Бывает так: пишешь статью, вкладываешь в неё свои мысли, переживания, задаёшь вопросы, не ожидая по большому счёту на них никакого ответа, тем более, немедленного. Это нормально, таковы правила игры под называнием жизнь.

Каково же было моё изумление, когда некой реакцией на вчерашний текст, посвящённый поиску новой идеологии, которая могла бы стать объединяющим фактором для стран Глобального Юга в их борьбе с коллективным Западом, стали известия о готовности России, Саудовской Аравии, Ирана и Бразилии присоединиться к китайской «Инициативе глобальной цивилизации», предложенной чуть менее месяца тому назад председателем КНР Си Цзиньпином в качестве антитезы западному порядку, основанному на правилах.

В чём суть представленной Китаем концепции, чем она отличается от англосаксонского подхода к глобализации и почему это может быть нам интересно? В нескольких словах основные аспекты «Инициативы» выглядят так:

Финансовый: несмотря на выраженную готовность вышеперечисленных стран отказаться во взаимных расчётах от доллара, заменив его китайским юанем, Пекин предлагает создать некую общую резервную валюту, не настаивая на роли единого эмиссионного центра. Подобный подход является предохранителем от попыток финансового шантажа, экспорта инфляции и иных способов вмешательства во внутреннюю политику любого государства со стороны третьих сил. США, как мы помним, свой доллар давно уже используют как эдакую дубину для наказания неугодных.

Международно-правовой: Китай проповедует отказ от экстерриториальной юрисдикции, которую практикуют США, ставя себя выше любого закона, а также отказ от создания наднациональных юридических институтов, вроде пресловутого Международного уголовного суда или международного трибунала ООН в Гааге и прочих максимально дискредитировавших себя инстанций, ставших политизированным инструментом давления Запада на неугодные страны или отдельных политиков.

Военный: согласно китайской концепции, ни одна страна в мире не будет претендовать на роль мирового жандарма. А вместо этого предлагается иная модель глобальной безопасности, основанная на соблюдении баланса региональных интересов.

Примат безусловного соблюдения суверенитета: Китай рассматривает использование «мягкой силы» как безусловную агрессию против государства, не разделяя её по формам, а оценивая только по результату. И в этом смысле работа иностранных НКО, провоцирующих возникновение Майданов, ничуть не лучше откровенной военной агрессии со стороны иностранного государства. Китай обещает в своей модели защиту от «цветных» революций.

Кроме того, Пекин продвигает необходимость уважительного отношения к разнообразию мировых цивилизаций с признанием их культурного равенства. Терпимость и уважение – основные принципы новой модели. Для большинства стран Азии это ключевой мотив. Сохранение культурной идентичности против монокультурного неолиберального атеизма – главная культурная битва, которую нам предстоит наблюдать.

Кстати, ярчайшим на данный момент примером насильственного насаждения монокультурного неолиберального атеизма является слепо бредущая в фарватере западных идей Украина.

Если резюмировать, то в отличие от англо-саксонской модели вертикального подчинения, гуманитарной унификации и тотального идеологического контроля, которая гарантирует выкачку ресурсов от колоний к метрополии, через китайские предложения красной нитью проходит уважение к суверенитету партнёров и реальному культурному и цивилизационному многообразию. То есть, мировому большинству предлагается сменить оковы угнетения на свободу и равноправие.

Сложно себе представить, что кто-то в здравом уме откажется от такого предложения. Тем не менее, у Запада пока ещё достаточно рычагов воздействия на элиты развивающихся стран (в том числе и через технологию «цветных» революций), чтобы удержать их в своей орбите. Но в этом же кроется и главная опасность для США. В последнее время действовать им приходится всё более жёстко – концепция «мягкой» силы» забыта и отброшена, как вчерашний день – а это как раз тот случай, когда излишнее закручивание гаек легко может сорвать резьбу.

Если выбор стран мирового большинства в сложившейся ситуации очевиден – рано или поздно они присоединятся к китайскому проекту – то, что касается стран Запада, помимо самих Штатов, там отнюдь всё не так однозначно.

После окончания украинского конфликта (в той или иной форме это случится рано или поздно) западный обыватель воочию убедится в том, что даже сплотившись антироссийская коалиция не сумела нанести РФ решающего поражения, более того, Россия ещё и приросла территориями (это также не подлежит сомнению, вопрос лишь в очертании будущих границ). Более того, большинство стран мира не поддержало западный (читай – американский) взгляд на происходящее и так или иначе выступило на стороне России и Китая. Осознание этого станет болезненным ударом по авторитету США и запустит на Западе центробежные процессы.

И пусть вас не обманывает вступление Финляндии в НАТО – это последний акт расширения альянса, который семимильными шагами спешит к своему бесславному закату. Штаты, конечно, попытаются ещё превратить Европу в осаждённую крепость и на какое-то время у них это даже получится. Но долго, в обозримой исторической перспективе, такой либеральный концлагерь не просуществует. Он начнёт рушиться в самых уязвимых местах: сначала внутри Евросоюза, а затем по линии Европа – Англосаксонский мир.

Правда, есть во всей этой оптимистической для нас картине будущего два тревожных момента. Действительно тревожных.

Первый. Существует серьёзный риск, что западные глобалистские элиты в отчаянной попытке удержать власть развяжут-таки ядерную войну. И тогда будущее не настанет уже ни для кого.

И второй. Памятуя известную китайскую легенду о драконе, надо быть очень внимательным, чтобы Китай, будущий победитель чудовища (США), сам не превратился в нового дракона. Увы, но сущность человеческой психологии с её страстью к глобальному доминированию никто не отменял. И в этом смысле китайские коммунисты от американских капиталистов ничем не отличаются.

 Алексей Белов