ФОТО: ИВАНКО ИГОРЬ/АГН «МОСКВА»

Реальная судьба рубля известна. Эксперты оценили тревожную ситуацию на нефтяном рынке. Алексей Кричевский уверен, что если тренд снижения цен на сырьё продолжится, то национальную валюту ждёт большая турбулентность: разговор окончен.

Согласно информации агентства Argus Media, русская нефть Urals в моменте падала в цене на бирже всего до $38 за баррель. Экономический обозреватель «Первого русского» Юрий Пронько обсудил с экспертами в программе «Царьград. Главное», как тревожно низкие цены на чёрное золото могут экономически и политически повлиять на ситуацию в России.

Отечественная нефть на момент панической атаки рынка почти вдвое уступала иностранным аналогам в стоимости. Более того, этот уровень заметно ниже введённого западными странами потолка цен.

Ключевой причиной удешевления Urals, как считают аналитики, стала потеря европейского рынка. Также санкции ввергли нашу страну в более серьёзную зависимость от Индии и Китая.

Кроме того, значительно увеличилась стоимость фрахта сырья. А из-за перемены логистики производителям из России приходится продавать нефть со скидкой – только так получается конкурировать с энергоносителями из ближневосточных государств. Всё это не может не отразиться на курсе валют.

Что теперь будет с рублём

Экономист Алексей Кричевский в эфире программы призвал не поддаваться панике. 38 долларов за баррель – это была всего лишь цена одного конкретного дня (прошедшие дни показали, что так оно и есть), поэтому, уверен специалист, заострять на этом внимание не стоит:

Да, в декабре наша нефть торговалась в районе 50 долларов за баррель, что тоже немного. Но тут вопрос больше не о том, почему стоимость такая низкая, а о том, почему у нас бюджет составлялся c расчётом на цену в 70 долларов за баррель. [Министр финансов Антон] Силуанов уже подстилает себе соломку. Он говорит о рисках. Их три: падение нефтегазовых доходов, внешние риски и падение доходов бюджета. И все эти три угрозы непосредственно реализуются в сценарии с нефтью, который мы видим сейчас.

Эксперт, однако, добавил, что если тренд на удешевление российской нефти продолжится, это может очень серьёзно отразиться на состоянии национальной валюты:

«Что касается рубля… Если мы всё-таки будем ориентироваться на уровень в 40 долларов за баррель, то доллар у нас должен будет стоить порядка 110–120 рублей. На этом, в принципе, можно этот разговор и закончить. Но надо понимать, что в предвыборный год до таких значений ему всё равно упасть не дадут».

АЛЕКСЕЙ КРИЧЕВСКИЙ УВЕРЕН, ЧТО ПАНИКОВАТЬ ИЗ-ЗА НИЗКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ НЕ СТОИТ. ОДНАКО ТЕНДЕНЦИИ СЛЕДУЕТ ПРОСЛЕДИТЬ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Россию предал союзник?

Но это ещё не всё. Алексей Кричевский указал на важную проблему. Он напомнил, что в Индии «прямо сказали»: дескать, господа, мы не будем покупать у Москвы нефть дороже $60 за баррель, будем соблюдать введённые странами G7 предельные цены.

Пронько, однако, уточнил, что такая информация действительно появлялась, но её озвучивали не официальные лица Индии, а одно из местных медиа. Собеседник «Первого русского», впрочем, уверен, что однозначный сигнал России так или иначе подан:

Не то чтобы это как-то принципиально меняет суть. Потому что Индия сейчас будет пытаться усидеть на двух стульях. Туда идут огромные инвестиции американских компаний, которые постепенно пытаются выйти из Китая. И для Индии совсем не вариант терять расположение как США, так и России. Поэтому эти ребята – надо отдать им должное – точно будут стараться усидеть на двух стульях.

Глобальная перестройка неизбежна

Другой собеседник «Первого русского», финансист Лазарь Бадалов, обратил внимание, в свою очередь, что Россия почти полвека формировала свою инфраструктуру для поставки ресурсов в Европу. В прошлом году всё кардинально поменялось. И теперь потоки должны быть переориентированы на другие рынки, в другую часть света.

И нужно быть готовыми к тому, что пока будет создаваться новая инфраструктура, пока будет перестраиваться логистика, такого рода колебания цен на нефть, безусловно, возможны и даже неизбежны.

И не только на нефть. Сейчас такие процессы происходят не только в энергетическом секторе. Полностью перестраиваются рынки – металлов, других видов сырья, готовой продукции, экспортно-импортные сделки. Поэтому важно отдавать себе отчёт в том, что мы находимся в переходном периоде, – подытожил эксперт.

Больше тезисов – в видеоверсии программы «Царьград. Главное».

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА