В Йоханнесбурге (ЮАР) начался XV саммит БРИКС. Президент РФ Владимир Путин примет участие в нем в формате видеоконференции. На расширенную сессию приглашены около 50 лидеров государств и глав региональных мировых структур. Главным вопросом станет рассмотрение возможности дальнейшего расширения альянса. Основным драйвером этой истории является Китай, которые старается выстроить собственный полюс мира. Не зря там давеча было заявлено, что к 2040 году он собирается стать ведущей экономикой мира. Огромную роль КНР придает экспорту в другие страны своей системы управления, основанной на верховенстве партии в любой сфере деятельности и ее приоритетом над судебной и исполнительной властью. Против расширения выступает Индия, которая не хочет идти в кильватере Поднебесной и видит собственный путь развития, связанный с более тесной интеграцией с коллективным западом. Россия примет бремя председательства в БРИКС с 2024 года. Многое будет решено на неформальной встрече лидеров стран-участников. Итоговые договорённости зафиксируют в Йоханнесбургской декларации.

На саммите лично присутствуют Президент председатель Китая Си Цзиньпин,  премьер-министр Индии Нарендра Моди, Бразилии Лула да Силва и президент ЮАР Сирил Рамафоса. Президент России Владимир Путин будет общаться с коллегами по видеосвязи. Российскую делегацию в Йоханнесбурге возглавляет министр иностранных дел Сергей Лавров.

23 августа пройдут две сессии. Закрытая часть по протоколу продлится полтора часа. На ней Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и Россия в составе глав делегаций плюс 10 человек от каждой обсудят вопросы геополитики, безопасности, экономики и финансов. Шерпа ЮАР в БРИКС профессор Анил Суклал накануне встречи заявил: «Повестка дня здесь открытая — они смогут обменяться мнениями по любой теме, по какой посчитают необходимым». Однако для произвольной повестки времени крайне мало, так что, скорее всего многие решения были согласованы до саммита.

Интересно распределение приоритетов. Реальный лидер БРИКС – Китай – собирается делать акцент на системе глобального управления. Это подтвердили в релизе его МИДа: «Будучи важной платформой сотрудничества стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, БРИКС привержен защите мультилатерализма, активному продвижению реформы системы глобального управления, а также увеличению представленности стран с формирующимся рынком и развивающихся стран и усилению их права голоса». Видимо не зря на саммит получил приглашение генсек ООН Антониу Гуттериш, который пока безуспешно пытается расширить Совбез.

Основный приоритет для России, в котором она солидаризируется с КНР, это расширение организации. При этом почему-то не учитывается, что авторитет нашей страны и ее возможность влиять на решения группы снижается с увеличением круга причастных. Это математический закон, который можно трактовать как «среднюю температуру по палате». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков до отъезда на Байкал подтвердил эту информацию: «Мы считаем, что в той или иной форме расширение БРИКС будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению этой организации. В какой форме, в каком объеме — это как раз мы будем обсуждать в ходе предстоящего саммита». Заявки на вступление подали Алжир, Аргентина, , Бангладеш, Белоруссия, Венесуэла, Египет, Иран, Королевство Саудовская Аравия и Эфиопия. Желание присоединиться к союзу озвучили еще 18 стран. Это Бахрейн, Боливия, Вьетнам, Гвинея, Греция, Гондурас, Индонезия, Куба, Кувейт, Марокко, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Сирия, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Турция.

Второй российский приоритет Сергей Лавров обозначил в интервью  южноафриканскому журналу «Убунту»: «В числе безусловных приоритетов — укрепление потенциала Нового банка развития, пула условных валютных резервов БРИКС, совершенствование платежных механизмов, повышение роли национальных валют во взаимных расчетах». Не исключено, что речь будет идти о расчетах не через национальные валюты, так как этот механизм слишком сложен, а через CBDC – цифровые валюты центральных банков стран-участников. Тогда роль Нового банка развития будет состоять в управлении этим процессом. Но опять же, и эта идея реально инициирована Китаем. Она найдет продолжение на открытой части сессии тоже 23 августа. На ней будут присутствовать представители Делового совета, Женского делового альянса и Нового банка развития БРИКС, которые представят свои доклады.

Коллективный запад видит в расширении БРИКС основную проблему. Ее отразила в своей статье China urges Brics to become geopolitical rival to G7 / «Китай призывает БРИКС стать геополитическим соперником G7» The Financial Times. По мнению газеты, КНР толкает блок к тому, чтобы стать полноценным соперником G7, ведь лидеры БРИКС собираются обсудить крупнейшее расширение за более чем десятилетие. Неназванный китайский чиновник заявил испуганному изданию, что БРИКС расширится, чтобы на него приходилась такая же доля мирового ВВП, как и на G7: «Тогда голос Поднебесной станет еще сильнее». Отдельно в статье отмечаются противоречия по поводу методов расширения между Китаем и Индией.

Рупор группы Ротшильдов The Economist в редакционном материале The BRICS bloc is riven with tensions / «Блок БРИКС разрывается от напряженности» ищет слабости организации и на его посылах стоит остановиться подробнее. Основной: экономика неазиатских стран БРИКС в 2010-х годах находилась в стагнации. Дополнительный: аббревиатуру БРИК придумал Goldman Sachs, она появилась в статье об экономическом потенциале Бразилии, России, Индии и Китая. Тезис о стремлении встать на равных с G7 опровергается: «Некоторые аналитики опасались, что БРИКС может начать конкурировать с G7, но группа быстро потеряла импульс развития». Издание уточняет расклад сил в процессе создания «большого» БРИКС: «Усилия Китая по расширению блока выявляют его напряженность и противоречия. Вместе с ним идет ослабленная Россия, но Бразилия, Индия и Южная Африка настроены скептически». Аналитики Ротшильдов считают, что расширение блока позволит только «громче критиковать международный порядок, возглавляемый Западом», но сформулировать альтернативу ему будет гораздо труднее.

Отмечается и разноплановость задач, стоящих перед участниками группы:

  1. ЮАР хочет сохранить преференциальные торговые условия, основанные на прямых инвестициях, в отношениях с США, которые, по мнению некоторых в Конгрессе, должны быть отменены в свете смещения его правительства в сторону России.
  2. Бразилия понимает необходимость хороших отношений с Западом, который является его основным источником иностранных инвестиций и вооружений, но видит в площадке БРИКС возможность критиковать его гегемонию.
  3. Индия хочет диверсифицировать закупки вооружений и боеприпасов, смещаясь от России в сторону Америки и Франции. Она мечтает стать лидером глобального Юга, а для этого хороши все методы.

Идеи The Economist весьма спорны. Однако с одним из выводов нельзя не согласиться.

Саммит в Йоханнесбурге станет определяющим моментом для БРИКС. Решения по расширению покажут реальный масштаб влияния Китая. Если Китай и Россия со своими инициативами будут заблокированы, это подчеркнет глубокие разногласия в группе. Также знаковыми станут решения по деятельности Нового банка развития и его роли в дедолларизации отношений между союзниками.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»