По итогам недавней миссии в Сочи Реджепа Эрдогана и его переговоров с Владимиром Путиным Турция получила не только миллион тонн российского зерна с ценовой скидкой для поставки в страны Африки, Ливию в том числе, а также новую «привязку» к богатому деньгами, нефтью и газом Катару. Всемирный банк сообщил, что ведёт переговоры о выделении туркам дополнительных 18 млрд долл. инвестиций, то есть мировая рыночная ценность наших самых южных соседей по Чёрному морю существенно повысилась. Их можно поздравить.

А проблема морского «зернового коридора» к Украине теперь переведена с локального уровня двухсторонних отношений на уровень ООН и НАТО: мол, Эрдоган сделал всё, что мог, поэтому теперь покидает (временно?) зерновой фронт с гордо поднятой головой, поэтому пусть кто сумеет, сделает лучше.

С этого направления сразу же посыпались новости. Bild написал, что Генсек ООН направил «секретное письмо» министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, в котором выразил согласие учесть интересы России и выполнить её требования по «Черноморской продовольственной инициативе». Правда, эта откормленная на украинском зерне информационная «утка» прожила недолго: глава отечественной дипломатии сообщил, что ничего нового в данном документе не содержится — в частности, возобновить допуск к использованию системы оповещения о банковских платежах SWIFT по-прежнему предлагается не Россельхозбанку, как предлагала российская сторона, а его филиалу в Люксембурге RSHB Capital SA, что Москва неоднократно называла неприемлемым для себя вариантом.

Но на подобное ооновское словоблудие надежды уже мало — поэтому США и их союзники повысили ставки, заявив о начале силового обеспечения черноморского «зернового коридора». Запевалой этого натовского хора, как обычно, выступила Британия — из офиса премьер-министра Великобритании Риши Сунака сообщили, что в регион будут направлены самолёты королевских ВВС, которые будут патрулировать воздушное пространство над Чёрным морем с целью фиксировать попытки российских Вооружённых сил наносить удары по судам, перевозящим зерно с Украины и предупреждать об этом. Будут ли эти «наблюдатели» нести оружие, в том числе ядерное, и получат ли разрешение применять его в ходе подобного «сдерживания», пока не сообщалось.

Но, конечно, исполнение главной партии отведено Соединённым Штатам. Как известно, с 11 по 15 сентября US Navy проведут в Чёрном море и дельте Дуная многонациональные учения «Sea Breeze 23.3» в рамках НАТО с участием коллег из Румынии («страна-хозяйка»), Болгарии, Великобритании, Турции, Франции, а также Украины. К этому событию в Средиземное море подогнали авианосную ударную группу во главе с «потерявшимся» было в Баренцевом море авианосцем «Джеральд Форд», который, согласно ряду данных, «паркуется» сейчас у греческих берегов.

Высказываются предположения, что наличие такого военно-морского кулака Североатлантического альянса в акватории Чёрного моря позволит провести в украинские порты нужное количество транспортов с военной техникой и другими грузами, необходимыми для украинской армии, сведя к нулю угрозу их поражения Россией. Кроме функции прикрытия этих караванов, корабли НАТО, как предполагается, будут участвовать в расчистке акватории, в углублении фарватера Дуная, в восстановлении украинских портов, разрушенных российскими ударами, отработают высадку десанта и т.д.

Параллельно у берегов Латвии и Эстонии, а также на территории Молдавии и Армении будут проходить манёвры с участием сил НАТО. Спрашивается, если это не намеренная демонстрация силы, не освоение предстоящего театра военных действий и не проверка России «на слабó», то что это такое? И чем готова ответить на подобные, явно провокационные в текущих военно-политических условиях, действия наша страна?

Похоже, что судьба пресловутой «зерновой сделки» здесь — не более чем повод и прикрытие. Нам всё более явно угрожают неизбежной большой войной, причём ответственность за неё в любом случае постараются возложить на нас. Тем более, что любые уступки с российской стороны, скрытые и явные, воспринимаются исключительно как проявления слабости и ведут к ещё более наглым и масштабным провокациям. Нужно ли в такой ситуации «начинать всерьёз» и «бить первыми», а если всё-таки нужно, то когда, кого и куда, по каким «центрам принятия решений» бить?

От того, каким будет ответ на эти вопросы, зависит судьба не только нашей страны и нашего народа, но всего человечества. А цена ошибки здесь представляется гораздо более высокой, чем во времена Карибского кризиса 1962 года — речь идёт даже не о миллионах жителей беднейших стран Африки и Азии, которым грозит недоедание и голодная смерть (на самом деле нет, дефицит продовольствия в современном мире отсутствует, есть лишь проблемы с механизмами его распределения), а о сотнях миллионов и, возможно, миллиардах жертв глобальной войны с применением оружия массового поражения и обрушением всей мировой цивилизации. Даже если этого не хочет ни одна из сторон конфликта, лавина может стронуться уже от малейшего толчка, от падения на чашу весов одного-единственного зёрнышка…

Александр Маслов