прибыл на лечение в Киев, где перенес тяжелую операцию, а 15 августа 1916 г. по собственному желанию, в связи с усилившейся болезнью, был уволен от должности ялтинского градоначальника, с оставлением генералом Свиты. Скончался ялтинский градоначальник «после продолжительных и тяжких страданий» в Ливадии на 66-м году жизни. Похоронили его со всеми полагающимися ему военными и гражданскими почестями.

 

— 1958 г. † Николай Алексеевич Заболоцкий

Русский поэт. Родился в 1903 г., в Казани, в семье агронома. С детства писал стихи. Окончил Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. В 20-х гг. примкнул к группе т. наз. обэриутов — молодых писателей, создавших Объединение реального творчества (А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс и другие).

В 1929 г. вышел первый сборник поэта «Столбцы», вызвавший, по его собственным словам, «порядочный скандал» и принёсший ему популярность.​ В 1929—1933 гг. он пишет поэмы «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936 г.). В 1937 г. увидела свет «Вторая книга», подтвердившая мастерство и самобытность поэта. ​ ​ ​ ​ 19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. ​Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях. Частичное представление о его лагерной жизни дает подготовленная им подборка «Сто писем 1938—1944 годов» -выдержки из писем к жене и детям.

В конце 50-х гг. Заболоцкий перевел средневековую поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1953—1957 гг.). Находясь в заключении, он продолжал писать, сделал вольное переложение «Слова о полку Игореве». После освобождения в январе 1946 г. приехал в Москву.

Стихи Заболоцкого конца 40-х—50-х гг. стали классикой русской лирики.​ Заболоцкому принадлежат также многочисленные переводы с немецкого, венгерского, итальянского, сербского, таджикского, узбекского, украинского языков. Последнее его стихотворение — «Не позволяй душе лениться…».

Скончался 14 октября 1958 г. в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

— 1964 г. Отстранение от власти богоборца​ Н.С.Хрущева

​Председателем Совета Министров становится А. Косыгин, генеральным секретарем ЦК КПСС​ –​ Л.И. Брежнев.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 6525 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость Украина: начало слива

Предыдущая Новость Авдеевский коксохим продолжает дымиться - пожар продолжается уже несколько дней. Vоенкоры и тг-каналы о ситуации на фронтах СВО и Ближнего Востока 15.10.2023 Утро. (Обновляется) Z

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »