ФОТО: NICOLAS MAETERLINCK/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции по итогам саммита НАТО в Вильнюсе заявил, что Владимир Путин в августе приедет к нему обсудить вопросы в формате тет-а-тет. Поговорить действительно есть о чём. Например, спросить, зачем он вернул Зеленскому нацистов, которые после обмена под «честное эрдогановское» были ему переданы с условием, что до окончания СВО будут сидеть в Турции? Обманул, выходит. Впрочем, не в первый раз и, видимо, не в последний. Так о чём с Эрдоганом вообще можно говорить, а тем более договариваться?!

На последний финт турка Россия снова дипломатично ответила, мол, мы понимаем, что на Анкару оказывают давление её союзники по НАТО. Только раньше Эрдоган такое давление запросто выдерживал, а нынче взял вдруг и поддался. Шайтан попутал?

Скорее сила привычки, ибо президент Турции в политике ведёт себя как балованный ребёнок, грозящий каждый раз устроить истерику, если ему не купят новую игрушку. Но даже если её и купят, он всё равно будет вопить, но уже по поводу другой игрушки. Так о чём с ним договариваться?

На этот вопрос Царьграду ответила востоковед Каринэ Геворгян:

Не факт, что Путин поедет. Времени до визита ещё много, а события развиваются стремительно, произойти может всё. Непонятно, что с зерновой сделкой. С АЭС «Аккую» тоже непонятно: строим её мы и за свои деньги, а контроль будут осуществлять французы. Да и насчёт «Великого Турана» – главной геополитической цели Эрдогана – заблуждаться не надо, проект будет продолжен. Тем более что к нему турок будут подталкивать на Западе, чтобы сделать из Турции нашего открытого врага и даже устроить нам «второй фронт» на юге.

А ещё помните про выданный Международным уголовным судом 17 марта 2023 года ордер на арест нашего президента? Про убитого в Турции посла Андрея Карлова мы тоже не забыли. А тут ещё весть про строительство в Незалежной завода по производству ударных беспилотников Bayraktar. Так стоит ли ехать?

Об этом «Первый русский» поговорил с секретарём Союза журналистов России политологом-международником Тимуром Шафиром.

– Поедет ли Путин в Турцию и насколько это вообще безопасно сегодня?

– Точной даты нет, а до этого момента много чего может произойти. Насчёт физической безопасности, думаю, опасаться не надо – ФСО её гарантирует. А вот насчёт безопасности для интересов страны и целесообразности самого визита есть некоторые сомнения.

– Целесообразно ли тогда сегодня российско-турецкое сотрудничество в принципе?

– Разделим вопрос надвое. Понятно, что теперь, когда с Запада нас обложили, любые каналы для параллельного импорта и вывоза нашей продукции ценны. И на первом этапе сотрудничество с Турцией при всей «многовекторности» Эрдогана было оправданно. Но это было при прошлом правительстве.

Нынешнее же правительство, пришедшее после землетрясения и при просевшей экономике – это нечто принципиально иное. Есть серьёзные основания подозревать, что вошедшие в него «западники» готовят турецкую экономику к глобальной распродаже.

– То есть нынешнее правительство Эрдогана – это своего рода «турецкие гайдаровцы»?

– Вот именно. Возьмём министра финансов Мехмета Шемшега. Он много лет работал в Лондоне и Нью-Йорке, все его завязки – на западные финансовые структуры. Главой турецкого Центробанка назначена Хафизе Эркан (первая женщина в Турции на этой должности), работавшая в американском инвестиционном банке Goldman Sachs – одном из столпов Федеральной резервной системы. И первым решением её был подъём процентной ставки. То есть то, против чего Эрдоган выступал все свои президентские сроки. За одно подобное предложение он директоров ЦБ увольнял сразу. Но тут молчит.

Это говорит о том, что турецкие «неогайдаровцы» сильны как никогда. Это совсем другое правительство, чем то, с которым мы привыкли иметь дело.

– А как же имперский проект «Великий Туран», которым одержим Эрдоган?

– Да, подгрести все тюркоговорящие регионы мира под свой «Великий Туран» и восстановить неоосманскую империю – основа политической программы Эрдогана аж с 2014 года. Именно за счёт этого он планировал ввести Турцию в десятку ведущих экономик мира. Но, видимо, Анкара на этом и надорвалась. Впрочем, сие не значит, что «надорвался» и сам великотуранский проект. Напротив, чтобы спасти его, Эрдоган может начать действовать непредсказуемо. И к этому надо быть готовыми…

ФОТО: XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Флот Турции будет охранять зерно?

Да что там «может начать»? Уже начал! Встречаясь недавно с Владимиром Зеленским, он чуть не облизал его с ног до головы, не забывая плевать в Россию и выдавать антироссийские пассажи, которых бы не постыдились самые оголтелые русофобы в Европе.

А ещё Эрдоган требует продления (причём на целых два года!) пролоббированной им некогда зерновой сделки. Тогда Турция так и будет получать от Украины 25-процентную скидку на зерно и спекулировать им по всей Европе. Президент Украины, кстати, предложил ему вообще игнорировать согласие России по зерновой сделке и попросту вывозить зерно, сопровождая сухогрузы военными кораблями турецкого флота.

Турция всё же – страна НАТО, и нападать на её суда чревато военным конфликтом. Не исключено, что кивавший на эти слова Эрдоган может так поступить, а с Путиным хочет говорить именно об этом.

А нам оно надо? И надо ли Верховному главнокомандующему выезжать из России во время СВО в страну НАТО? Ибо уповать на соблюдение Западом каких-либо норм международного права как минимум наивно. А уж на соблюдение их Эрдоганом – тем паче.

Что с того?

Договариваться с Турцией, кроме очередных наших уступок в обмен на их обещания, тоже особо не о чем. Ругать их за очередную подлость – времени жаль. Впрочем, срок на принятие взвешенного решения ещё не истёк. Когда восточный мудрец Ходжа Насреддин за большие деньги взялся по приказу падишаха обучить ишака грамотности за 20 лет, то объяснил это так:

За это время либо ишак помрёт, либо падишах, либо я.

Лично мы помирать не собираемся, а вот насчёт остальных зарекаться не будем.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ