ФОТО: ZAMIR USMANOV / GLОBALLООKPRЕSS

Крайне низкая отдача от инвестиций в современной российской экономике вызвана тем, что основная часть хозяйственных процессов в ней происходит на базе устаревших технологий, потенциал которых уже исчерпан. Сколь бы велик ни был приток инвестиций в развитие этих технологий, ни отдельные предприятия, ни страна в целом не получат от них адекватной отдачи.

Технологическая ловушка

Устаревшие технологии превращаются в «чёрную дыру», способную «проглотить» инвестиционные ресурсы любого объёма, но ожидать значимого эффекта от этих инвестиций неразумно, поскольку в рамках одной и той же технологической парадигмы действует закон убывающей отдачи: каждая следующая единица инвестиций (условно говоря, каждый следующий рубль или следующий миллион рублей) приносит более скудную отдачу, чем предыдущие инвестиции того же объёма.

Эта системная болезнь экономики называется технологической ловушкой. Она не составляет российской специфики, через подобную ситуацию время от времени проходят все страны мира, производство которых развивается на индустриальной основе.

Выход из этой грустной зависимости, преодоление феномена убывающей отдачи, лежит на путях технологического обновления производства, массового и радикального внедрения элементов новейших технологий. Внедрение новых технологий скачкообразно повышает среднюю норму прибыли в экономике, после чего вновь наступает относительно длительный период её постепенного снижения, период убывающей отдачи от инвестиций.

Для того чтобы обеспечить создание и внедрение более совершенных технологий, переход к новому технологическому облику производственных процессов, нужны инвестиции, причём не любые, а точечно направляемые в критически важные отрасли и хозяйственные процессы, допускающие быстрое перевооружение производства.

Либеральные экономисты (сейчас уже по большей части проживающие за рубежом) как бы не видят технологических причин сложившегося положения вещей. Они приписывают российской экономике феномен «перегрева», утверждая, что её ресурсные возможности полностью исчерпаны1, и на основании низкой рентабельности капитальных вложений в большинстве отраслей хозяйства утверждают, что инвестиции «этой стране» не нужны.

Миф о перегреве экономики

При этом Центробанк повышает ключевую ставку, мотивируя это необходимостью охладить совокупный спрос и тем самым не допустить высоких темпов инфляции. 15 августа 2023 г. ЦБ внепланово повысил ключевую ставку с 8,5% до 12%.

Но совокупный спрос и без того охлаждается массовым оттоком капитала из страны, организуемым в том числе при участии Центробанка. В связи с этим напомним, что введённая в феврале 2022 года обязательная репатриация значительной части валютной выручки от экспортных операций была смягчена уже в июне, а затем и вовсе отменена, хотя поначалу эта мера позволила быстро навести порядок в части притока капитала в страну.

Сейчас же массовая утечка капитала приводит к тому, что нетто-экспорт вообще перестал быть частью совокупного спроса российской экономики.

К тому же резервы роста российской экономики налицо. Даже с учётом возросшего коэффициента сменности оборудования в некоторых отраслях, незадействованные резервы производственных мощностей составляют порядка 30%. Что касается человеческих ресурсов, дефицитом которых постоянно пугают адепты миграционной интервенции, то здесь резервы достигают, по нашим оценкам, никак не менее 15-18% трудоспособного населения страны, и эти резервы легко высвобождаются, лишь только осуществляется технологическая модернизация в ключевых трудоёмких отраслях хозяйства (в агропромышленном комплексе, например), что позволяет избавиться от скрытой безработицы, в условиях которой работники формально считаются занятыми в производстве и получают доход от занятости, хотя для реализации хозяйственных процессов они не нужны.

При наличии столь объёмных и столь очевидных ресурсных резервов в российской экономике квалифицировать происходящее в ней как перегрев, на наш взгляд, непрофессионально.

Поэтому подъём ключевой ставки, ухудшая условия кредитования производственных процессов, затрудняет приток инвестиций в экономику и тем самым блокирует возможности экономического роста, к тому же провоцируя новые всплески инфляции, поскольку удорожание денег быстро сказывается на удорожании благ, создаваемых в данной хозяйственной системе, что вызывает инфляцию спроса и усугубляет дефицит ликвидности.

В связи с этим предложим краткосрочную регрессионную модель анализа и прогнозирования темпов инфляции в современной российской экономике, основанные на помесячных статистических наблюдениях курса рубля и ключевой ставки Центробанка.

Регрессионное уравнение, выражающее связь между помесячными значениями индекса потребительских цен в России и курсом рубля к валютам стран, выступающих важными торговыми партнёрами России, выглядит следующим образом:

CPI = 20,92 – 0,36*EUR + 0,3*CNY – 0,38*TRY – 0,57*BYN + 0,34*r.

Данная модель, откалиброванная на помесячных статистических данных с января 2017 г. по сентябрь 2022 г., имеет объясняющую способность (коэффициент детерминации) 89%, все её переменные значимы на уровне доверия 99%.

В данной модели участвуют переменные, выражающие курс рубля к евро, китайскому юаню, турецкой лире и белорусскому рублю. Наконец, r – это ключевая ставка, устанавливаемая Банком России.

Обратим внимание на то, что построенная модель свидетельствует о наличии положительной связи между уровнем ключевой ставки и темпом инфляции. Подъём ключевой ставки обычно анонсируется эмиссионным банком как антиинфляционная мера, поскольку ключевая ставка воздействует на спрос и, охлаждая его, помогает сдержать инфляцию спроса. Тем не менее в квазимонопольной экономике охлаждение совокупного спроса вовсе не означает снижение цен, поскольку фирмы-квазимонополисты отвечают на сжатие спроса не снижением цен, а сокращением объёмов производства. Но даже если предположить, что исследуемая макросистема сплошь состоит из совершенно конкурентных рынков (хотя подобное предположение было далеко от реальности даже во времена Карла Маркса), то и в этом случае между сжатием спроса и снижением темпов инфляции существует определённый временной лаг.

Безлаговые модели, построенные по помесячным данным, показывают, что подъём ключевой ставки повышает общий уровень цен в экономике в коротком горизонте. Этот факт связан с тем, что, поднимая ключевую ставку, эмиссионный банк затрудняет доступ к деньгам для частных агентов, а поскольку заёмные средства выступают ресурсом почти любого сколько-нибудь крупного хозяйственного проекта, то подъём ключевой ставки тем самым провоцирует инфляцию. Этот фактор действует с гораздо меньшими лагами, нежели вызванное подъёмом ключевой ставки охлаждение спроса, даже если допустить, что это охлаждение вообще как-либо отразится на общем уровне цен.

Некоторые «эксперты» упорно повторяют мантру о том, что подъём ключевой ставки позволяет обуздать или хотя бы сдержать инфляцию, но в современной российской экономике, как мы видим, это вовсе не так.

Как выглядит воронка отсталости

Классическая воронка отсталости, обеспечивающая периодически возникающие волны рецессии в экономике, выглядит так, как показано на рисунке 1. В основе её действия лежат два обстоятельства: дешевизна труда и низкая норма накопления. Остальные беды российской экономики легко вытекают из этих двух, и, не справившись с ними, о сколько-нибудь стабильном росте придётся забыть.

ВОРОНКА ОТСТАЛОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ2(РИС. 1).

Сейчас благодаря политике Центробанка к инфляции издержек прибавляется ещё и инфляция спроса, поскольку поднятие ключевой ставки означает, что деньги в экономике дорожают, т. е. ради обладания единицей денежной массы приходится поступиться более значительным объёмом других ресурсов, нежели в предшествующем временнóм периоде. Следом за деньгами дорожают и другие блага, поскольку инвестиции суть нулевой цикл любого хозяйственного процесса, т. е. обладание любым благом в дальнейшем требует от агентов всё более значительных усилий, чем прежде. Следовательно, в экономике такого рода дешевеет (по отношению к другим видам благ) только живой труд, и этот факт убивает экономическую систему, погружая её в рецессию и вызывая всё новые волны инфляции.

Следует согласиться с мнением Сергея Миронова о том, что крупнейшим иноагентом в России на сегодняшний день является Центробанк. Выступая важнейшим экспортёром капитала в стране и организуя его массовый отток, ЦБ РФ держит золотовалютные резервы в кредитных организациях враждебных России стран и принимает решения, направленные на ослабление рубля и стимулирование новых всплесков инфляции, блокирующих возможности экономического роста.

В связи с наличием воронки отсталости нельзя обойти вниманием и проблему слабо контролируемой «трудовой» иммиграции. Предъявляя спрос на резервные валюты и обеспечивая отток денежных средств из России, потоки мигрантов ослабляют рубль, а претендуя на многочисленные социальные выплаты, создают дополнительную нагрузку на бюджет, усугубляя его дефицит. В качестве примера заметим, что налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации от трудовых доходов, получаемых мигрантами, за последний год возросли на 2%, а объём получаемых ими адресных социальных выплат вырос на 17%.

Резервы устойчивости российской экономики

Для экономики России была построена система многофакторных неодновременных регрессионных уравнений, откалиброванных на основе погодовых данных:

  1. GDPdefl = —2,022 + 0,03*CPI – 0,101*D,     
  2. GDPdefl = 96,11 + 0,91*Dfa t-1 + 8,74*rAkt-1 + 0,81*BMt-1 – 4,4*10-6*Esmt-1,
  3. rAk = 17,198 + 0,081* GDPgrowth2 + 1.345*D,
  4. GDPgrowth = -269,05 + 462,017*GDPdefl – 194,81*GDPdefl 2 – 4,36*D,
  5. GDPdefl = 145,053 – 0,65*BM,                                             (5)
  6. Esm = 9537091,66 – 147037,16* GDPgrowth – 858108,02*D.

В этой системе уравнений присутствуют как линейные, так и нелинейные зависимости, причём некоторые из них включают лаговые переменные. В данной системе показана связь между погодовыми значениями индикаторов: дефлятор ВВП GDPdefl, индекс потребительских цен CPI, степень износа основных фондов Dfa, норма накопления rAk, широкая денежная масса в отношении к ВВП BM, объём госрасходов Esm, темп роста ВВП GDPgrowth. Также в ряде уравнений присутствуют дамми-переменные, обозначенные буквой D.

Полученные результаты показывают, что экономика России демонстрирует определённую устойчивость к воздействию внешних шоков благодаря наличию в ней встроенных стабилизаторов, отрицательных обратных связей. В частности, уравнение (5) показывает, что значения дефлятора ВВП и объёма широкой денежной массы в пропорции к ВВП связаны обратной линейной связью. Этот факт согласуется с выводами о том, что российская экономика недомонетизирована, и в ней существуют очевидные резервы для неинфляционного наращивания объёма денежной массы.

В то же время, согласно уравнению (2), нарастание объёма широкой денежной массы с лагом в год провоцирует приращение дефлятора. Таким образом, взаимосвязь между объёмом широкой денежной массы в отношении к объёму ВВП и дефлятором ВВП напоминает классическую схему моделей типа «хищник – жертва».

В построенной системе уравнений можно проследить и наличие других обратных связей, причём некоторая их часть подчиняется режиму переключения и может быть как положительной, так и отрицательной – в зависимости от конкретного состояния экономической конъюнктуры. Режимы переключения в данной системе уравнений обеспечиваются наличием квадратичных трендов, содержащих поворотные точки, меняющие характер связи между переменными.

Наличие устойчивых отрицательных обратных связей такого рода делает макросистему более упругой и позволяет ей успешно отторгать и блокировать некоторые неблагоприятные воздействия, вытекающие из наличия внешних угроз. Именно поэтому в России никогда не наблюдались жёсткие рецессии, предрекаемые западными экономистами, и даже во время масштабного и длительного кризиса 1990-х годов норма безработицы никогда не составляла 25-30%, как прогнозировали многие западные эксперты. Выявление механизмов этой упругости, успешной сопротивляемости негативным внешним воздействиям, составляет самостоятельную исследовательскую задачу, и инструментарий регрессионного моделирования и прогнозирования способен предложить разумные ответы по данной группе вопросов.

Обращает на себя внимание позиция, высказанная весной нынешнего года известным французским экономистом Жаком Сапиром, который полагает, что экономика России должна быть кратно больше, чем об этом повествует официальная статистика Мирового банка, и составляет не 1,78% от объёма мирового ВВП, а порядка 5-6%, и именно в этом заключается основной секрет её устойчивости к внешним шокам3. Согласно расчётам Жака Сапира, экономика России является третьей в мире после Китая и США и уже сегодня опережает по объёму ВВП Индию, Германию, Францию, Японию и ряд других развитых стран.

Отчасти правильность вывода Жака Сапира вытекает из наличия довольно значительного объёма теневой (ненаблюдаемой) экономики, которая не просто вносит вклад в ВВП, но и порождает мультипликативные эффекты. Но в гораздо большей степени недооценка объёма ВВП России связана с недооценкой национальной валюты. Иными словами, вклад богатых и развитых стран в мировой ВВП кажется нам сильно преувеличенным не потому, что они выпускают больше благ, а потому, что эти блага там дороже. Согласно некоторым расчётам, в России на 1 рубль затрат создаётся столько же материальных благ, сколько в США на 7–10 долларов затрат.

Общий вывод таков, что российская экономика на самом деле сильнее, чем кажется. Об этом сегодня говорят многие западные аналитики, недоумевающие, почему экономика России, многократно «похороненная» прогнозами западных экспертов, не просто устояла, а развивается в нужном для страны направлении и решает довольно непростые задачи в сжатых по времени условиях. Разумеется, этот факт не отменяет необходимости проведения разумной, сбалансированной макроэкономической политики, в первую очередь – институциональной и монетарной политики.

Что делать

В экономике, как и в медицине, неправильно поставленный диагноз влечёт за собой неправильные методы лечения, которые лишь усугубляют болезнь. В настоящий момент следует констатировать наличие системной болезни российской экономики, а именно – технологической ловушки. Эта болезнь развивается достаточно долго и рискует приобрести хронический характер, если не принять немедленных мер по исцелению. Необходимо действовать быстро ввиду чрезвычайного характера процессов, происходящих в экономике страны.

Обозначим направления, по которым нужно работать в первую очередь.

  1. Обеспечить немедленное решение кадровых вопросов, направленных на отстранение всех должностных лиц, работающих на упадок российской экономики, от процессов принятия решений.
  2. Опустить ключевую ставку Центробанка до 7,5–8,0%.
  3. Ввести обязательную продажу валютной выручки для резидентов РФ в объёме не менее 80%.
  4. Обеспечить безналичную эмиссию денег под долгосрочное кредитование проектов развития (транспортная инфраструктура, промышленное строительство, станкостроение, авиакосмическая промышленность, нефтехимическая и фармацевтическая промышленность) на фидуциарной, целевой основе.
  5. Сформировать в Российской Федерации систему финансово-банковских институтов, способных обеспечить решение текущих задач, стоящих перед развитием экономики страны, не полагаясь на возможности интеграционных объединений (БРИКС и тем более ЕАЭС), поскольку формируемые этими объединениями институты при определённых условиях присоединяются к санкционным ограничениям, вводимым недружественными странами против России.
  6. Установить максимально жёсткие правила пребывания нерезидентов на территории Российской Федерации, обеспечить перенаправление потоков трудовой миграции исключительно в отрасли, нуждающиеся в краткосрочном притоке кадров, преимущественно вахтовым методом, исключая предоставление мигрантам гражданства РФ. Лишить гражданства и депортировать из России всех мигрантов, совершивших правонарушения любой степени тяжести (включая лиц, которым было предоставлено гражданство с нарушением действующего законодательства), с пожизненным запретом на въезд в Российскую Федерацию, реализуемым путём внесения их биометрических данных в соответствующую базу. Обеспечить (в соответствии с законодательством РФ) судебное преследование должностных лиц и работодателей, виновных в правонарушениях, связанных с иммиграцией и предоставлением гражданства РФ.

Список источников

1Жизнь взаймы. Как перегрелась российская экономика и чем это грозит // NUR.KZ [Электронный ресурс, 08.08.2023]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZNHKoql33BP55hHi?encoded_pulse_user_info=PDubqO-mOXxJtkXI01sTPDSj4o_Q7q8ajWIqVL5OKPXKtXjqwwubLYQ9uqJHRpSNnu6u6WiAaaTXMl_h8g6euw:1691563565003&from_site=mail.

2Нижегородцев Р.М., Горидько Н.П., Иванов Е.Ю., Тренев Н.Н., Скачкова М.А. Горизонты экономического роста: факторы, риски, институты: Научная монография / Под ред. Р.М. Нижегородцева. М.: НИПКЦ «Восход-А», 2022. – 184 с.

3Кочетов Алексей (блог). Западные эксперты пришли к выводу, что экономика России должна быть в 3-5 раз больше, чем об этом заявляют… [Электронный ресурс, 27.05.2023]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZG4spOPg13Hyab99?from_site=mail. 


Нижегородцев Роберт Михайлович – доктор экономических наук, зав. лабораторией Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.

Горидько Нина Павловна – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.

РОБЕРТ НИЖЕГОРОДЦЕВ, НИНА ГОРИДЬКО