Рано или поздно любая война заканчивается. И сегодняшняя на Украине тоже закончится. У нас есть уверенность, что победа в ней будет за нами, однако другой вопрос — какой ценой, с какими жертвами и людскими потерями? На этот вопрос ответ будет получен в будущем, это будет завтра. А сейчас перед нами набирает обороты новая проблема, о которой пока не говорят вслух, а некоторые обыватели даже пока не считают её таковой. Хотя именно они столкнутся с ней в первую очередь у себя в городах, сёлах, на улицах и просто дома. Это вопрос социализации сегодняшних непосредственных участников СВО на Украине, тех солдат и офицеров, кто был на фронте и видел смерть. А ещё как поведут себя на «гражданке» бывшие заключённые, которые на войне заслужили себе право вернуться в общество и как это самое общество их примет?

Не секрет, что люди сильно меняются на войне. Изменяется их восприятие мира, по другому работает внутренняя система ценностных ориентиров, по иному воспринимается добро и зло. Также большое количество возвращающихся людей с признаками дефекта психики, требующих корректировки или лечения у профильных специалистов. Это последствия так называемого афганского синдрома. И тут возникает главный вопрос: а государство сейчас само готово адекватно реагировать на новый вызов?

Уже сейчас в тылу появляются всё большее количество людей, которые получили телесные увечья и даже инвалидность. Есть система специального здравоохранения, более-менее налаживается система социальной их адаптации и государственной поддержки. Есть проблемы, но они решаются. А вот о вопросе психологического и душевного возврата обратно в свою среду внешне непострадавших и в большинстве своём ещё достаточно молодых и активных людей что-то никто не говорит ни с высоких трибун, ни на местах.

Это проблема не только личная конкретного человека, его семьи и его окружения, это проблема всех нас, мы все живём в одном большом доме. И появление обученных убивать людей без предоставления им возможности быть полезными своему обществу чревата огромными проблемами для самого общества. О них мы все знаем и уже не раз говорили после чеченской кампании, сравнивали и с вьетнамским синдромом, проводили параллели с ситуацией после Великой Отечественной войны… Но сейчас ситуация кардинально иная: мы воюем по сути в гражданской войне, русский против русского, оболваненного, но русского. Уже от одного этого голова кругом пойдёт.

По нашему мнению, уже настало время для того, чтобы была разработана специальная программа социализации воинов-участников СВО на Украине и создан на государственном уровне специальный координационный штаб с региональными ответвлениями и подключением различных служб и ведомств. Обязательно предусмотреть участие Церкви, благотворительных фондов и организаций, общественности. Это уже нужно делать сегодня, завтра будет поздно. Потом, в будущем, когда-нибудь будет означать опять опаздывать и отставать от принятия необходимых решений, ужасаться уровнем преступности и удивляться обострившейся криминогенной ситуацией, ожидать всплеска социального напряжения, возмущаться властью и просто волноваться за свой дом, свою семью и своих детей.

Автор: Олег Алексеев