ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Случилось то, на что православный люд уже перестал надеяться. Знаменитая икона Андрея Рублёва на праздник Святой Троицы 4 июня будет перевезена из Третьяковской галереи в храм Христа Спасителя. А после этого займёт историческое место в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Узнав об этом, либеральная общественность в лице директора Пушкинского музея Елизаветы Лихачёвой расчехлила рупор. Но аргументы там не главное. Об истинной цели нападок на решение о возвращении реликвии Русской Православной Церкви читайте в материале Царьграда.

«Троица» – одна из самых известных русских икон и самое знаменитое из произведений Рублёва. В основе сюжета – библейская история о том, как праотец Авраам принимал в своём доме трёх странников, в виде которых к нему явился Сам Бог – Святая Троица.

Постановлением Стоглавого собора в 1551 году «Троицу» предписывалось принимать за образец икон такого типа всем иконописцам. Во времена Ивана Грозного святыня занимала главное место (справа от царских врат) в ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. И до 1929 года находилась там, затем была перевезена в собрание Государственной Третьяковской галереи. И теперь возвращается домой.

Это грандиозное событие стало результатом договорённости президента Путина с Патриархом Кириллом, который сказал:

Церковь могла только мечтать о том, чтобы народ наш мог молиться перед этой святыней, испрашивая благословение Божие и на страну, и на Церковь.

По сообщению министерства культуры, икона, «являющаяся частью государственного музейного фонда России, будет передана Русской Православной Церкви на долгосрочное ответственное хранение». Речь идёт не об аренде: икона возвращена Церкви и отныне является доступной для поклонения православной святыней.

А «Баба-яга» против!

Наивно, однако, было полагать, что либеральная часть общества, для которой любой шаг к духовности Руси – как нож острый, не попыталась бы как-то этому помешать. В роли рупора и тарана этих сил выступила ставшая в марте этого года директором Пушкинского музея Елизавета Лихачёва. По убеждениям – либералка, обожающая поругать Сталина, при этом путает Бурятию с Башкирией, а вообще, искусствоведение – это её вторая специальность. Первое высшее образование Лихачёва получила на юрфаке института МВД.

Ряд коллег к профессиональному уровню этой дамы относятся весьма критически. Например, они подали петицию против её назначения на должность директора Пушкинского музея, указывая на то, что:

Лихачёва получила высшее образование в 2014 году, не имеет учёной степени, научного опыта и веса, не обладает опытом руководящей работы и ведения административно-хозяйственной деятельности.

Оставим искусствоведческие разборки искусствоведам. Для нас куда более важно то, чем она аргументирует якобы невозможность передачи «Троицы» Церкви. Вот эти возражения:

Эта икона никогда не была представлена как чудотворная. «Троица» – это главный русский вклад в христианскую иконографию, (основное в ней) – не религиозное значение, а значение искусствоведческое.

Нормально?! Это примерно как заявить мусульманам, что святой для них камень Кааба, имеющий, согласно ряду версий, неземное происхождение (метеорит), имеет не религиозное, а научное значение, и должен находиться в музее. Вот только страшно подумать, как на подобное «научное» предложение отреагировали бы миллионы мусульман во всём мире. А про православную святыню – пожалуйста, высказывайся сколько хочешь!

С подобным подходом категорически не согласен председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Калинин. В эксклюзивном комментарии для «Первого русского» он заявил следующее:

Написанная святым Андреем Рублёвым по благословению святого Сергия Радонежского икона «Троица»– одна из величайших религиозных святынь русского народа. То, что она является и шедевром изобразительного искусства, только дополняет её духовную ценность, но не заменяет её. Поэтому любые подобные заявления говорят о том, что сделавшие их люди не являются экспертами ни в религиозных вопросах, ни по своей специальности.

Реклама Третьяковке важнее храма?

Не преминул вставить свои пять копеек лишённый сана и обиженный на весь мир Андрей Кураев. В своём блоге он написал, мол, раньше бывшие школьники видели в учебниках гениальную «Троицу», а потом бежали в музей:

Это был миссионерский форпост Русского Православия. Теперь его не будет. Вместо миллионов посетителей Третьяковки его увидят лишь десятки тысяч в лавре. Точнее – не увидят. В храме будет постоянный сумрак, и икону нельзя будет разглядеть так, как в музее.

А может быть, наоборот, миллионы людей поедут в лавру, чтобы увидеть святыню, и к тому же узнают, вернее, даже увидят, что такое Православие. Так оно и будет!

ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЁВА «ТРОИЦА». ФОТО: ALEXEYART1/SHUTTERSTОСK.СОM

Специальная капсула

Есть, однако, у Лихачёвой и ещё один «убойный» аргумент: икону перевозить нельзя, потому что она старая и может просто развалиться:

Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой.

Все эти заявления начали транслировать информагентства, а следом и либеральные паблики в надежде на то, что если вой не поднимется, так хоть лишний раз «серых церковников» попинают.

По поводу «может развалиться» протоиерей Михаил Калинин пояснил:

Разумеется, состояние иконы непростое, но отнюдь не критическое. Её сначала обследуют, проведут необходимые реставрационные мероприятия, потом подготовят специальную капсулу, заполненную инертным газом, в которой она и будет пребывать и при транспортировке, и в дальнейшем.

Высказалась против и Софья Багдасарова, автор художественного альбома «Омерзительное искусство» с сюжетом про зоофилию на обложке (в книжных магазинах продаётся со скидкой). В своём блоге она выдала пост под названием «Она умрёт»:

Представьте себе больного, которого перемещают из больницы в храм, пускай даже со всем оборудованием и специалистами. Краска отвалится; деревянный щит, сбитый из нескольких дощечек, пойдёт ходуном.

Да, для любой картины в подобном состоянии транспортировка нежелательна. Поэтому очень хорошо, что икона обретёт наконец своё законное и постоянное место в Троице-Сергиевой лавре, где и останется под присмотром высокопрофессиональных реставраторов, имеющих всё необходимое оборудование.

Препятствовать под надуманными предлогами решению президента о возвращении «Троицы» – значит, разжигать страсти. Что, особенно в нынешней обстановке, совершенно недопустимо,

– считает протоиерей Михаил Калинин.

Вот цель, ради которой и начиналась эта кампания! Не нужна им, либералам, никакая икона. Им нужен крик, скандал и раскол в обществе. Так что будьте осторожны, поглощая мнения некоторых искусствоведов. Можете отравиться вирусом либерализма.

Что с того?

В отличие от нынешних абсолютно секулярных по мышлению «искусствоведов», по непонятной причине не ведающих, что cultura переводится не только как «возделывание», но и как «почитание», посему латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными, понять суть культуры вне духовности, отражением которой является религия, невозможно. Как и разделить два этих понятия. Значит, место знаменитой иконе, конечно же, в храме лавры, что станет ещё одним шагом к преодолению наследства недоброй памяти государственного атеизма – будь он хоть коммунистический, хоть либеральный.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ