Ввиду того что лидирующие западные бренды на фоне введения санкций приняли решение покинуть российский рынок, представители бизнеса получили существенный удар по своей деятельности. Для многих это означало бы крах, полное прекращение существования, что в свою очередь не выгодно и государству с экономической точки зрения. Ввиду этого весной правительством страны было принято решение о разрешении параллельного импорта некоторых товарных категорий. Но это тут же вызвало и ряд вопросов, касающихся защиты прав, на которые, согласно закону, имеют потребители, ведь если речь идёт о ввозе для последующей реализации оригинальных товаров без получения на это согласия правообладателя, то соответственно, его гарантий на качество и безупречную функциональность товара попросту нет.

На потребительском рынке просматриваются серьёзные опасения, в восприятии многих – это стало ассоциироваться с контрабандой и контрафактом, при покупке товаров покупатель подвержен сотням рисков. Как тогда добиться баланса и защитить обе стороны — и дистрибьютора, продавца, и потребителя?

В чём суть и основной принцип параллельного импорта?

Под понятием параллельного импорта понимается ввоз в страну оригинальных и качественных товаров известного бренда, но только не купленного непосредственно у производителя, а приобретённого у «перекупщика», который права такой покупки не лишён. Затем всё это ввозится в страну и выставляется на продажу.

Не стоит путать параллельный импорт с контрабандой, которая представляет собой тайный провоз через границу товара с целью не платить пошлину, или с контрафактом, который представляет собой подделку какого-либо брендового изделия с целью продать ее под оригинальными названиями. Когда речь идет о параллельном импорте, то тут всё декларируется при ввозе, официально уплачивается таможенный сбор, а сама продукция бренда настоящая, т.е. имеющая сертификат производителя, подтверждающий ее качество и безопасность.

Как обеспечиваются потребительские права в данном случае?

При поступлении параллельного импорта на реализацию, вступают в силу все права, которые дает потребителям закон, а предприниматель должен побеспокоиться о соблюдении собственных обязанностей.

Например, не планируемая производителем к ввозу в Россию техника, может оказаться с инструкцией по эксплуатации на иностранном языке. Пользователь не может разобраться с нюансами и не получает в полном объеме информацию о купленном товаре, тогда как законодательство РФ наделило потребителя правом получения ее. Продавец обязан позаботиться об этом (предоставить перевод, провести консультации), в противном случае покупатель вправе вернуть покупку и потребовать деньги назад.

Не отменяется и возложенная на продавца обязанность отвечать наравне с производителем за недостатки товара. То есть при обнаружении брака и проблем с работой, покупатель также передает всё продавцу, который обязан провести ремонт, сделать замену или вернуть деньги, если не докажет, что его вины (как и производителя) здесь нет.

Это лишь часть примеров из множества ситуаций с разными нюансами. Сегодня для представителей бизнеса некоторые сайты (такие, как https://www.glubokovskikh.ru/) предлагают консультационную поддержку по специфическим и особенным вопросам, грамотные ответы на которые помогут удержать бизнес на плаву.