ФОТО: JENS BÜTTNER/GLOBALLOOKPRESS

«Зерновая сделка» превратилась для внешней политики России в «чемодан без ручки». Нести тяжело, непонятно, зачем он такой нужен, но выбросить очень жалко. А не выбрасывать – себя не уважать. Решение надо принять за 8 дней.

От какого наследства мы отказываемся

Ситуация вокруг ожидаемого отказа России от продления «зерновой сделки», которая казалась кристально ясной после заявлений министра иностранных дел Сергея Лаврова на встрече с коллегами по G20, вновь запуталась.

Напомним: Лавров высказался таким образом, что казалось: Россия не собирается возобновлять своё участие в сделке, срок действия которой истекает 18 марта:

Запад без зазрения совести хоронит известную гуманитарную инициативу генсекретаря ООН,

– сказал Лавров, объяснил, что экспорту российской сельхозпродукции создаются препятствия по всему миру (то есть сделка выполняется только в отношении украинского зерна), и добавил:

Необходимо поставить заслон нелегитимным санкциям, любым формам нарушения свободы международной торговли, манипулированию рынками, произвольному введению ценовых потолков и другим попыткам присвоения чужих природных ресурсов.

После этого заявления казалось очевидным: невыгодная России и фактически неисполнимая сделка возобновлена быть не может. В самом деле: если для России важно было, чтобы, во-первых, зерно поставлялось в беднейшие страны и, во-вторых, чтобы русские удобрения начали движение из портов, где они были блокированы, но ни одно из этих условий не выполнено, – о чем ещё говорить?

Без срока давности

Однако через неделю после заявлений нашего МИД выясняется, что переговоры всё-таки ведутся. Более того, не исключено, что сделка всё-таки будет возобновлена.

10 марта глава офиса президента Украины Андрей Ермак неожиданно для многих заявил, что Украина не только не прогнозирует прекращение экспорта зерна. Украина, оказывается, выполняет все условия, согласованные с ООН, и на этом основании настаивает на бессрочном (!) продлении сделки. Война войной, а обед по расписанию, то есть, простите, business as usual.

Позиция Украины неизменна. И это один из пунктов представленной Зеленским «формулы мира». Мы выступаем за продление «зерновой инициативы» на неограниченный срок. Украина со своей стороны выполняет всё, что мы согласовали с ООН и Турцией,

– заявил Ермак.

Ермак сделал своё заявление отнюдь не просто так. И это даже не блеф. Это, по-видимому, действительно позиция, согласованная с ООН – точнее, с генеральным секретарём ООН Антониу Гутерришем. Гутерриш посетил Киев два дня назад, чтобы там подчеркнуть «исключительную важность продления черноморской зерновой инициативы».

Да, нет, может быть

Правда, как учит нас классик, «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон» – зерновая сделка очень нужна Украине и ЕС, но, кроме их желания, необходима добрая воля России. Добрая воля России зависит, как сообщают источники в МИД, от исполнения пакетной договорённости – то есть как минимум от разблокирования российского экспорта продовольствия и удобрений.

Причём разблокирование должно иметь место не на словах – заявления генсека ООН на эту тему действительно были, – а на деле.

9 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова ещё раз описала позицию нашей страны:

Пакетная сделка предполагает в данном случае два направления, два трека – оба из них должны выполняться. Мы делаем всё, чтобы гарантировать выполнение двух треков, двух направлений этой сделки, в этом случае прогноз оптимистичный. Если это будет бесконечно сваливаться в пике, в плане невыполнения второй части сделки, тогда прогноз пессимистический.

«Пессимистический прогноз» – это, очевидно, вежливое сообщение «сделки не будет». Однако на данный момент это именно прогноз. По сведениям, которые просачиваются в прессу, в настоящее время идут не афишируемые, но активные переговоры по условиям продления зерновой сделки. В ходе этих переговоров пока решительно отвергнут Россией только предложенный Украиной пункт о бессрочном продлении сделки. Понятно почему: если сделку нельзя будет расторгнуть, то и смысла выполнять обещания, данные русским, никакого не будет.

Там турок злой

Что может заставить Россию всё-таки пойти на продление сделки? С одной стороны, предоставление гарантий исполнения уже выставленных условий. С другой – давление со стороны других участников сделки по каким-то чувствительным направлениям.

И вот тут на сцену выходит Турция – страна, выигравшая от сделки больше всех, так как оказалась в уникальном положении перевалочного пункта для украинского зерна. Турции разрыв сделки совсем невыгоден. Турция гордится тем, что добилась возобновления этой сделки, и тем, что гарантирует «чистоту» судов, которые перевозят зерно, от оружия. Что может сделать Турция?

Инструменты для давления есть. 9 марта стало известно о том, что Турция (временно?) приостановила транзит санкционных грузов в Россию. Некоторые эксперты говорят, что речь идёт о блокировании поставок электроники через Турцию – причём связывают это с недавним визитом в страну госсекретаря США Энтони Блинкена. Американцы, понятно, недовольны тем, что «санкции не работают» и русские по-прежнему импортируют практически всё, что хотят. А вот зачем турки идут у них на поводу? Не потому ли, что заинтересованы в транзите зерна сильнее, чем в транзите электроники?

Что с того?

Давать прогноз, будет ли сделка продлена, и если да, то на какой срок, сейчас более чем сложно. Один из источников Царьграда, близкий к МИД России, в разговоре с автором этой статьи заметил, что, возможно, наиболее удобным для всех сторон вариантом было бы продление сделки ещё на 180 дней – с тем, чтобы за это время «прояснить все позиции по всем трекам». Иначе говоря, с тем, чтобы получить дополнительное время «на подумать». С точки зрения дипломата это, возможно, неплохое решение. Как известно, главное – это продолжение диалога. Однако с политической точки зрения такое продолжение сделки может быть воспринято во всем мире как проявление слабости России, а также как непоследовательность её позиции. В самом деле, стоит ли громогласно сообщать, что партнёры тебя обманывают, чтобы потом продолжать в одностороннем порядке выполнять взятые на себя обязательства?

Отказ от зерновой сделки, разумеется, вызовет резкие заявления с осуждением России. И от стран Запада, что понятно, и от Украины, что совершенно неважно, и со стороны генсека ООН, что может вызвать ухудшение отношения к России со стороны какого-то числа стран.

Но наибольший ущерб в короткой перспективе может понести Турция. Не исключено, что от желания или нежелания нанести Турции этот ущерб и будет зависеть продление сделки.

АНДРЕЙ ПЕРЛА