Информационное агентство Bloomberg пишет, что Индия отказалась оплачивать поставки российской нефти в юанях, так как отношения между государством и Китаем начинают накаляться.

В публикации говорится, что индийское правительство Нарендры Моди отвергло просьбы российских производителей об оплате энергоресурса в юанях, а государству принадлежит около 70 процентов перерабатывающих предприятий. Ранее крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Indian Oil Corp. оплатила несколько партий нефти юанями, но после запрета правительства прекратила это делать.

Проблема оплаты нефти из России беспокоит обоих партнеров, так как платежи в долларах затруднены из-за санкционного давления, в том числе ценового потолка, а платежи в рупиях неудобны российской стороне. Уточняется, что в этой связи торговля между Россией и Индией производится в дирхамах ОАЭ, а в случае превышения потолка производится оплата в рупиях. Переизбыток рупий в России тоже создает определенные трудности, так как эта валюта мало используется в международной торговле.

Одной из причин ослабления рубля минувшим летом называли расчеты за поставки российской нефти в «дружественных», но неконвертируемых валютах. Например, в индийских рупиях. Которые зависли на счетах в индийских банках. Об этом говорил в августе экс-глава банка «Открытие» Михаил Задорнов. Но, как следует из свежей публикации Bloomberg, сейчас расчеты с Индией за российскую нефть идут в основном в дирхамах. По сведениям агентства, Россия настаивает на переводе расчетов за нефть на китайские юани, Индия отказывается по политическим причинам.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов предположил, что России просто не хватает юаней для оплаты китайского импорта. «Дирхам является достаточно хорошей валютой, его курс привязан к американскому доллару. Его легко можно обменять на другие международные валюты. С другой стороны, может быть, юани все-таки нужны России немного больше, потому что товарооборот с Китаем несопоставим с ОАЭ, и есть спрос на юани, чтобы рассчитываться за китайские товары. Кроме того, и внутри российской финансовой системы спрос на юани гораздо выше, чем спрос на дирхамы. Торговля с Индией влияет на курс. Если Индия платит нам в тех валютах, деньги в которых застревают, отчасти речь идет об индийских рупиях. В случае оплаты свободно конвертируемой валютой, в частности дирхамами, я думаю, каких-то проблем не должно быть», — отметил Суверов.

Россия накопила активы в рупиях на миллиарды долларов, учитывая ее значительный торговый профицит с Индией, но изо всех сил пытается использовать эти средства. Дело в том, что рупия не является полностью конвертируемой валютой на международном уровне, что затрудняет ее использование в мировой торговле. Министр иностранных дел России Сергей Лавров еще в мае заявил, что накопление рупий является проблемой, и ведутся дискуссии о том, как перевести эти средства в другую валюту.

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин заявил, что российские нефтяные компании нашли необычное решение проблемы зависших в Индии рупий, полученных за экспортные поставки. Он рассказал, что возврат валютной выручки производится с помощью криптовалют — рупии выводят из Индии через Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) через покупку стейблкоинов (криптовалют, стоимость которых привязана к реальным активам, в частности к доллару), например, USDT. «До недавнего времени трансакции P2P (прямая покупка и продажа криптовалюты пользователями без участия третьей стороны или посредника) в криптовалюте для участников из России были возможны, хотя и были сопряжены с повышенными комиссиями», — сказал он.

Эксперт отметил, что прибыль от продажи российской нефти должна возвращаться в страну и работать на ее экономику. Потавин отметил, что оставлять и инвестировать в Индии с большим трудом заработанную валютную выручку — «не самая лучшая идея».

По словам главы ВТБ Андрея Костина, сейчас крупнейшие российские банки решили проблему конвертации рупий в рубли для возврата валютной выручки. Сделать это удалось благодаря конверсии рупии — рубли, подразумевающей прямые переводы через посредников в Индии и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). За такие операции берется комиссия, а суммарные объемы транзакций по вышеуказанной схеме могут достигать сотен миллиардов рублей ежегодно, отметил банкир.