ФОТО: LI GANG/GLOBALLООKPRESS

Китай и Россия вместе будут противостоять гегемонии США. Таков результат переговоров Сергея Лаврова и министра иностранных дел Китая Цинь Гана. Американцы ищут способ разрушить этот союз.

Американский страх

Вот вам две новости дня – и попробуйте сказать, что не видите между ними ничего общего, я вам не поверю.

Первая новость. Китай будет содействовать продвижению мирных переговоров по украинскому кризису, заявил министр иностранных дел КНР Цинь Ган на встрече со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Встреча случилась в индийском штате Гоа. Товарищ Цинь развил свою мысль таким образом:

Китай будет настойчиво содействовать продвижению мирных переговоров. Мы готовы путём контактов и координации с Россией внести реальный вклад в политическое урегулирование украинского кризиса.

ТАСС со ссылкой на МИД России добавляет: «КНР будет стремиться на практике реализовать важный консенсус, достигнутый между Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным.»

МИД России также сообщает, что Китай вместе с Россией намерен активно сотрудничать на таких площадках, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), «Большая двадцатка» и ООН.

Но даже и не это самое важное, а то, что министры иностранных дел великих держав считают:

Наши страны должны противостоять всем формам гегемонии, защищать общие интересы стран с формирующимися рынками и развивающихся государств, отстаивать равноправие и справедливость в мире.

Вторая новость. Директор Службы оборонной разведки США Скотт Берриер на слушаниях в конгрессе заявил:

Кремль – не единственная угроза мирному сосуществованию. Помимо России, такие государства, как Китай, Северная Корея и Иран, тоже хотели бы изменить “международный порядок, основанный на правилах”.

Заявление американского главшпиона выглядит резким ответом на результаты переговоров Лаврова и Циня, хотя на самом деле, по-видимому, американец выступал несколько раньше. Впрочем, у него и без встречи глав МИД великих держав в Гоа были основания для таких заявлений: как было сказано выше, из-за «важного консенсуса» во взглядах на политику Владимира Путина и Си Цзиньпина.

Американские уговоры

Надо сказать, что сотрудничество России и Китая настолько пугает Запад, что там делают всё, чтобы доказать городу и миру: на самом деле этого союза нет. Именно этим объясняются назойливые информационные атаки. Поводом для одной из них в эти дни было проходное голосование в ООН за резолюцию о сотрудничестве с Советом Европы. Резолюция содержит (в преамбуле) упоминание об «агрессии России». Китай, как и десятки других стран.

Китай, как и десятки других стран, не поддержал этот абзац в ходе отдельного голосования, но проголосовал за весь текст, сделав при этом… заявление о том, что не поддерживает политизицию резолюции о сотрудничестве ООН с гуманитарными организациями,

– так объяснял ситуацию первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский. Объяснение пропало втуне: западная пропаганда радостно кричит, что «Китай предал Россию» и ударил ей в спину. Этот крик подхватывают даже некоторые русские патриоты, тем более неистовствуют «политические украинцы». Как указывает китаист Николай Вавилов:

Военная пропаганда Украины наиболее интенсивно работает перед началом масштабных боевых действий: на дворе 2 мая, а разгоняется новость о голосовании в ООН 25 апреля.

Однако дело, вероятно, не только в сиюминутной военной пропаганде. Для Запада очень важно создать у всего мира впечатление, что союз России и Китая не так уж прочен.

Американцы не оставляют надежд как-то отговорить Китай поддерживать Россию. Хотя бы временно. Ну или хотя бы создать впечатление того, что такие переговоры в принципе возможны. Не далее как сегодня Bloomberg опубликовал сообщение о том, что «США добиваются встречи главы Пентагона Ллойда Остина и министра обороны КНР Ли Шанфу в Сингапуре на полях форума по безопасности «Диалог Шангри-Ла» в следующем месяце.» Совершенно очевидно, что такая встреча должна будет стать неким противовесом недавно завершившимся переговорам между Ли Шанфу и Сергеем Шойгу. Совершенно очевидно также, что противовес получается хилый, поскольку в Москве обсуждали реальное оборонное сотрудничество в момент, когда проходили учения Тихоокеанского флота России, на которых отрабатывалась как раз помощь Китаю в войне с США. А что может сказать Ли Шанфу Ллойд Остин? Давайте не доводить дело до того, чтобы сценарий этих учений воплотился в жизнь?

Разумеется, восточная хитрость Китая предписывает не отказываться ни от каких переговоров. Но дела важнее слов: пока американцы то уговаривают Китай, то объявляют его своим главным врагом, доля юаня в экспортно-импортных операциях Китая превышает долю доллара, и от доллара отказываются страны БРИКС, в частности Бразилия. Это и есть реальная «борьба со всеми формами гегемонии» не на словах, а на деле.

Что с того?

Главный вопрос про отношения России и Китая совсем не в том, союзники мы или нет, а в том, что из этого следует применительно к СВО. Неужели, как пишут на Западе, Китай будет склонять Россию к уступкам и в конечном итоге к «похабному миру»? Однако «мирный план Китая» (подробности которого известны только Владимиру Путину), по-видимому, основан на «учёте законных интересов России в сфере безопасности». На данный момент большинство наблюдателей сходятся в том, что этот «план» не предполагает никаких территориальных уступок с нашей стороны – это по меньшей мере.

Впрочем, лучший и, на самом деле, единственный способ избежать «похабного мира» – выиграть войну. Нанести противнику решающее поражение на поле боя. Запад уже сегодня уверен, что победить Россию не получится. Осталось заставить его признать, что он сам потерпел поражение.

АНДРЕЙ ПЕРЛА