ФОТО: PRESIDENT.GOV.BY

21 февраля 2023 года в России ждут с тревожным чувством. В этот день должно состояться традиционное послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию. От которого, судя по накалу страстей, ожидают экстраординарных и точно судьбоносных для страны – вряд ли только нашей – решений.

Данное мероприятие предваряют сразу несколько событий, позволяющих конспирологам и аналитикам всех сортов (от диванных до всамделишных) строить самые разные версии грядущих событий.

Во-первых, 17 февраля, за неделю до часа X, в Москву прилетел президент Белоруссии Александр Лукашенко. Известно, что переговоры лидеров Союзного государства прошли большей частью за закрытыми дверями. Журналистам предложили довольствоваться скупым релизом официальной повестки и краткими экономическими итогами сотрудничества между двумя странами.

Во-вторых, в преддверии послания Путин провёл встречи со всеми лидерами думских фракций (прежде такое не практиковалось), а обе палаты Федерального собрания вдруг перенесли заседания на следующий после послания день – 22 февраля. Широкой публике, впрочем, выдали несколько удобоваримых объяснений в виде необходимости рассмотреть срочные вопросы по соцмерам для участников СВО, предстоящих праздников, etc.

В-третьих, в Москву с официальном визитом прибыл президент Абхазии Аслан Бжания, а 22 февраля там ждут главу Южной Осетии Алана Гаглоева.

СССР 2.0?

Все вышеперечисленные обстоятельства породили слухи о грядущем прирастании России новыми территориями – Белоруссии, Абхазии и Южной Осетии. В лайт-варианте допускается вхождение бывших грузинских территорий в состав уже действующего Союзного государства при углублении интеграции России и Белоруссии.

В политическом сегменте Telegram даже появилась идея, что такой сценарий призван «компенсировать кризис СВО ускоренным поглощением Абхазии и Южной Осетии. И даже при определённых обстоятельствах – теснейшим прижатием к своей каменной груди Беларуси».

Но насколько такая версия жизнеспособна?

Напомним, что Владимир Путин неоднократно говорил, что воссоздавать СССР не нужно. Его позицию по этому вопросу предельно ясно сформулировал пресс-секретарь Дмитрий Песков:

Кто не жалеет в связи с утратой Советского Союза, не имеет сердца, а тот, кто хочет его восстановить, не имеет мозгов.

Лукашенко тоже не горит желанием жертвовать суверенитетом Белоруссии в обмен на «плюшки» от возможного слияния. Формат Союзного государства, при котором Минск имеет массу экономических преференций в виде рынков сбыта, технологической поддержки и гигантских скидок на энергоресурсы, но при этом политически автономен, главу республики вполне устраивает.

Что до Абхазии, то Сухум в лице секретаря Совбеза Сергея Шамбы простора для двойного толкования тоже не оставил:

Конституция Абхазии не позволяет обсуждать тему отказа от суверенитета и вхождения в состав другой страны.

Южная Осетия, в отличие от Абхазии, в состав России рвётся. Однако то, с какой готовностью этот трек задвинули в угол летом минувшего года, говорит о том, что время принятия решений ещё не пришло.

Есть мнение, что в случае реализации сценария интеграции Абхазии и Южной Осетии, помимо недовольства Грузии, многократно усилится внешнее давление на страну. А Москве на данном отрезке времени это невыгодно и не нужно.

Словом, идея эдакого ретро-ремейка с полным поглощением трёх государств кажется сколь привлекательной, столь и маловероятной, несмотря на идеально подходящий для фона календарно-исторический символизм. Именно 21 февраля исполняется 410 лет с момента воцарения Михаила Фёдоровича Романова. Это событие в 1613 году положило начало 300-летнему правлению династии, при которой Россия обрела статус великой Империи.

Какие альтернативы?

Сразу оговоримся, что такие темы, как вторая волна мобилизации, изменение статуса СВО, окончание спецоперации и прочее, которые так любят политические спекулянты, вряд ли будут подниматься. Хотя бы потому, что после подобных заявлений проведение большого митинга-концерта выглядело бы странно.

С большой долей вероятности послание президента будет носить концептуальный характер и задаст устойчивый вектор на создание международной реальности с новым балансом сил, в котором Россия и Ко будут играть если не первую скрипку, то одну из главных партий в мировом оркестре.

В аналитических каналах промелькнула версия денонсации Беловежских соглашений как юридически ничтожных. А что, если?..

Пофантазируем:

Во-первых, это стало бы как минимум причиной получения ударной дозы эндорфинов для большинства жителей России и Белоруссии, для которых развал Союза прочно ассоциируется с чудовищным предательством и смертным приговором большой и сильной стране.

Во-вторых, такой шаг – вкупе с подписанием нового союзного договора и пригласительным билетом с открытой датой – способствовал бы укреплению позиций России, как центра силы, на международной арене.

В-третьих, решение кажется вполне логичным после присоединения Крыма и начала СВО, которые сами по себе являлись серьёзными вызовами западному миропорядку.

Напомним, что постановление о денонсации Беловежских соглашений было принято Госдумой в марте 1996 года, но тогда оно вызвало большой переполох в «свежесуверенных» республиках, а в обществе расценивалось как чистой воды популизм.

А что Белоруссия?

Лукашенко на недавней встрече с генсеком ОДКБ ясно дал понять, что в нынешней политической реальности отсидеться в стороне странам-членам организации не удастся. А потому пришло время занять конкретную сторону (читай – Союзного государства) и выбрать политический полюс.

Белоруссии, как и другим странам – осколкам Союза, нет причин переживать о потере суверенитета, поскольку в уже вышеупомянутом постановлении Госдумы чётко сказано, что Москва признаёт результаты референдумов о независимости, проведённых в республиках в 1991 году.

Кроме того, Лукашенко активно наводит политические и экономические мосты с Китаем, Ираном, Африкой, Ближним Востоком.

Что с того?

Таким образом, усилия России при поддержке Белоруссии могут привести к процессу создания мощного союза государств, которые разрушат Бреттон-Вудскую систему доминирования Запада с последующим образованием многополярного справедливого мира, о котором неоднократно говорили вслух лидеры Союзного государства.

АННА СМАГИНА