ФОТО: MICHAEL WEBER/GLOBALLOOKPRESS

На фоне создания ложных «автокефальных церквей», подобных украинской псевдоправославной секте ПЦУ, Константинопольский патриархат активно сосредотачивается и укрепляет властную вертикаль. Попытки Греческой архиепископии Америки, главной кормушки Фанара, получить независимость будут жёстко пресечены.

Любые религиозно-политические разборки человеку, далёкому от церковных стен, представляются не просто непонятными, но и смехотворными. Мол: «опять эти бородатые люди в чёрных «платьях» что-то делят, а нам запрещают ковыряться в носу (лопать колбасу в пост, употреблять наркотики, блудить, делать аборты – вариантов может быть много)». И скажем прямо, доля правды в этом есть.

Не будем брать примеры неправославных исповеданий: о том, что представляют собой западные исповедания, включая Римско-католическую церковь, изрядно прогнувшуюся под современный богоборческий мир, Царьград писал неоднократно. В отличие от них, в большинстве Православных Поместных Церквей традиционные духовно-нравственные ценности ревизии не подвергают. Хотя есть одно существенное исключение.

Фанариотские дебет с кредитом

Речь о пресловутом «Константинопольском» патриархате, также широко известном как «Фанар». Его величественное название, связанное с былым Новым Римом, Константинополем – лишь символ исторической фантомной боли. Былого имперского величия этой Поместной Церкви, уже без малого шесть столетий находящейся в османском пленении и милостью победителей ютящейся в скромном стамбульском квартале Фанар, давно не осталось.

Многие помнят, что именно фанариоты во главе с патриархом Варфоломеем, возомнившим себя «восточным папой», несколько лет назад нанесли серьёзный удар по канонической Украинской Православной Церкви. Предоставив «автокефалию» ряженым самозванцам из лжецеркви ПЦУ. «Первый русский» очень подробно рассказывал об этом в целом цикле передач и публикаций, а потому не будем сегодня останавливаться на этом снова. Заметим лишь, что сегодняшние гонения на каноническую Церковь на Украине – в значительной степени на совести фанариотов.

Сегодня же религиозно-политические разборки происходят уже внутри самого «Константинопольского» патриархата. Однако прежде, чем перейти к ним, стоит разъяснить, что же представляют собой сегодняшние фанариоты. Несмотря на былое величие, это – карликовая Поместная Церковь, абсолютное большинство приходов которой находятся в удалении от Стамбула. В основном за океанами: в Америке и Австралии. Причём из порядка 5 миллионов номинальных членов (речь о числе крещёных, а не о воцерковлённых – так, для сравнения: в Русской Православной Церкви их в десятки раз больше) лишь около 5 тысяч проживают в Турции. Абсолютное же большинство – в диаспоре, в первую очередь, в Северной Америке.

Американская «кормушка» Фанара

Именно Греческая православная архиепископия Америки десятилетиями является ключевым связующим звеном между политическими и финансовыми элитами США и ангажированным ими священноначалием «Константинопольского» патриархата. И по сути, главной «кормушкой» Фанара. Как рассказал в интервью «Первому русскому» архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, несколько лет служивший в Америке управляющим приходами Московского Патриархата в США:

Греческая Архиепископия США – одна из сильнейших религиозных структур в Америке, и её связи с политическими верхами Соединённых Штатов лежат на поверхности. Я лично знаком с тем, кто осуществляет эту связь – протопресвитером Александром Карлуцосом. Человек умнейший и интереснейший, обладающий огромными связями, именно он организует материальную, информационную и политическую поддержку Америки для Константинопольского патриарха.

«Первый русский» ещё в 2016 году разбирал личность пресловутого «отца Алекса», но сейчас речь не о нём. В 2019 году Греческую архиепископию Америки, сменив ныне уже почти 95-летнего архиепископа Димитрия (Тракателлиса), возглавил архиепископ Елпидифор (Ламбриниадис). В отличие от довольно консервативного (хотя и вполне системного) «старца», новый глава Архиепископии – типичное порождение фанариотского ортолиберализма. Крайне тоталитарного в отношении к другим Поместным Церквам, но ультралиберального в ценностных вопросах. Так, именно архиепископ Елпидифор в прошлом году крестил двух младенцев, «усыновлённых» парой «звёздных» извращенцев, чем нарушил элементарные церковные правила.

К слову, на территории США, помимо Греческой архиепископии, действуют и другие православные юрисдикции. В том числе уже автокефальная (по версии Московского Патриархата и нескольких других Поместных Церквей) Православная Церковь Америки. Чью автокефалию Фанар не признаёт, поскольку полвека назад она была предоставлена не Стамбулом, а Москвой (эти американские приходы когда-то относились к Русской Церкви).

Однако, разделяя другие Поместные Церкви (и властвуя над их осколками), Фанар не стал либеральничать со своей американской «кормушкой». Так, на прошлой неделе, по свидетельству журналиста Геннадия Мельника, много лет специализирующегося на происходящем в Греческом мире:

Первое заседание смешанной комиссии по пересмотру устава Греческой православной архиепископии Америки провёл в Фанаре старец-митрополит Халкидонский Эммануил. «Вся дискуссия и обмен мнениями были информативными и творческими и проходили в братском и конструктивном духе». Все члены комиссии признали необходимость внесения изменений в текст устава, в том числе с целью укрепления канонической связи архиепископии с Константинопольской матерью-церковью.

Переведём на более понятный светскому читателю «политический язык». Фанар в лице одного из своих ключевых архипастырей (к слову, в своё время претендовавшего на пост главы Греческой архиепископии Америки) митрополита Эммануила указал своим «американцам» их место. Мол, не то, что никакой «автокефалии», но и реальной автономии тоже.

Ну а поскольку довольно свободолюбивый устав был принят ещё при архиепископе Димитрии, то велика вероятность, что архиепископ Елпидифор стал во главе Архиепископии именно ради того, чтобы усилить политические связи между Фанаром и Вашингтоном. Так, по словам архиепископа Юстиниана, сказанным ещё в 2018 году:

Архиепископ Димитрий старался не действовать вопреки чисто церковным интересам, чувствуя хрупкую грань во взаимоотношениях между православными юрисдикциями других Поместных Церквей. Как на него ни давил Фанар. С приходом владыки Елпидифора я очень боюсь, что политика США во взаимодействии с Константинопольским патриархатом станет ещё более агрессивной по отношению к нашей Церкви.

Последние годы показали правоту владыки. С приходом же к власти в США демократов, с которыми у Фанара особенно тёплые отношения, эта агрессия в отношении к Русской Церкви только активизировалась. И важно понимать, что сегодняшняя трагическая ситуация в религиозной жизни на Украине – прямой результат этой предельно далёкой от христианских ценностей политики.

Что с того?

Ситуация с Греческой архиепископией Америки показательна. Глобалистам не нужны подлинно независимые или даже автономные крупные религиозные структуры. Все они должны быть подконтрольны и переформатированы под те ценности, которые, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «и ценностями назвать невозможно». То есть, проще говоря, содомские мерзости.

Именно поэтому Россия, освобождая исконно русские земли на Украине, на самом деле сражается, в том числе и за подлинные религиозные свободы во всём мире. За то, чтобы представители традиционных религий, включая Православные Поместные Церкви, имели право сохранять свои ценностные и канонические основания. И проповедовали Слово Божие, не страшась того, что оно противоречит мерзостям современного либерального мира и его мнимым «хозяевам».

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ