ФОТО: ANTON_IVANOV/SHUTTERSTOCK.COM

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва взорвал политическую бомбу регионального и даже, пожалуй, планетарного масштаба. Он заявил, что необходимо создать единую валюту в Латинской Америке, чтобы регион перестал зависеть от доллара.

Революция в масштабах континента

В Латинской Америке формируется свой, независимый от США, политико-экономический полюс в рамках глобального процесса создания многополярного мира. Именно этот факт, а также очевидное стремление государств региона вырваться, наконец, из вечной долларовой кабалы стало причиной столь радикального предложения бразильского президента: освободить Латинскую Америку от долларовой зависимости.

Лула сделал это заявление, находясь с официальным визитом в Аргентине, на пресс-конференции со своим аргентинским коллегой Альберто Фернандесом. Он предложил создать общую валюту, в частности, в странах объединения МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur — MERCOSUR). Это — Южноамериканский общий рынок, в который входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла, а на правах ассоциированных стран — Эквадор, Суринам, Гайана, Колумбия, Чили, Боливия и Перу.

Ясно, что эта идея несколькими часами ранее была проговорена Лулой и Фернандесом в ходе их двусторонних переговоров, и обе стороны обеими руками за эту антидолларовую революцию. Лула ожидает, что общая валюта для Латинской Америки будет обязательно создана, поскольку в регионе «есть страны, которым трудно приобрести доллары для внешней торговли».

На данный момент, прежде чем это станет реальностью для всей Латинской Америки, президенты Аргентины и Бразилии договорились о создании пока единой валюты для своих двух стран. Они выразили надежду, что их министры экономики подготовят план, который облегчит торговлю между двумя странами с помощью единой валюты. Ей уже придумали и название – «сур» (sur – юг по-испански). При этом национальные валюты двух стран – аргентинский песо и бразильский реал — пока сохранятся для местного хождения, а сур на данном этапе будет использован в торговых взаиморасчётах как инструмент обмена и баланса.

Объединить всю Латинскую Америку!

Между тем, за планами создания единой финансовой системы континента просматривается нечто большее. Президенты Бразилии и Аргентины договорились работать над интеграцией Латинской Америки и «перезапустить» объединение УНАСУР — Союз южноамериканских наций (Unión de Naciones Suramericanas — UNASUR).

Эта региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки была создана 8 декабря 2004 года по инициативе Лулы да Силвы. Когда-то в неё входили 12 стран континента. Однако около десяти лет назад, с наступлением в регионе так называемого «правого цикла», когда во многих латиноамериканских странах к власти пришли правые и откровенно проамериканские президенты, деятельность УНАСУР сдулась. Многие государства вышли из этого союза.

Теперь же Лула да Силва при поддержке единомышленников в странах региона хочет дать новое дыхание этой организации, особенно в контексте того, что в настоящее время наблюдается «левый разворот» Латинской Америки – приход к власти во многих государствах региона левых и левоцентристских сил.

Между тем это не просто планы сколотить некий блок латиноамериканских сторонников левой идеи. Сейчас это может показаться фантастикой и романтической иллюзией, но это – не что иное, как создание базы для воплощения в жизнь уже двухсотлетней идеи многих латиноамериканцев об объединении всех стран Латинской Америки в единое, вероятно, федеративное государство. Изначально мысль о создании федерации стран Латинской Америки принадлежала национальному герою континента Симону Боливару. И с тех пор она жива и регулярно озвучивается в разных аудиториях и при разных обстоятельствах левыми и патриотическими силами региона.

И вот как эта идея выражается сегодня.

Всё новое поначалу порождает странности, …но должно быть проверено, потому что в середине XXI века мы не можем продолжать делать то, что делали в ХХ веке… Бог хочет, чтобы наши министры финансов и президенты центральных банков обладали интеллектом, компетентностью и здравым смыслом, необходимыми для качественного скачка в наших финансовых и коммерческих отношениях,

— говорит Лула да Силва, имея в виду создание единой валюты. Пока для Бразилии и Аргентины. А потом и для всей Латинской Америки. А создание единой финансово-экономической системы – это основа для воплощения идеи Боливара.

Главный враг — США

Основным противником создания латиноамериканской федерации, как можно легко догадаться, являются Соединённые Штаты. Вашингтон уже 200 лет реализует в Латинской Америке «доктрину Монро» — Декларацию принципов внешней политики США, провозглашённую еще в 1823 году президентом Соединённых Штатов Джеймсом Монро. В этой декларации Латинская Америка провозглашается зоной исключительных интересов США, куда ни один европеец – никто – не должен совать свой нос. На протяжении всего времени Штаты работают над разобщением стран континента, провоцируя конфликты и действуя согласно древнему постулату: разделяй и властвуй.

Опасения США вполне понятны. Можно только догадываться, какова будет синергия от объединения экономик всех стран Латинской Америки, не говоря уже о политическом и военном аспекте такого союза. Очевидно, что, учитывая вековую неприязнь латиноамериканцев к своим северным соседям, укоренившуюся в результате многолетнего грабежа американцами природных богатств Латинской Америки, это вероятное новое государственное образование будет проводить антиамериканскую политику. И с учётом его континентального масштаба и экономической мощи, гегемония Вашингтона будет поставлена под большой вопрос.

Если брать только МЕРКОСУР, не считая Мексики и стран Центральной Америки, то там   сосредоточено 55,3% населения Латинской Америки и Карибского бассейна, а это более 300 млн человек. На государства МЕРКОСУР приходится 40% прямых зарубежных инвестиций, треть объёма внешней торговли региона. Совокупный ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долларов. МЕРКОСУР представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после Евросоюза таможенный союз и третью после ЕС и USMCA (США, Мексика, Канада) зону свободной торговли.

А если предположить, что МЕРКОСУР из межгосударственного объединения превратится в единое государство, то трудно даже представить потенциал роста его экономических показателей. И ни о какой политической или экономической гегемонии в Латинской Америке США уже говорить не смогут. При таком развитии событий не исключён и выход Мексики из USMCA, особенно учитывая то, что президент Мексики Лопес Обрадор ещё три года назад договорился с лидером Аргентины Фернандесом строить «антилиберальную ось» Латинской Америки. Это фактически то же самое, что сейчас Фернандес делает в паре с Лулой да Силвой.

А что Россия? Как её видят с берегов залива Ла-Плата? Есть маленькая, но характерная деталь, позволяющая понять отношение МЕРКОСУР и вероятного нового государственного объединения к Москве. Достаточно вспомнить, что в июле прошлого года МЕРКОСУР заявил, что не будет вести диалог с киевским клоуном Владимиром Зеленским и не даст ему выступить на своем саммите, который в те дни проходил в Парагвае. И это при том, что в тот момент Зеленский проводил свой «чёс» в формате видеоконференции по парламентам стран Европы и других союзников США. Комментировать нечего. А президент Венесуэлы Николас Мадуро вообще предложил создать в Латинской Америке блок стран – союзников России.

Что с того?

Итак, «огромная льдина» под названием Латинская Америка откалывается от США, которые уже 200 лет считали этот регион своими «задворками», и начинает самостоятельное плавание. Как мы уже сказали, это следствие того, что однополярный мир, где был один центр силы – США, — рушится. В другом историческом контексте такие предложения, с которыми выступил президент Бразилии, никому в голову бы не пришли.

Это признают и наши геополитические враги. На днях британская Financial Times опубликовала статью,  в которой говорится, что эпоха доллара, как единой мировой валюты, заканчивается. И возникает многополярный мир, состоящий из трёх частей: «Большая двадцатка» распадётся на несколько лагерей – «Большая семёрка» плюс Австралия, страны БРИКС+ и государства, не присоединившиеся к каким-либо блокам. Эти расколы, подчёркивается в статье, «неизбежно будут оказывать мощное влияние на международную валютную систему» и усугубляться «растущим макроэкономическим дисбалансом в Соединённых Штатах».

В качестве примет новой эпохи названы, в частности, «особые отношения» между Пекином, Москвой и Тегераном, расширение и укрепление БРИКС и ШОС, расширение китайской инициативы «Один пояс, один путь» посредством новых судоходных маршрутов, пролегающих через русскую Арктику, «первый в истории саммит Китая и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, то есть углубление связей Пекина с ОПЕК+». Теперь сюда можно добавить и интеграцию стран Латинкой Америки с перспективой их объединения в одно государство.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ