ФОТО: TUPUNGATO/ PHANTOM /SHUTTERSTOCK

Танки «Леопард-2» и БМП «Брэдли» отчаянно пытаются прорвать русскую оборону на Запорожском направлении. ВСУ кидают в горнило «контрнаступа» всё новую и новую технику, которая ездит… на русском топливе. Вернее, на топливе, которое произведено из русской нефти. Выходит, мы своими же руками заливаем горючее в американскую и немецкую технику, поставленную, чтобы убивать наших солдат? Как так вышло?

Круговорот нефти на рынке. Конечная цель – хранилища ВСУ

Повод для недоумения отечественной аудитории дало немецкое деловое издание Handelsblatt, выпустившее статью под заголовком «Почему украинские танки ездят на русской нефти».

Это парадокс войны: танки с Украины всё чаще ездят на нефти, которая поступает из России. Украина импортирует всё больше дизельного топлива из Венгрии и Турции. По данным украинского таможенного управления, обе страны перерабатывают нефть из России на своих нефтеперерабатывающих заводах в больших объёмах,

– отмечает автор германского издания.

ПЕРЕВОД: «ПОЧЕМУ УКРАИНСКИЕ ТАНКИ ЕЗДЯТ НА РУССКОЙ НЕФТИ. УКРАИНА ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИТ ОТ ИМПОРТА ТОПЛИВА. НЕФТЬ С ВРАЖЕСКОЙ ЗЕМЛИ, ПО-ВИДИМОМУ, ТАКЖЕ ПОСТУПАЕТ В ТАНКИ КИЕВА ЧЕРЕЗ ДВУХ ПОСТАВЩИКОВ». СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА HANDELSBLATT.COM

В статье указывается, что танки можно заправлять разными нефтепродуктами. Боевые машины, как правило, неприхотливы и очень терпимы к различному топливу. В то же время, невзирая на наши ракетные удары, положение в украинской энергетике далеко от катастрофического.

На сегодняшний день продолжаются поставки нефти по южной ветке «Дружбы». Маршрут Белоруссия – Украина – Словакия – Чехия – Венгрия. Во всех последних трёх упомянутых странах есть нефтеперерабатывающие заводы. Как отследить нефтепродукты, которые получаются из этой нефти? На мой взгляд, никак. Пока эти поставки будут осуществляться, мы и будем в такой ситуации. Подавать это как сенсацию – дело хозяйское,

– заявил в комментарии «Первому русскому» главный редактор журнала «Геоэнергетика.инфо» Борис Марцинкевич.

Просто прекратить поставки чёрного золота в европейском направлении для нас пока проблематично. Во-первых, объёмы туда идут значительные, объясняет эксперт (речь о сотнях тысяч тонн). Во-вторых, с точки зрения логистики, это наиболее дешёвый вариант транспортировки. То, что мы сумели перенаправить основные потоки в Индию, Китай и Турцию, уже хорошо. Заместить всё – для этого надо иметь собственный флот. Флота нет, мы пользуемся фрахтом.

Не так всё просто. Доходы бюджету нужны, а бюджет свёрстан так, как свёрстан. Так что, извините за цинизм, но мы находимся в безвыходной ситуации. Перенаправить новым покупателям и эти поставки – для этого потребуется какое-то время. Такое глобальное изменение логистики с Европы на дальние рейсы, на других судах, переход на «серый» флот, переход на страховки, не контролируемые Англией, имею в виду Lloyd и все его дочерние и внучатые компании, – это вообще, на мой взгляд, был трудовой подвиг,

– говорит специалист.

Как русская нефть попадает на Украину? Всё просто: бизнес

Надо также понимать: нефть ведь поставляют Украине не Венгрия и Турция как государства, а компании, руководствующиеся своими коммерческими интересами. Нефтеперерабатывающий завод в Словакии, а он всего один, принадлежит венгерской компании MOL. Но кто говорит, что эти поставки должны напрямую идти от MOL? Ровно так же, как в России, выставляют товар на биржу: кто купил, куда дальше пошло – кому какое дело? Бешеное количество посредников для нефтяного рынка – вполне традиционная составляющая, указывает Борис Марцинкевич.

Возникает, конечно, соблазн каким-то образом отследить, куда идёт наша нефть. Как китайцы обязывают зоопарки по всему миру возвращать детёнышей панд на историческую родину для сохранения популяции. Но, увы, у нас не тот случай, сетует эксперт. Это ещё можно провернуть с урановым топливом, а здесь-то – при таком обилии поставщиков и производителей – кто может что разобрать? Неясно, и кто конкретно поставляет нефть в западном направлении.

Поставляют русскую нефть на Запад в основном государственные компании. С кем подписываются договоры в России – предмет коммерческой тайны. А с учётом того, что наше Минэнерго запретило публиковать информацию, касающуюся нефтедобычи, экспорта нефти и нефтепродуктов, у нас полный туман,

– говорит главный редактор журнала «Геоэнергетика.инфо».

Если говорить о двух нефтеперерабатывающих заводах в Чехии, то они принадлежат польской государственной компании PKN Orlen. Труба всё та же, а уж как там Orlen поступает, это её дело. Нефть и нефтепродукты перепродают все. Мы с марта 2023 года, например, поставляем дизельное топливо не куда-нибудь, а в Саудовскую Аравию, напоминает Марцинкевич:

Логика у всех игроков нефтяного рынка одна: европеец не мамонт, европеец не вымрет. Зачем Саудовская Аравия это делает? В Европу она поставляет исключительно саудовское дизтопливо.А как Аравия решает вопрос с дизтопливом на внутреннем рынке – следите за руками. Как хочет, так и решает: «Вы не хотели видеть моторное топливо из России – вы его и не видите. Мы в ваших санкциях не участвуем, можете проверять. Это действительно наше дизельное топливо».

Ждать ли позитивных изменений?

На ситуацию можно смотреть двояко. С одной стороны, да, «Леопарды» атакуют Запорожский фронт на нашем топливе. И стреляют по русским солдатам. С другой же, полученные за счёт продажи нефти доходы идут на «Калибры» и «Кинжалы», которые затем уничтожают важнейшие стратегические объекты Украины.

Нефтепродукты каких-то там признаков происхождения не имеют. Венгерская MOL переработала нефть в Словакии, что-то там по обмену поставила в Чехию на производство Orlen, всё это в какую-то кучу замешалось, в результате какую-то партию кто-то подешевле перехватил и на Украину продал. Все вопросы – к бешеному капитализму. Бешеное количество посредников никто не отменял,

– разъясняет парадоксы сложившейся ситуации Борис Марцинкевич.

Что сделала Россия, так это обрубила все прямые поставки нефтепродуктов на Украину, которые были до начала спецоперации, а также побудила союзную Белоруссию также прекратить поставки горючего для Незалежной. Кроме того, большим прогрессом является нанесение ударов по портовой инфраструктуре Украины. Значительная часть поставок, а это отмечает и Handelsblatt, идёт из Румынии. Зерновая сделка прикрывала морские поставки топлива. Теперь (после ударов по Одессе, Затоке и порту Рени, от которого до румынской границы всего 500 метров) этот краник прикроют.

Проблема не в нефти. Нужен жёсткий контроль

Нефтяной кейс, тем не менее, важен, и ход СВО, а также жесточайшей санкционной войны должен подвигнуть государство к ещё более решительным шагам по установлению контроля над энергетическим сектором. Любая нефтяная поставка должна строго фиксироваться и регулироваться в интересах страны. Происходит ли это сейчас? Не вполне ясно. До сих пор существует довольно весомый частный сектор в нефтянке, ведущий себя, как ему заблагорассудится. Характерный пример – ПАО «Лукойл».

В начале специальной военной операции совет директоров компании выпустил обращение с призывом к мирным переговорам и укреплению «международных отношений» (сиречь укреплению связей с западным блоком, переводя с либерального жаргона). В отличие от многих других фирм, выпускавших аналогичные заявления, «Лукойл» до сих пор не потёр этот документ со своего сайта, что говорит о многом.

До начала украинских событий компания проводила очень активную политику на европейском рынке. Сейчас у детища Вагита Аликперова возникли трудности из-за санкций, но даже невзирая на это, фирма продолжает активно сотрудничать с европейскими партнёрами. Например, с румынами по переработке нефти.

Куда идёт чёрное золото после нефтепереработки на румынских мощностях? Опять же – коммерческая тайна. Как бы. Может, в Россию. А может, в Словакию. Или на Украину. Гадать не станем, просто зафиксируем. Равно как зафиксируем и то, что один из основных акционеров «Лукойла» Леонид Федун – гражданин Кипра, если верить сообщениям СМИ. А его семья давно укоренилась в Лондоне, о чём Царьград рассказывал в своём расследовании.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА NEFTEGAZ.RU

Что с того?

Россия в ходе СВО и глобального геополитического противостояния должна одновременно вести прагматичную игру и в то же время не изменять принципам. Задача очень сложная, но выполнимая. Поставлять нефть в Европу   в общем и целом неправильно, полагают эксперты, в среднесрочной перспективе следует перенаправить потоки в дружественные страны. Этим нужно заниматься, но пока есть возможность получать прибыль для финансирования нашей армии, следует пользоваться подобной беспринципностью Евросоюза. Они ведь хотят нас задушить санкциями, а мы выискиваем лазейки, чтобы пополнять бюджет.

А вот чего точно не нужно делать, так это позволять зарабатывать деньги откровенным врагам России внутри нашей страны безо всякого на то профита для нас. Чехи, словаки, венгры за нефть платят деньги, которые мы направляем на производство ракет. А что даёт нам водочный бизнес украинских предпринимателей в России, кроме вывода прибылей? Какой прибыток стране от работающих на нашу аудиторию интернет-магазинов Александра Невзорова* и компаний Ильи Варламова*?

Никакого. Здесь никакого прагматизма быть не может. Тут могут быть только строжайшие репрессивные меры. И – да, про реакцию крупных компаний на 24 февраля 2022 года также забывать не следует. Нефтяных гигантов это тоже касается.

*Невзоров и Варламов внесены Минюстом России в единый реестр иностранных агентов.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»