ФОТО: ANDREY DANILOV/SHUTTERSTOCK.COM

В этом году граждане России не смогут узнать, сколько зарабатывают и чем владеют народные избранники – от депутатов Государственной Думы до членов Совета Федерации и губернаторов. Декларации большие начальники по-прежнему подают, но публиковать их не планируется. Почему можно больше не рассказывать людям о том, что у начальства в карманах, и грозит ли такое решение социальным взрывом? Скрытые смыслы решения Думы и Сената в материале Царьграда

Связан с СВО? Доходы можно не разглашать

Разрешение не публиковать декларации о доходах Государственная Дума выдала сама себе ещё 25 января. Тогда соответствующий закон был принят в третьем, окончательном чтении. Вступил он в силу в марте – когда началась очередная ежегодная кампания по сбору деклараций о доходах и имуществе депутатов и чиновников. Новый закон разрешил депутатам сразу многое, но не всем и не сразу.

Во-первых, муниципальным и региональным депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе (то есть не получающим зарплату за свой депутатский труд), можно не предоставлять декларации о доходах, если в течение года они не совершали сделки, в сумме превышающие их трёхлетний доход.

Во-вторых, все остальные депутаты продолжают готовить и подавать декларации, но в интернете будет размещаться только обобщённая статистическая информация.

Что касается руководителей органов исполнительной власти, то им не публиковать декларации в 2023 году разрешено указом президента. В указе речь идёт о некоторых категориях служащих, принимающих участие в «военной спецоперации» на Украине или выполняющих связанные с ней задачи. Когда этот указ был принят, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснял, что речь идёт, прежде всего, о тех, кто работает на новых территориях, недавно вошедших в состав России. Возможно, подразумевалось, что разрешение не публиковать сведения об этих людях связано с необходимостью обеспечивать их безопасность.

Избиратель слишком много знал

На практике в 2023 году декларации не публикует почти никто из тех, кто может так поступить, не нарушая закон.

Все сенаторы в срок сдали декларации о доходах и имуществе за 2022 год, но публиковать их не планируется на основании указа президента,

– цитируют телеграм-каналы вице-спикера Совета Федерации, главу комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Юрий Воробьёв.

Подавляющее большинство губернаторов ожидаемо не стали подавать декларации о своих доходах за 2022 год не столько потому, что видят в этом какие-то риски, а в силу, прежде всего, возможности этого не делать,

– сообщают те же телеграм-каналы.

Тут, кстати, у них ошибочка – не подавать декларации о доходах чиновникам ни в коем случае нельзя. А вот не публиковать действительно можно – хотя бы потому, что деятельность любого губернатора любого региона России, конечно, так или иначе связана со спецоперацией.

А также потому, что, как справедливо отмечают наблюдатели, даже самым опытным политтехнологам и пресс-секретарям трудно извлечь из публикации декларации о доходах больших начальников что-то позитивное. Скорее наоборот: если гражданам кажется, что в декларации начальника денег и имущества слишком мало, гражданам кажется, что им врут. А если доходов и имущества, по мнению граждан, слишком много, то избиратели тем более недовольны: богатых никто не любит, кажется, что войти в положение людей со средним достатком или бедных они не могут.

В общем, с точки зрения публичного имиджа гораздо лучше не рассказывать, чем владеет губернатор или депутат.

Конечно, тут возникают и опасения: люди ведь привыкли к тому, что о доходах начальства, о том, у кого какие квартиры и машины, раз в год рассказывают. Но большинство экспертов полагают, что не только социального взрыва, но даже и небольшого общественного недовольства от отмены публикации деклараций не произойдет. Нет информации – нет и повода для возмущения.

Наиболее радикальным и эпатирующим общественность образом эту мысль высказывает политолог Илья Гращенков:

Декларации сенаторов и депутатов лишь раздражают общественность. Если там много всего, то создается имидж депутата-миллиардера, который далек от народа. Если мало – ощущение, что обманывает, оформляет на других. Ну а если и вправду парламентарий нищий, как церковная мышь, тогда его могут заподозрить в желании «напиться крови». В общем, декларация доходов в сложившейся в стране ситуации социального расслоения лишь усугубляет ситуацию… Так что эпоха прозрачности постепенно заканчивается, «железный занавес» впору опускать внутри страны между бедными и богатыми, чтобы не злить одних и не огорчать других.

До железного занавеса, понятно, дело пока не дойдёт. И сами законодатели, и наблюдатели, и, насколько известно Царьграду, сотрудники Администрации президента рассматривают отказ от публикации деклараций как временную меру, необходимость в которой отпадёт, как только закончится СВО. Однако есть русская пословица: нет ничего более постоянного, чем временное. Не исключено, что прямо сейчас лоббисты обсуждают продление действия временных мер на неопределённо долгий период. Причины найти можно, было бы желание.

Что с того

Проблема с декларациями о доходах депутатов и губернаторов действительно есть. Но она не в том, что кто-то хочет что-то скрыть. Это следствие, а не причина. Причина же в том, что в России сохраняется недоверие к начальству практически любого уровня со стороны очень значительной части населения. Большого начальника не то чтобы подозревают в нечестности. Скорее можно сказать, что в глазах очень существенного процента «простых людей» он нечестен, слишком богат, корыстен по умолчанию. Обратное популярный политик доказать может – на время. Но в целом «Все они такие» – весьма распространённое представление. Вероятно даже – свойственное большинству. «Слишком далеки они от народа» – это не только про «дворянских революционеров прошлого». Это прежде всего о политической элите настоящего и ближайшего будущего.

Можно ли справиться с этой бедой – а ведь это именно беда русского общества? В рамках «демократии» и «выборных процедур», вероятно, нет. Чтобы начальству доверяли, общество должно быть уверено, что хотя отдельные подлецы и преступники, взяточники и казнокрады есть, чиновник, человек, облеченный властью, в общем случае служит государству и народу. Что служение – суть его жизни и деятельности. Такое возможно в подлинной Российской Империи. В обществе, объединённом идеологически и политически, в котором каждый служит на своём месте. До этого нам, увы, ещё очень далеко. Пока мы вынуждены дискутировать о том, следует ли публиковать данные о мерседесе в гараже жены губернатора и следует ли поощрять зависть к этому гаражу.

АНДРЕЙ ПЕРЛА