— 1401 г. † Преподобный Афанасий Серпуховской

В миру Андрей, родился на Новгородчине, в Обонежской Пятине, в семье священника Авксентия и его супруги Марии. С детства тянулся к Церкви. Когда подрос — направил свои стопы​ к авве Сергею Радонежскому, к Троице на Маковце.​ В поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов пришел в окрестности Москвы – столицы русской земли.​ ​ Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого, ученика аввы Антония Великого, начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.​ ​ Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли поэтому «обителью на Высоком» или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и первый игумен преподобный Афанасий Высоцкий.​ В непрерывных книжных трудах прошла жизнь преподобного Афанасия. Он скончался в Константинополе в глубокой старости в 1401 г.

 

— 1485 г. Присоединение Тверского княжества

​Великий князь Московский Иван III продолжал собирание русских земель. Тверское княжество долгое время претендовало на лидерство в русском мире. После присоединения Новгорода Иван Васильевич озаботился наметившимся союзом тверского князя Михаила с Литвой. Поход Москвы на Тверь закончился поражением Михаила, он был вынужден подчиниться Ивану. Но тверской князь не оставил попыток освободиться от власти Москвы, вел тайные переговоры с литовцами. Повторный поход Ивана III окончательно уничтожил самостоятельность Твери. Тверские бояре приветствовали власть великого государя Московского. Иван поселил в тверских землях московских дворян и бояр, создав себе прочную опору. Михаилу Тверскому осталось только бежать в Литву.

 

— 1612 г. † Царь Василий Иоаннович Шуйский

​Царствовал с 1606 г. по 1610 г. Прямой потомок в восьмом колене Дмитрия III Константиновича, великого князя владимирского, сын боярина князя Ивана Андреевича Шуйского, убитого в деле близ Лоде, в Эстонии, в 1573 г.

Был дружкой жениха на свадьбе Царя Ивана IV Грозного в 1580 г. Избран в цари 19 мая; короновался 1 июня, взнес на себе в Архангельский собор раку с мощами святого царевича Дмитрия, доставленную из Углича 3 июня. Начал борьбу с бунтовщиками:​ князем Шаховским, князем Телятевским и слугой последнего Болотниковым, шедшими от Путивля к Москве. Увидел стан их под Москвою в октябре, но утешился разбитием Болотникова под Калугой в декабре 1606 г.издал знаменитый указ, окончательно запрещавший крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день), сам же в июне выступил к Туле, которую взял 10 октября 1607 г. ​ ​ ​ Низложенный своими подданными с престола, неволею пострижен в монахи на другой же день и «отдан за приставов» (под стражей)​ сначала в Чудов, потом в Иосифо — волоколамский монастырь в 1610 г.​ Пленен гетманом Жолкевским, отвезен в Польшу в 1611 г. и через год умер в Гостинском замке.​ Тело его, погребенное первоначально там же, уступлено поляками русским только в уважение просьбы царя Михаила Федоровича. По его желанию оно привезено в Москву и похоронено в Архангельском соборе в 1635 г. ​Царь Василий Шуйский был женат на княжне Марье Петровне Буйносовой-Ростовской (в иночестве Елена), имел от нее трех дочерей, умерших в младенчестве.

 

— 1683 г. † Юрий Крижанич

​Славянский ученый-энциклопедист, публицист, языковед. Крижанич отводил Руси ведущую роль в чаемом единстве славянских народов и, в частности, поддержал присоединение Малороссии к Великой России.​ ​Как основу для всеславянского единства Крижанич стремился создать чисто славянский язык, без иностранных заимствований. Он отвергал лексику с латинскими и греческими корнями и выбирал слова и грамматические построения, близкие всем славянским языкам.​ ​В своей историософской концепции Крижанич утверждал, что провиденциальный Божественный замысел в истории осуществляют в разное время различные народы и государства. В современной ему эпохе такую роль играет Русь, которая может и должна способствовать созданию единой славянской цивилизации как ее изначальная историческая основа. ​Он писал: «Всем единоплеменным народам глава – народ русский, и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли, двинулись в державу Римской империи, основали три государства и прозвались: болгары, сербы и хорваты; другие из той же русской земли двинулись на запад и основали государства ляшское и моравское или чешское. Те, которые воевали с греками или римлянами, назывались словинцы, и потому это имя у греков стало известнее, чем имя русское, а от греков и наши летописцы вообразили, будто нашему народу начало идет от словинцев, будто и русские, и ляхи, и чехи произошли от них. Это неправда, русский народ испокон века живет на своей родине, а остальные, вышедшие из Руси, появились, как гости, в странах, где до сих пор пребывают. Поэтому, когда мы хотим называть себя общим именем, то не должны называть себя новым словянским, а стародавним и коренным русским именем. Не русская отрасль плод словенской, а словенская, чешская, ляшская отрасль – отродки русского языка. Наипаче тот язык, которым пишем книги, не может поистине называться словенским, но должен называться русским или древним книжным языком. Этот книжный язык более подобен нынешнему общенародному русскому языку, чем какому-нибудь другому словянскому. У болгаров нечего заимствовать, потому что там язык до того потерян, что едва остаются от него следы; у поляков половина слов заимствована из чужих языков; чешский язык чище ляшского, но также немало испорчен; сербы и хорваты способны говорить на своем языке только о домашних делах, и кто-то написал, что они говорят на всех языках и никак не говорят. Одно речение у них русское, другое венгерское, третье немецкое, четвертое турецкое, пятое греческое или валашское, или альбанское, только между горами, где нет проезда для торговцев и инородных людей, уцелела чистота первобытного языка, как я помню из моего детства».

Юрий Крижанич погиб 12 сентября 1683 г. под Веной в битве с турками-османами, участвуя в военном походе Яна Собеского.

 

— 1704 г. Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

​В конце XVII века по деревням Пермской губернии ходил неизвестный человек и шил шубы. Ласковая улыбка, светлые, ясные глаза, в которых насквозь видна душа — детски чистая, привлекали к нему людей. Выбирал он всегда избу победней. Шьет, бывало,​ на других, получаемые деньги отдает бедным хозяевам. Тут же даром обшивает бедняков. Вечером нянчится с детишками; кто постарше, тех учит грамоте. Сам благостный портной происходил из дворян, но перешел в среду крестьянскую. Кругом еще много язычников, чтут и они доброго шубника. Бросят по-язычески больного — пусть умирает. Найдет его ласковый портной. Ходит за больным, как мать, не спит по ночам, говорит о Распятом Христе. Скончался портной в 1642 году в погосте Меркушах. У могилы его стали совершаться чудеса. Верующий народ потребовал его прославления. Но не помнили, как именовался этот святой человек. Воистину не для прославления имени своего трудился он на ниве Господней. Узнали, наконец, имя — звался он Симеоном. С 1694 года открыты были мощи святого праведного Симеона Верхотурского, которого так чтут в Приуралье.

 

— 1744 г. Отъезд Императрицы Елизаветы Петровны из Киева

Государыня Елизавета Петровна, напутствуемая благословениями духовенства и пожеланиями народа, отбыла из Киева, оставив в городе добрую память о себе. В благодарность за радушный прием 1 января 1745 года нарочный привез в Лавру подарок от Императрицы – роскошную панагию весом около 350 грамм (85 золотников). «Панагия сребренная, по подобию звездки зделанная; по срединеея распятие на финифти, вокруг богатыми алмазами брилиянтами украшенная. Наверху оной корона большими брилиянтами и средними алмазами выкладенная. На другой стороне сея же панагии на финифте портрет государыни Императрицы Екатерины Алексеевны (Екатерины I). При панагии цепка золотая дробная в четыре ряда, на коей в гнездках больших синих яхонтов четыре», – записано в учетной книге ризницы Успенского собора.

 

— 1801 г. Высочайший манифест о вхождении Грузии в состав Российской Империи

​«Божией милостью, Мы, Александр первый, Император и Самодержец Всероссийский, и прочая и прочая и прочая.​ ​Объявляем всем обитателям царства Грузинского, кому о том ведать надлежит. Покровительство и верховная власть Российской Империи над царством Грузинским всегда налагали на монархов российских и долг защиты. В 1796 году, против сильного впадения к вам Аги-Магомет-хана, в Бозе почивающая великая государыня императрица Екатерина Алексеевна послала часть войск своих. Столь успешное тогда не токмо спасение царства Грузинского, но и счастливое покорение всех областей и народов от берегов Каспийского моря до рек Куры и Аракса ограждали вас от всяких опасностей. Оставалось токмо внутренним благоучреждением благоденствие ваше утвердить навеки….​ ​ ​Окружающие вас хищные народы готовы были напасть на царство ваше и ненаказанно растерзать его остатки. Соединением всех сих зол не токмо народ, но даже и имя народа грузинского, храбростию прежде столь славного во всей Азии, истребилось бы от лица земли. Стоя в бездне сей, неоднократно, призывали вы покровительство российское. Вступление войск наших и поражение Омар-хана аварского приостановили гибель вашу, устрашив всех хищников, наполняющих горы Кавказские, и тех, кои раздирают область Персии и великой Армении. Затихли крамолы посреди вас, и все вы единодушно и торжественно воззвали власть российскую управлять вами непосредственно…​ Единое достоинство, единая честь и человечество налагают на Нас священный долг, вняв молению страждущих, в отвращение их скорбей, учредить в Грузии правление, которое могло бы утвердить правосудие, личную и имущественную безопасность и дать каждому защиту закона. А посему, избрав нашего генерал-лейтенанта Кнорринга быть главнокомандующим посреди вас, дали Мы ему полные наставления открыть сие правление особенным от имени Нашего объявлением и привести в силу и действие, предначертанное от Нас постановление, к исполнению коего приобщая избранных из вас по достоинствам и по общей доверенности, уповаем, что вы, вверясь правлению сему, несомненно, под сенью оного начально спокойствие и безопасность обрящете, а потом и благоденствие и изобилие. Все подати с земли вашей повелели Мы обращать в пользу вашу, и что за содержанием правления оставаться будет, употреблять на восстановление разоренных городов и селений. Каждый пребудет при преимуществах состояния своего, при свободном отправлении своей веры и при собственности своей неприкосновенно. Царевичи сохранят уделы свои, кроме отсутствующих, а сим годовой доход с уделов их ежегодно производим будет деньгами, где бы они ни обретались, лишь бы сохраняли долг присяги. Во взаимность сих великодушных попечений Наших о благе всех и каждого из вас, Мы требуем, чтобы вы, для утверждения постановленной над вами власти, дали присягу в верности по форме, при сем приложенной. Духовенство, яко пастыри душевные, первые должны дать пример. Наконец да познаете и вы цену доброго правления, да водворятся между вами мир, правосудие, уверенность как личная, так и имущественная, да пресекутся самоуправства и лютые истязания, да обратится каждый к лучшим пользам своим и общественным, свободно и невозбранно упражняясь в земледелии, промыслах, торговле, рукоделиях, под сенью законов, всех равно покровительствующих.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Избытки и благоденствие ваше будут приятнейшею и единою для Нас наградою. Дан в престольном граде Москве, сентября 12-го дня 1801 года.

Подлинный подписан собственной Е.И.В. рукой тако: Александр».

 

— 1812 г. † Петр Иванович Багратион

​Генерал от инфантерии, князь родился в 1765 г. Скончался от ран, полученных в Бородинском сражении.

 

— 1891 г. † Великая княгиня Александра Георгиевна

​Родилась 18 сентября 1870 г. в Корфу, Королевство Греция. Принцесса Греческая и Датская, после замужества — Великая княгиня. Дочь короля Греции Георга I и его жены Ольги Константиновны.​ ​В 1889 году в Санкт-Петербурге Александра вышла замуж за Великого князя Павла Александровича (1860 г. — 1919 г.).

Скончалась 12 сентября 1891 года вследствие несчастного случая, приведшего к преждевременным родам на седьмом месяце беременности; ребенок, великий князь Дмитрий Павлович, выжил. 18 сентября была погребена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.​ В 1939 году по просьбе греческого правительства (в это время царствовал племянник Александры, король Георг II) советское правительство разрешило перенести останки великой княгини в Грецию. Гроб Александры Георгиевны был извлечен из склепа в Петропавловском соборе, на греческом судне доставлен из Ленинграда в Афины и перезахоронен на королевском кладбище во дворце Татой. Мраморное надгробие в Петропавловском соборе после этого было поставлено на прежнее место и является единственным в соборе памятником над пустой гробницей.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович